Какого рода существительное слово ножницы
Какого рода существительное слово ножницы?
Как определить род существительного? Перед тем как выяснить, какого рода слово ножницы, давайте узнаем, как определять род у существительных во множественном числе. Иногда с определением могут возникнуть сложности, однако, эта статья легко поможет вам разобраться с данным вопросом.
В любом учебнике или справочнике по грамматике русского языка будет сказано, что различают несколько родов принадлежащих к имени существительному, бывают мужской, женский и средний. Довольно легко можно определить их, просто добавив местоимение «мой». Например:
- мой учебник, мой чай, мой диван — примеры существительных мужского рода;
- моя крепость, моя сестра, моя одежда — женского;
- моё оборудование, моё жилье, моё искусство — среднего.
Помимо этого, в большинстве случаев, определить род можно по полу, в том случае если имеется указание на людей. Например:
- мой отец, мой наставник — мужской;
- моя жена, моя учительница — женский.
И также определить род можно, поставив то или иное слово в именительную форму падежа в единственном числе. Типичное окончание для женского рода — это -а или -я. Например: кружка, земля, подушка. Типичным окончанием для слов мужского будет нулевое окончание — стул, медведь, автомобиль. Для слов среднего же рода типичное окончание — это -о или -е, к примеру — молоко, мороженое, слово.
Как узнать, какого рода слово ножницы?
Некоторые существительные, такие как ножницы, обладают исключительно формой единственного или же формой множественного числа. К примеру, рассматриваемое в данной статье слово ножницы обозначает парный предмет и имеет исключительно форму множественного числа. А значит не может иметь каких-либо форм единственного числа, соответственно слово ножницы невозможно отнести ни к одному из трёх существующих родов. Помимо этого, имя существительное, которое обладает исключительно формой множественного числа (шахматы, выборы, очки, ножницы, дрожжи) не изменяются по падежам, т. е. у них не определяется склонение, так как они не склоняются.
Итак, закрепим материал, отвечая, заодно, на главный вопрос статьи:
- Слово ножницы обозначает парный предмет, имеет форму множественного числа, не склоняется и не относится ни к одному из трёх родов.
А также помимо ножниц существует ещё огромное количество слов, употребляющихся только во множественном или единственном числе. Давайте рассмотрим их.
Примеры существительных, употребляющихся исключительно в единственном числе:
- Обозначают названия большинства веществ (мёд, нефть, цемент).
- Говорят о тех или иных признаках, абстрактных качествах, действиях, состояниях или, иначе говоря, так называемые отвлечённые существительные (доброта, смех, горе).
- Большая часть собирательных существительных, указывающих на некую совокупность предметов (листва, крестьянство, детвора, посуда).
- Названия, имена, клички, слова, пишущиеся с большой буквы или, проще говоря, имена собственные (Урал, Александр, Россия, Байкал).
Только во множественном числе:
- Как и в случае со словами, употребляющимися исключительно в единственном числе, это существительные обозначающие названия веществ (дрожжи, чернила, опилки).
- Названия каких-либо процессов, игр, действий или отвлечённые существительные (шахматы, выборы, шашки).
- Предметы, которые состоят из двух частей или парные предметы (очки, ножницы, ворота).
- Названия отрезков времени или природных явлений (сутки, сумерки, заморозки).
- Имена собственные (Альпы, пьеса «Люди»).
- Собирательные существительные (деньги, финансы).
Помимо всего этого, в русском языке стоит ещё обратить ваше внимание на слова, обозначающие парные предметы, к примеру, обувь. То, как корректно писать их в единственном числе следует просто запомнить. Например:
- кеды — в единственном числе — один кед;
- ботинки — один ботинок;
- сланцы — один сланец;
- туфли — одна туфля;
- гольфы — один гольф;
- рельсы — один рельс.
Встречаются также слова иноязычного происхождения, относящиеся к несклоняемым существительным. Данные слова, как правило, относят к среднему роду. Например:
- жюри, алиби, меню.
Однако, встречаются и исключения:
- торнадо, кофе, пенальти.
