Сохраняя винил: о технологиях и сути реставрации
Сохраняя винил: о технологиях и сути реставрации
Маша — молодой реставратор и мой личный мистер Корсо: книг за авторством самого Люцифера, подобно герою «Девятых врат», она не держала, но прикасалась, например, к первому изданию «Mein Kampf» 1925-го года — восстанавливала выпавшую страницу. Помимо распространенной книжной реставрации Маша занималась восстановлением виниловых пластинок. Поговорили с ней о том, как с помощью новых технологий исправляют западание звука, реставрируют конверт и сохраняют то самое «звучание времени».
— Насколько трудоемкий процесс восстановления одной пластинки?
— Затраты и трудовые, и денежные очень высокие. Мы реставрировали пластинку «Aqualung» группы «Jethro Tull» 1971-го года, первый пресс (первая партия пластинок — прим.). Над этим в течение семи недель работали одиннадцать человек, стоило это около полумиллиона рублей.
— Что именно вы восстанавливали?
— Было несколько проблем. Во-первых, продавленный конверт — на месте залома уже начала стираться краска (для коллекционеров винила ценность представляет не только пластинка; плохое состояние конверта или, например, потеря прилагавшейся к альбому наклейки заметно понижают стоимость пластинки — прим.). Во-вторых, западание звука. Это проблема, исправлять которую мы научились недавно, ещё лет пять назад это было практически невозможно, насколько я знаю.
— Как проходила работа?
Чтобы исправить эти проблемы, нужно найти точную копию пластинки. Нам повезло: я собираю винил и в моей коллекции оказалась точно такая же. Начали с конверта. В таких случаях сначала изучается картон, из которого конверт сделан. Картон всегда разный: по плотности, по фактуре, бывает глянцевый, матовый, перфорированный (например, альбом «The man who sold the world» Дэвида Боуи выпустили именно в таком). Мы прогнали конверт через лазерный сканер.
Сканирование помогает выделить места, в которых есть повреждения — большинство из них человеческий глаз просто не способен различить. С помощью компьютерного софта на отсканированную модель конверта мы нанесли сетку, выделили квадраты, через которые проходил залом. Выпрямлял его робот: прошелся маленьким прессом ( размер пресса сопоставим с пишущим узлом шариковой ручки — прим. ) по зафиксированным в программе квадратам.
Другой компьютерный софт определяет точный оттенок краски и представляет его в виде кода цветовой системы (RGB, CMYK, общепринятые международные цветовые системы- прим.). Для того, чтобы понять, какой цвет нужен в том или ином случае, сканируем неповрежденный оригинал, когда всё сделано, пропускаем конверт через принтер. Кстати, чем плотнее бумага, тем сложнее принтер.
— Ты говоришь о компьютерном софте. Его можно купить, кто вообще его создает?
— Ты не можешь просто так купить специализированный софт. У каждой студии свои разработки, свои методы, своя техника. Это, в общем-то, «секрет фирмы». Именно поэтому никто не может прийти в студию с фотоаппаратом и отснять процесс работы. Чаще всего машины приходят со своим софтом, и если я захочу его как-то изменить под себя, я напишу производителю. Пользуемся зачастую тем же пакетом Adobe.
— Какие компании производят технику для реставрации?
— Нет категории «техника для реставрации». Понимая, какая перед тобой задача и какая техника нужна, ты можешь позвонить, например, в «Epson» со словами: «Здравствуйте, мне нужен детальный сканер, который сможет создавать фотоизображение с масштабированием 1/120». Всё это выполняется под заказ, последующее обслуживание обеспечивает производитель. Конкретно у нас стоит японская техника, есть ещё одна французская машинка. Чтобы исправить западание звука, мы отправляли пластинку в Германию.
— Почему? В России этим не занимаются?
— Первую часть работы — оцифровку звука — мы провели в России, в профессиональной студии звукозаписи. Мы оцифровывали мою, недеформированную, пластинку, причем в различных условиях: нагревали и остужали её на полградуса, чтобы посмотреть, что происходит со звуком, когда масса (материал, из которого производят пластинки) расширяется или сжимается, записывали, увеличивая и замедляя скорость, меняли иглы — пробовали металлическую, золотую (каждая игла отвечает за свой звук: для проигрывания попсы 80-х используют одну иглу, для прог-рока — другую). Всего мы сделали двадцать одну оцифровку. После наложили все записи друг на друга — и вычислили идеальное звучание, такое музыкальное среднее арифметическое.
