Поиск ответа
Поиск ответа
В Выражении » круглый стол — дискуссия» требуется постановка тире или дефиса?
Ответ справочной службы русского языка
Вопрос № 303727 |
Записаться на заседание «круглого стола» НА ТЕМУ или ПО ТЕМЕ
Ответ справочной службы русского языка
Лучше избегать таких конструкций. Возможны замены: круглый стол «Название»; круглый стол , посвященный вопросам (проблемам); круглый стол по вопросам и т. д.
Вопрос № 299853 |
Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, как правильно сказать: «состоялся круглый стол » (мероприятие) или «состоялось заседание круглого стола»? Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Вопрос № 298633 |
Здравствуйте. Как правильно произносить? В 14.00 состоится круглый стол или будет проходить круглый стол ?
Ответ справочной службы русского языка
Вопрос № 294987 |
Господа, подскажите, пожалуйста, как писать частицу «-то» в таком случае? А ты «Мертвые души-то» читал? А ты «Мертвые души»-то читал?
Ответ справочной службы русского языка
Рекомендаций для подобных случаев в справочниках по правописанию пока нет. Из предложенных Вами вариантов лучше второй. Он выглядит диковинно, но не искажает названия, как в первом варианте. Однако более предпочтительным представляется написание без знака препинания: А ты «Мертвые души» то читал? Когда приставка или часть сложного слова, требующая слитного написания, присоединяется к словосочетанию, она пишется раздельно. Ср.: лже доктор наук, псевдо произведение искусства, теле круглый стол , мини стиральная машина; экс Советский Союз, псевдо Ван Гог, пол рабочего дня, пол столовой ложки, пол Московской области. Это правило можно распространить и на написание постфикса то , присоединяемого к словосочетанию.
Спасибо за очень интересный вопрос. Мы передадим его в Орфографическую комиссию РАН.
Вопрос № 290520 |
Здравствуйте, уважаемые сотрудники «Грамоты.ру»! В процессе вычитки монографии о взаимодействии колеса и рельса столкнулась с непростым случаем. Помогите, пожалуйста, разобраться: как следует написать словосочетание _чудо смазочный материал_? Смущает то, что приложение относится к сочетанию слов, а не к одному слову. В «Справочнике по правописанию и литературной правке» Д. Э. Розенталя подобного случая, к сожалению, не нашла. Замена на _чудо-смазку_ нежелательна, т. к. авторы по определенным причинам не употребляют слово «смазка» в своей работе. Заранее благодарна вам за ответ и спасибо за вашу непростую работу! С уважением, Любовь
Ответ справочной службы русского языка
Правильно раздельное написание. Оно соответствует следующему правилу.
Недопустимо слитное или дефисное написание с приставкой или первой частью сложного слова, если вторая часть содержит пробел, т. е. представляет собой сочетание слов. В этих случаях слитные или дефисные написания, рекомендуемые основными правилами, должны заменяться раздельными. Например, следует писать: лже доктор наук, псевдо произведение искусства, теле круглый стол , мини стиральная машина; экс Советский Союз, псевдо Ван Гог, пол рабочего дня, пол столовой ложки, пол Московской области (Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В. В. Лопатина. М., 2006. § 153).
Вопрос № 290117 |
В ответе № 289579 у вас — «экс-глава ФСИН», а в 285000 — «экс сотрудник ЦРУ». Где истина? Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Недопустимо слитное или дефисное написание с приставкой или первой частью сложного слова, если вторая часть содержит пробел, т. е. представляет собой сочетание слов. В этих случаях слитные или дефисные написания, рекомендуемые основными правилами, должны заменяться раздельными. Например, следует писать: лже доктор наук, псевдо произведение искусства, теле круглый стол , мини стиральная машина; экс Советский Союз, псевдо Ван Тог, пол рабочего дня, пол столовой ложки, пол Московской области.