Исключения
Существительные общего рода
Существует в русском языке ещё и определённая группа имён существительных которые обладают значениями как женского, так и мужского рода. Они относятся к именам существительным общего рода и определить, к какому конкретно роду они принадлежат, можно только благодаря контексту предложения. Как правило, такие слова дают некую оценочную характеристику, относятся к первому склонению и имеют окончания вида —а или —я. Примеры:
- соня, неряха, плакса, забияка, невежа.
Примеры предложений с существительным общего рода, определить который можно исключительно благодаря контексту самого предложения:
- Какой же ты всё-таки плакса! (мужской род).
- Какая же ты у нас плакса! (женский).
- Знаешь, наш сын такой грязнуля. (мужской).
- Наша дочь такая соня. (женский).
Подводя итог этой статьи, нелишним будет напомнить о том, что все существительные, которые используются только во множественном числе, такие как: ножницы, очки, шахматы и прочее — не имеют рода, а также, у таких слов нельзя определить склонение.
§ 155. Окончания творительного падежа множественного числа -ями – -(ь)ми
В парах дверями – дверьми, дочерями – дочерьми, лошадями – лошадьми более употребительны вторые варианты (первые рассматриваются как книжные и в той или иной степени устарелые, но обычно переговоры за закрытыми дверями).
При нормативных формах костями, плетями сохраняется во фразеологических оборотах форма с ударяемым окончанием -(ь)ми: лечь костьми, наказать плетьми.
Читайте также
§ 150. Окончания родительного падежа единственного числа существительных мужского рода -а(-я) – -у(-ю)
§ 150. Окончания родительного падежа единственного числа существительных мужского рода -а(-я) – -у(-ю) В родительном падеже возможны вариантные окончания в сочетаниях типа стакан чаю – стакан чая, много народу – много народа. Форма на -у(-ю), с присущим ей разговорным
§ 151. Формы винительного падежа одушевленных и неодушевленных существительных
§ 151. Формы винительного падежа одушевленных и неодушевленных существительных 1. Возможны варианты: изучать бактерии – изучать бактерий, исследовать бациллы – исследовать бацилл, уничтожать микробы – уничтожать микробов; то же в отношении слов зародыши, личинки,
§ 152. Окончания предложного падежа единственного числа существительных мужского рода -е – -у(-ю)
§ 152. Окончания предложного падежа единственного числа существительных мужского рода -е – -у(-ю) Различие между указанными формами может быть связано со значением (ср.: на доме – на дому) или со стилистической окраской (ср. книжный вариант в отпуске и разговорный в отпуску).
§ 153. Окончания именительного падежа множественного числа существительных мужского рода -ы(-и) – -а(-я)
§ 153. Окончания именительного падежа множественного числа существительных мужского рода -ы(-и) – -а(-я) В современном языке продуктивно образование форм на -а?(-я?) типа колокол?, закром?. В одних случаях подобные формы на протяжении длительного периода прочно закрепились в
§ 154. Окончания родительного падежа множественного числа
§ 154. Окончания родительного падежа множественного числа 1. Многие имена существительные мужского рода с непроизводной основой на твердый согласный (кроме шипящих) имеют в родительном падеже множественного числа форму без окончания (так называемое нулевое окончание).