Вторую часть работу делали уже в Германии. После оцифровки провели доскональное сканирование самих пластинок. Они при сильном увеличении похожи на кардиограмму: есть круговые звуковые дорожки, выбитые резцом в массе, глубина и форма дорожки на каждом отрезке разные. Западание звука происходит, когда дорожка повреждается: она либо стачивается, либо углубляется. Игла не переходит на следующий виток, может начать прыгать, звук искажается, появляется характерный треск.
— Как технически происходит восстановление звука?
— Лазер удаляет поврежденный отрезок дорожки, просто выжигает эту часть (определяется она ещё при сканировании). Мы удаляли две секунды, это чуть больше одного витка иглы по пластинке. Компьютер, используя скан неповрежденной пластинки и идеальную модель звучания, анализирует разные пиковые точки: на одном участке это может быть соло барабанов, на другом — соло басов. Он вычисляет пик массы (наивысшую точку звуковой дорожки — прим.). На место сточенного фрагмента наплавляется новый, как раз до уровня пика массы. Когда свежая масса остывает (это занимает примерно неделю), лазер выбивает новую звуковую дорожку, аналогичную той, которую отсканировали с неповрежденной копии.
Через нашу студию таким образом прошло три пластинки. Я знаю, что ещё одна студия в Москве этим сейчас занялась — у них контракт с голландцами. Они отреставрировали уже четыре пластинки.
— Насколько это целесообразно — тратить столько времени, сил и денег на реставрацию? Легче же купить новую пластинку?
— Легче. Первый пресс отреставрированной пластинки стоит около 120 000 рублей. Но на экземпляре, который попал к нам, был автограф солиста Иэна Андерсона. Ещё в конверт вложили две фотографии: на первой отец заказчика на концерте Jethro Tull, на второй — Андерсен ставит автограф. Это исторически важный момент для семьи. Это память.
Я вообще вижу задачу реставрации не в том, чтобы восстановить первоначальный вид изделия, а в том, чтобы убрать механические повреждения, которые могут уничтожить предмет. И при этом — сохранить время.
К нам в студию как-то принесли две картины: одна 1927-го года, вторая — 1943-го. Обе — любительское масло. Первую принес классической бандюган из 90-х, такой лысый, с печаткой, из серии: «Сделай по-братски, заплачу любые деньги». Вторую — небольшой такой сломанный пейзажик с Эрмитажем, полуфэнтези — принес дед. Он купил ее у соседа по дому на Невском проспекте, в блокадном Ленинграде, за две курицы и буханку хлеба. Представляешь?
Реставраторской работы в обоих случаях было немного.
Забирать картины заказчики пришли одновременно. Отдала бандюгану — он возмутился: «Это чё такое, почему тут трещины?» Вот эта патина, эти малюсенькие трещинки — это и есть тот шарм, это и есть время картины. Я в этом плане консервативный человек. Если хочешь новую работу — сходи на Арбат, там нарисуют.
А дед понял, в чем смысл: его картина по-прежнему была картиной 1943-го года — я просто остановила процесс разложения. Сохранить память и время — вот суть реставрации.
Вторая жизнь старой грампластинки
Чем украсить стены? Можно бумажными обоями, можно стикерами и наклейками, а вот живущий в Таллинне дизайнер и горячий эстонский парень Павел Сидоренко делает своими руками оригинальные настенные часы из старых виниловых пластинок.
Отличный декоративный элемент для придания интерьеру индивидуальности.
Комментарии
- Войдите, чтобы ответить
А чем вырезались пластинки?
- Войдите, чтобы ответить
Комментарий был удален автором
- Войдите, чтобы ответить
Пластинку можно разогреть в духовке, чтобы она была мягкой, а потом резать ножницами.
Можно разогретым острым ножом
- Войдите, чтобы ответить
Ответы с интернет простора:
1. «Как сделать пластинку «послушной»? На протвень и в духовку, нагретую до 180 градусов! Через несколько мгновений она будет гнуться как миленькая! Пластинка должна быть мягкая, но не сильно горячая. Работать, все же удобнее в перчатках. Я, для примера, сделала подставки для канц. товаров, но полет «виниловых» возможностей безграничен: сережки, браслеты, сумки, горшки для вазонов, тарелки, подставки под пивные стаканы… Пластинку удобно резать, шить, сверлить. Покрывать сверху можно краской, наклейками, мозаикой, делать декупаж и т. д.» (http://barva.org.ua/plastinka/)
2. «Винил надо подогреть и делай что — хочешь. Или разогреть инструмент для работы ( лезвие — сверло и т. д.)»