§ 156. Употребление единственного числа в значении множественного
§ 156. Употребление единственного числа в значении множественного Форма единственного числа употребляется в значении множественного в ряде случаев: 1) при обозначении целого класса предметов с указанием их характерных признаков, например: Собака – друг человека; Сосна –
§ 152. Окончания родительного падежа единственного числа существительных мужского рода — а(-я) — у(-ю)
§ 152. Окончания родительного падежа единственного числа существительных мужского рода — а(-я) — у(-ю) В родительном падеже возможны вариантные окончания в сочетаниях типа стакан чаю — стакан чая, много народу — много народа. Форма на — у(ю), с присущим ей разговорным
§ 153. Формы винительного падежа одушевленных и неодушевленных существительных
§ 153. Формы винительного падежа одушевленных и неодушевленных существительных 1. Некоторые существительные склоняются по типу одушевленных и неодушевленных, например: изучать живые существа — изучать живых существ, рассматривать бактерии — рассматривать бактерий,
§ 154. Окончания предложного падежа единственного числа существительных мужского рода — е — у
§ 154. Окончания предложного падежа единственного числа существительных мужского рода — е — у Различие между указанными формами может быть связано со значением (ср.: на доме — на дому) или со стилистической окраской (ср. книжный вариант в отпуске и разговорный в
§ 155. Окончания именительного падежа множественного числа существительных мужского рода — ы(-и) — а(-я)
§ 155. Окончания именительного падежа множественного числа существительных мужского рода — ы(-и) — а(-я) В современном языке наряду с формами существительных в именительном падеже множественного числа на — ы(-и) продуктивно образование форм на — а?(-я?) типа инспектора?,
§ 156. Окончания родительного падежа множественного числа
§ 156. Окончания родительного падежа множественного числа 1. Многие имена существительные мужского рода с непроизводной основой на твердый согласный (кроме шипящих) имеют в родительном падеже множественного числа так называемое нулевое окончание. Сюда
§ 157. Окончания творительного падежа единственного и множественного числа
§ 157. Окончания творительного падежа единственного и множественного числа 1. В парах зимой — зимою, страной — страною, доро?гой — доро?гою вторая форма является архаичной.2. Варианты окончаний в парах дверями — дверьми, дочерями — дочерьми являются равноправными, но
§ 158. Употребление единственного числа в значении множественного и множественного в значении единственного
§ 158. Употребление единственного числа в значении множественного и множественного в значении единственного 1. Форма единственного числа употребляется в значении множественного в ряде случаев:1) при обозначении целого класса предметов с указанием их характерных
34. Проверка гипотезы о значимости частного и множественного коэффициентов корреляции
34. Проверка гипотезы о значимости частного и множественного коэффициентов корреляции Предположим, что по данным выборочной совокупности была построена линейная модель множественной регрессии. Задача состоит в проверке значимости частных и множественного
6.8. Категории рода, числа и падежа имен существительных
6.8. Категории рода, числа и падежа имен существительных Лексико-грамматическая категория рода присуща всем существительным (за исключением слов, употребляемых только во множественном числе: сани, ножницы, сливки, ворота). Она является синтаксически независимой – род
Слова во множественном числе, взывающие трудности при использовании русского языка
С множественным числом некоторых слов в русском языке не все бывает так просто, как может показаться на первый взгляд. Особенно это касается слов в родительном падеже. Килограмм апельсин или килограмм апельсинов? Пара носок или пара носков? Грузин или грузинов? Кроме того, в некоторые существительные имеют вообще две формы множественного числа. Это могут быть разные слова или разные значения одного и того же слова.
А если еще вспомнить о том, что форма склоняемого слова может изменять стилистическую окраску самого слова, например, слесаря, месяца, а еще про слова-исключения, например, директора или доктора, и разную смысловую нагрузку в зависимости от окончания, например, пропуска (на объект) или пропуски (занятий), то запутаться становиться довольно легко.
Общие сведения
Правило 1
В родительном падеже множественного числа большинство существительных имеют окончания
- -ов/-ев в мужском роде (огурцов, листов),
- Нулевые для женского и среднего рода (окон, машин)
Правило 2
Существительные в родительном падеже множественного числа, которые не имеют вариантов единственного числа необходимо просто запомнить. Например, название парных предметов обуви и одежды (сапог, перчаток), название отдельных групп людей (солдат, грузин), наименование отдельных единиц измерения (ампер)
Вот несколько примеров слов множественного числа, которые могут вызвать затруднения
- Килограмм мандарин или килограмм мандаринов. Тут действует правило для названий овощей и фруктов мужского рода, заканчивающихся на твердых согласный, в родительном падеже множественного числа они будут иметь окончание – ов. То есть правильный вариант будет апельсинов, бананов, мандаринов, баклажанов, помидоров и так далее. Единственное исключение в этом случае будут яблоки. Множественное число «яблоков» сегодня считается простонародным, поэтому правильно будет использовать слово во множественном числе, как «яблок».
- Пять банок соленьев или пять банок солений. Правильный вариант солений. Тут определенного правила нет, просто стоит это запомнить.