«Острием ножа. Клинок обмотать малярным скотчем, изолентой, тряпкой и т.д., и резать (точнее царапать обухом к себе) Острие должно быть острым. (http://otvet.mail.ru/question/43776506/)
4. «Таз с водой ставим на газовую плиту, опускаем пластинку. Через пять минут она мягка как пластилин. Вынимаем (лучше щипцами для белья), кладем (отверстие к отверстию) на перевернутый цветочный горшок и обжимаем. Получается кашпо, покрытое складками. Если не получилось с первого раза, можно снова опустить в горячую воду и повторить. Нагретую пластинку можно резать ножницами.» (http://otvety.google.ru/otvety/thread?tid=4a6f11c9ab480240)
5 «Лобзиком получается, но потом требуется долго обрабатывать спил. » (http://forum.omsk.com/viewtopic.php?t=150962)
6. винил (поливинилхлорид) лазером не режется, т.к. при резке образуется дихлорэтан, который ядовит (а вот где нашел потерял)
В целом это не всё, ресурсов по данному вопросу достаточно много, скорей всего пластинки кончатся.
Правильный уход за виниловыми пластинками
Виниловая пластинка уже почти 150 лет используется человеком для записи и распространения музыки. Ввиду своей аналоговой природы винил обеспечивает куда более объемный и яркий звук по сравнению CD-дисками или цифровыми форматами музыки. Однако эта привилегия накладывает определенные обязательства на ценителя «лампового звучания»: виниловые пластинки более уязвимы и требуют особого ухода.
Среди главных преимуществ винила как носителя звука всегда выделяли два пункта: пластинки удобно тиражировать в большом количестве (ввиду доступности метода горячей прессовки) и на них не распространяется действие электрических и магнитных полей. В свою очередь, недостатки более многочисленны и касаются главным образом хранения: на пластинки негативно воздействуют резкие изменения температуры и влажность, они подвержены механическим повреждениям и при частом использовании неизбежно приходят в негодность. Чем дольше у Вас хранится виниловая пластинка, тем ниже ее звуковые характеристики.
Таким образом, винил довольно хрупок и требует не меньшей заботы, чем крошечный пушистый котенок. Способ хранения и уход за винилом оказывает большое влияние на качество записей и их долговечность.
Ниже мы изложим основные меры по уходу за винилом: они касаются как хранения пластинок, так и непосредственного «ручного» обслуживания.
Самое фундаментальное и простейшее условие для сохранения изначальных характеристик виниловой пластинки. Складировать и хранить винил следует исключительно в вертикальном положении.
Если складывать пластинки друг на друга, со временем неизбежно произойдут деформации. Вернуть им форму Вы уже не сможете. Больше всего от складирования «друг на друга» пострадают самые нижние пластинки. Конверты тоже будут испорчены: на них появятся круглые пятна, ведь долгое время они будут плотно прижаты друг к другу.
Итак, коллекцию винила следует хранить в вертикальном положении: пластинки должны стоять «ребром», рядом друг с другом. Идеальный способ разместить пластинки таким образом — купить специальный холдер для винила. Удобный металлический холдер, напоминающий стеллаж или полку, позволит правильно разместить всю вашу коллекцию в одном месте.
Рекомендуем обратить внимание на специальные подставки для винила от PLAY VINYL.
Наши холдеры отличаются отменным минималистичным дизайном, они прочны и долговечны (изготовлены из металла), стоят совершенно недорого. Что важно, холдеры от PLAY VINYL учитывают стандартную высоту конверта, что равняется 32 см, так что расстояние между полками не превышает 33 см. Оптимальные габариты — для правильного и эстетичного хранения винила.
Огромный плюс хранения пластинок в специальном холдере, помимо защиты от деформации — защита от повреждений. Когда винил хранится где придется — в коробке или ящике, — высок риск, что в какой-то момент Вы или Ваши друзья просто перевернут пластинки, наступят на них. При наличии металлического холдера такой нежеланный сценарий исключен.
Пластинка может оставаться без конверта лишь то время, что она крутится на Вашем проигрывателе. Во всех остальных случаях винил должен находиться в родной обложке или специально купленном конверте.