- Полный ящик чулок/носков/гольфов или полный ящик чулок/носок/гольф. Изначально все эти слова имели единый правильный вариант чулков/носков/гольфов. Со временем «чулки» утратили длинную форму слова в родительном падеже множественного числа. Сегодня правильно говорить «чулок», хотя форму «чулков» можно встретить в некоторых словарях до сих пор как устаревший вариант. Хотя и форма «носков» в некоторых словарях допускается как правильная. Но официальный русский язык сегодня говорит нам о том, что гольфы и носки в родительном падеже множественного числа будут все-таки в форме «носков» и «гольфов».
Нет шортов или нет шорт. А вот тут и тот и другой вариант будут правильными. Просто потому, что само слово шорты имеет только множественное число. Раньше правильным вариантом считалась только форма «шорт». Но сегодня Русский Орфографический словарь РАН говорит, о том, что оба выражения являются равнозначными.
В районе много яслей или в районе много ясель. Слово «ясли» употребляется только во множественном числе и не имеет варианта использования в единственном числе. Поэтому в родительном падеже будет «яслей». Кроме того, стоит напомнить, что ударение в слове всегда выпадает на первую «Я».
Много брелков или много брелоков. Правильный вариант брелоков. Такой вариант обусловлен тем, что слов имеет французские корни и по правилам склоняется так: брелок, брелока, брелоки, брелоков и т.д. Но в устной речи невыпадающая буква «о» довольно часто теряется, от чего и появляются привезенные из путешествий брелки или ключи на брелке. И эта распространенная форма употребления слова появляется и в словарях, правда пока с пометкой, что это разговорный вариант.
Один текст, много текстов или текста. Форма множественного числа — «текста» сегодня приравнена к жаргонной, поэтому правильной будет форма «тексты», а в родительном падеже «текстов».
Лагерь: лагери или лагеря. Это тоже хитрое слово, множественное число которого зависит от значения слова. Если мы говорим о детском оздоровительном лагере, то множественное число будет лагеря. Запомнить это просто, потому что «летом вся ребятня уезжает на моря и в детские лагеря». А вот если мы говорим о политических течениях и направлениях, то множественное число будет «лагеря»
Надеюсь, что теперь вам стало проще ориентироваться в многообразии русского языка, и говорить и писать вы станете грамотнее.
Склонение существительных среднего рода. Множественное число. Падежи: Nominativ, Genitiv, Akuzativ
Падежи:
Nominativ (1. Pád) Кто? Что?
Genitiv (2. Pád) Кого? Чего?
Akuzativ (4. Pád) Кого? Что?
К существительным среднего рода в чешском языке относятся существительные, которые заканчиваются на:
- -о: auto, oko, dílo (тип склонения město)
- -е: koště, děvče, doupě, štěně, kotě (по примеру склонения moře и kuře)
- -í – это существительные, которые получаются от глаголов: stavět – stavení, bydlet – bydlení, koupat – koupání.
- слова с окончанием-um: muzeum, album, centrum, studium, individuum, plénum
Существительные, которые перед окончанием -um имеют:
- гласную, склоняются по примеру слова studium: muzeum, gymnázium, sympozium, vakuum
- согласную склоняются по примеру слова spektrum: centrum, datum, album, maximum
1. p. | studia | spektra |
2. p. | studií | spekter |
4. p. | studia | spektra |
Существительные среднего рода в чешском языке склоняются по примеру следующих слов: město, moře, kuře, stavení.
Сейчас мы разберемся со множественным числом и только с тремя падежами, потому что вопросы падежей совпадают, и так легче запомнить окончания. Подробнее о Средний род в чешском языке. Единственное число.
Множественное число
Kdo? Co? Кто? Что? | města | moře | kuřata | stavení |
Koho? Čeho? Кого? Чего? | měst | moří | kuřat | stavení |
Koho? Co? Кого? Что? | města | moře | kuřata | stavení |
Как и в русском, существуют исключения из правил. Учить все сразу смысла не имеет, но два из них, очень распространённые в языке, стоит запомнить. Это существительные oko – oči и dítě – děti.