Конверт защитит винил от пыли, контакта с жидкостями и механических повреждений, Наличие обложки защитит Вашу коллекцию от царапин и вмятин, способных навсегда испортить звучание любимого альбома. Учитывая, что со временем оригинальный конверт неизбежно износится, советуем позаботиться о покупке нового внутреннего конверта и внешней обложки.
Поделки из виниловых пластинок
Старые виниловые пластинки, конечно, хранят в себе не только записи музыки, сказок или радиоспектаклей. Это еще и целый пласт культуры, наши воспоминания, а у кого-то — и огромные суммы денег, выложенные за дефицитный диск! Но тем не менее, пластинки старятся, некоторые (излишне поцарапанные) уже не играют, да многим и не на чем уже играть. Что же делать, если выбросить их не поднимается рука? Есть разные возможные варианты поделок из пластинок. Кстати, что можно сделать из старых CD-дисков, посмотрите здесь.
Мастер-класс по изготовлению картины из музыкальной пластинки
Один из вариантов использования старых пластинок покажет Василий Моисей.
«Наверное, у каждого дома есть старые вещи, которыми уже никто не пользуется. А задумывались ли Вы, как ещё они могут Вам послужить? На примере музыкальной пластинки я покажу, что новое предназначение этой вещи ничем не хуже предыдущего. К тому же, эта картина может стать оригинальным подарком!
Итак, для работы нам понадобятся следующие материалы:
- клеящаяся бумага (далее — фолия),
- пластинка, ,
- канцелярский нож,
- цветной картон.
1. Выбираем мотив для нашей картины (в нашем случае сюжет приурочен ко дню Святого Валентина).
2. Переносим рисунок на обычную бумагу и аккуратно вырезаем.
3. Шаблон переносим на клеящуюся бумагу, учитывая размеры выбранной пластинки.
4. Вырезаем с помощью канцелярского ножа и аккуратно наклеиваем рисунок на пластинку. Если нужно, то добавляем другие дополнительные элементы декорирования. Мы ограничились сердечками.
5. Клеим готовую картину-пластинку на картонную основу.
6. Желательно оформить творение в рамку. Мы делали на заказ.
7. Вешаем на стену и наслаждаемся (или дарим и наблюдаем, как радуется друг). »
Часы «Дары осени» (декупаж пластинки)
Мастер-класс подготовила Яковлева Яна.
Приготовьте материалы и инструменты:
- пластинка,
- механизм часов со стрелками,
- салфетки для декупажа,
- белая и черная акриловая краска,
- акриловый лак,
- кисточки,
- наждачная бумага,
- клей,
- сушеный горох (половинки),
- фен.
Грунтуем виниловую пластинку белой акриловой краской.
Покрываем загрунтованную пластинку акриловым лаком.
Выбираем мотив для будущих часов из бумажных салфеток.
Убираем белые слои салфетки, цветной слой кладем на пластинку. Покрываем акриловым лаком, кистью выгоняем пузыри, разглаживаем складки.
Сушим изделие феном.
Удаляем излишки салфетки наждачной бумагой.
Красим горох черной акриловой краской.
Приклеиваем горох, обозначая цифры. Устанавливаем часовой механизм.
Поделки из пластинок (фото)
Еще поделки из пластинок, присланные нашими читателями:
Панно на день св.Валентина от Тимофеевой Анны Федоровны:
Другие идеи в интернете:
Всевозможные часы (из пластинки вырезаются нужные формы):
Вазы. Чтобы добиться нужной вам формы, пластинку разогревают в духовке до температуры 100 градусов, затем изгибают (или оборачивают ею нужный предмет), потом охлаждают.
По мотивам Сальвадора Дали:
Вот такой довольно романтичный подсвечник
горшок для цветов
или подставка для фруктов и пирожных:
Пластинки можно расписывать (как и диски) или обрабатывать в технике декупаж.
И даже сумки, как на фото, в винтажном стиле:
И такие панно в виде бабочек:
В общем, из старой пластинки тоже можно сделать интересные поделки и предметы интерьера. Присылайте свои фотографии поделок, полюбуемся вместе!
Еще интересно:
Присылайте свои фотографии
А мне было бы жаль пластинки.
Конечно, жаль, с ними столько воспоминаний связано. Но старые проигрыватели, наверно, мало у кого уже остались.
И лежат пластинки, пылятся, как и аудиокассеты, видеокассеты…
Видимо, это мы такие «старьёвщики»: у нас «хранятся» не только пластинки, аудио- и видеокассеты, но и то, на чём их «проигрывать». А записи с пластинок можно перевести на диски, на них ведь много замечательных записей музыки, спектаклей, сказок, будет очень жалко, если всё это пропадёт. =)
Ольга, Вы, наверно, просто давно не переезжали, особенно между городами 🙂
У нас тоже много чего хранилось… до поры до времени. До сих пор вспоминаю некоторые брошенные вещи, книжки… *SORRY*
А записи сейчас почти все можно найти в интернете, уже оцифровано до нас. Так что с носителями уже проще, главное, свои фотки и видео вовремя оцифровывать.
А Вы видели диафильмы, выложенные в сети? Мне так интересно было детство вспомнить, а дети мои вообще не поняли.
Лариса, переезжать мне приходилось только внутри нашего города, «зато» с двумя маленькими детьми, это тоже «весело».
Диафильмы было бы интересно посмотреть! Ссылочкой не поделитесь?! Из своих диафильмов помню только два: «Носишка в стране Прозрачных вод» (про что не помню, запомнился только костюм главной героини и «декорации») и «Голубой корбункул» по Конандойлю (всегда работала «чтецом» для всей семьи, наверное, им самим читать такой «длинный» текст было лень).
А вот записи с пластинок в интернете можно найти не все, например, спектакли и сказки далеко не все удаётся найти, также песни 70-х — 80-х годов не все можно найти. =)
Доброго дня! Хотел бы внести не большой вклад в вашу дискуссию… Доводилось мне 7 раз за 1 год переезжать внутри города со всей мебелью, бытовой техникой и другими пожитками со съемной квартиры на съемную и в итоге на свою, потом свою пришлось продать, снова на съемную, после этого переехали в большую квартиру к теле, а потом продали ее и из Сибири переехали в ростовскую область за 5 тысяч километров…. Это так же при наличии 2х малявочек…. Суть не в этом. Все это время я возил за собой коллекцию виниловых пластинок в размере 200 шт, проигрыватель, усилитель и акустическую систему… Дело ни в сложности, а в желании слушать виниловые пластинки! Поверьте, это потрясающе (особенно если аппаратура хорошая).
Здравствуйте, Никита!
Я Вас вполне понимаю, у меня отец тоже переезжал неоднократно, и лучшие свои раритетные пластинки с собой возит. А вот те, что он нам оставил, увы, не сохранились. Да и аппаратуры хорошей у нас не было, только какой-то простецкий самодельный проигрыватель.
Давеча на « Дикой мяте » я видела в продаже виниловые пластинки, были знакомые (особенно детские :)), но при всем желании их сейчас не на чем слушать.
Но вот так резать или гнуть, конечно, рука не поднялась бы. Хотя, были ж наверняка и пластинки с не самым лучшим содержанием :). Вроде как даже записи выступлений с разных съездов издавались… хотя тоже теперь история 🙂
Лариса, у нас в городе недавно открылся магазин, где продаются ВИНИЛОВЫЕ ПЛАСТИНКИ. Да ещё и недалеко от нашего дома, на полпути от работы мужа до дома. Муж говорит, магазин большим спросом пользуется. 😉
Сто лет не слушала пластинки. Интересно, что же в них такого завораживающего, легкое поскрипывание? 🙂
«Поскрипывает» телега — у пластинок лёгкое потрескивание, шипение (у старых пластинок). Меломаны утверждают, то у виниловых пластинок звук ЖИВОЙ, в них есть ДУША. 😉
Никита, Вы абсолютно правы. Меня Ваши героические переезды не удивляют, а скорее — ВОСХИЩАЮТ *BRAVO* *BRAVO* *BRAVO*
Моя бабушка в 1941 году ехала с Украины в эвакуацию в Сибирь беременная с дочкой-школьницей в вагоне-теплушке без удобств и при этом везла с собой ПАТЕФОН, ПЛАСТИНКИ, НЕСКОЛЬКО КНИГ И НОТЫ дочки. В 70-е годы она вернулась на Украину и увезла с собой те самые пластинки.
Интересные идеи, особенно разные вариации часов понравились, а подставки под цветы сама когда то делала, когда еще пластинки в запасе были.