Kdo? Co? Кто? Что? | oči | děti |
Koho? Čeho? Кого? Чего? | očí | dětí |
Koho? Co? Кого? Что? | oči | děti |
Как видите, тут и учить нечего – нужно просто запомнить, что форма oči и děti практически одинакова для этих трех падежей, единственное, i меняется на í.
В чешском, как и в русском языке, существуют существительные, которые имеют формы только множественного числа, но при этом обозначают только одну вещь.
nůžky – ножницы
dveře – дверь
ústa – рот
В чешском языке они называются «pomnožná».
Мы уже знаем, что для правильного склонения существительного нам необходимо слово-образец. Мы предлагаем вам пользоваться следующей шпаргалкой:
если существительное оканчивается на букву -а, то мы склоняем его по примеру мн. ч. слова žena (Женский род. Множественное число), если нет, то по примеру мн. ч. слова město
По примеру мн. ч. слова město будут склоняться такие слова как: příušnice, sáňky, tepláky, brýle.
По примеру мн. ч. слова žena будут склоняться такие слова как: vrata, játra.
Dveře jsou otevřené. – Дверь открыта.
Má pěkná ústa. – У нее красивый рот.
Прилагательные среднего рода во множественном числе получают окончание -á.
Есть еще т. н. «мягкое прилагательное» – для него характерно мягкое окончание -í.
Наиболее употребляемые прилагательные этой группы: mobilní, právní, cizí, krajní, denní, noční, místní, lokální, státní, poslední, první, třetí, finanční, ostatní.
С прилагательными в чешском языке все очень просто.
Вводим их в наши таблички и получаем:
Kdo? Co? Кто? Что? | mladá / jarní | města | moře | kuřata | stavení |
Koho? Čeho? Кого? Чего? | mladých / jarních | měst | moří | kuřat | stavení |
Koho? Co? Кого? Что? | mladá / jarní | města | moře | kuřata | stavení |
Как и в русском, падежам соответствуют разные предлоги.
Кого? Чего? (Genitiv = 2. pád)
od – Tuto nemoc mohou od divokých prasat dostat i domácí prasata. – Этой болезнью могут заразитсься домашние свиньи от диких.
z – Ze stavenišť odjely všechny stroje. – Со строек уехали все машины.
do – Lidé se stěhují z vesnic do velkých měst. – Люди перезжают из деревень в большие города.
bez – Bez vesel daleko nedoplujeme. – Без вёсел мы далеко не доплывем.
krom(ě) – Kromě telefonních čísel potřebuji adresy. – Кроме телефонных номеров мне нужны адреса.
místo – Místo chodidel jsem si namazala ruce. – Вместо стоп я намазала руки.
podle – Podle těch dat myslím, že se někde stala chyba. – Судя по этим датам, я думаю, что где-то допущена ошибка.
podél / kolem – Podél hřišť jsou chodníky. – Вдоль площадок есть тротуары.
okolo – Okolo / kolem jezer jsou lesy. – Вокруг озёр леса.
u – Zůstaň u zavazadel. – Останься у багажа.
vedle – Vedle koťat sedí štěňata. – Возле котят сидят щенки.
během – Během všech období tohoto roku jsme měli zisky. – В течение всех периодов этого года мы получали прибыль.
pomocí – Pluli jsme pomocí vesel. – Мы плыли с помощью вёсел.
Кого? Что? (Akuzativ = 4. pád)
pro – Mám jídlo pro koťata. – У меня есть еда для котят.
za – Chytla jsem ho za ramena. – Я схвотила его за плечи.
před – Před křesla dáme stůl. – Перед креслами поставим стол.
mimo – Voda teče mimo umyvadla! – Вода течет мимо умывальников.
na – Manžel dává oblečení na křesla. – Муж кладёт одежду на кресла.
pod(e) – Vysadila jsem pod okny krokusy. – Я посадила под окна крокусы.
skrz(e) – Skrze okna svítí slunce. – Через окна светит солнце.
o – Postarám se o zvířata. – Я позабочусь о животных.
po – Byl jsem po kolena ve vodě. – Я был по колена в воде.
v – V polích už začíná růst obilí. – В полях уже начинает расти зерно.