При этом в сочетаниях экс-сотрудник ЦРУ, экс-глава ФСИН вторая часть сложного слова представлена одним словом (сотрудник, глава), т. е. возможно самостоятельное употребление сочетаний экс-сотрудник, экс-глава. Таким образом, правило о замене дефиса пробелом не распространяется на эти слова.
Вопрос № 288139 |
Спасибо за ответ про «экс»! А «экс начальник управления» и «экс директор программы» тоже можно писать по-разному? И какой вариант предпочесть? Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Нужно писать раздельно. Вот общее правило на этот счет:
«Недопустимо слитное или дефисное написание с приставкой или первой частью сложного слова, если вторая часть содержит пробел, т. е. представляет собой сочетание слов. В этих случаях слитные или дефисные написания, рекомендуемые основными правилами, должны заменяться раздельными. Например, следует писать: лже доктор наук, псевдо произведение искусства, теле круглый стол , мини стиральная машина; экс Советский Союз, псевдо Ван Гог, пол рабочего дня, пол столовой ложки, пол Московской области; то же в парных конструкциях с полу: полудеревни — полу дачные посёлки, полусанаторий — полу дом отдыха, полупародия — полу литературный фельетон, полуясли — полу детский сад«.
Вопрос № 287651 |
Название мероприятия КРУГЛЫЙ СТОЛ пишется с большой буквы или нет?
Ответ справочной службы русского языка
Если речь идет не об официальном названии мероприятия, то слова круглый стол пишутся с маленькой буквы, например: специалисты приняли участие в круглом столе по вопросам экологии.
Вопрос № 284921 |
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как писать лже крымское шампанское? И есть ли какое-то правило на этот случай, когда приставка «лже-» относится к двум словам?
Ответ справочной службы русского языка
Да, такие правила существуют. Они называются правилами координации. Вот выдержка из этих правил.
Недопустимо слитное или дефисное написание с приставкой или первой частью сложного слова, если вторая часть содержит пробел, т. е. представляет собой сочетание слов. В этих случаях слитные или дефисные написания, рекомендуемые основными правилами, должны заменяться раздельными. Например, следует писать: лже доктор наук, псевдо произведение искусства, теле круглый стол , мини стиральная машина; экс Советский Союз, псевдо Ван Гог, пол рабочего дня, пол столовой ложки, пол Московской области. (Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В. В. Лопатина. М., 2006.)
Однако сочетание (лже) крымское шампанское может быть понято двояко и, соответственно, иметь разные написания. Лже крымское шампанское – это какой-то напиток, выдаваемый за крымское шампанское (лже + крымское шампанское), лжекрымское шампанское – это шампанское, которое сделано не в Крыму, но выдается за крымское.
Вопрос № 281270 |
Ответ справочной службы русского языка
Сочетание круглый стол пишется без кавычек.
Вопрос № 277108 |
Ответ справочной службы русского языка
Это сочетание в кавычки не заключается.
Вопрос № 271165 |
Ответ справочной службы русского языка
Вопрос № 268323 |
Ответ справочной службы русского языка
Оба слова пишутся с маленькой буквы: состоялся круглый стол .
Однокоренные слова
В нашей речи мы часто встречаем похожие по звучанию, написанию слова, которые схожи и по смыслу.
Сравните: подосиновик, осина, осинник. Что общего у этих слов?
А подсказкой станет ответ на загадку:
В саду у Антошки Яблонька растет.
Ветки высокие ввысь поднимает,
Что ей устоять на земле помогает?
Правильно, корень. Значит осина, подосиновик и осинник – это однокоренные слова. У них общий корень «осин».
Теперь потренируемся, выпиши однокоренные слова, составь из них пары.
- звездный-звезда;
- солнце-солнышко;
- грустный-грусть;
- здравие-здравствуйте.
А теперь самостоятельно образуем однокоренные слова:
- гриб;
- чудо;
- лес.
- гриб – гриб-н-ой – гриб-ник- – гриб-ниц-а;
- чудо – чуд-ес—н-ый – чуд—ес-а;
- лес – лес—н-ой – лес—н—ик.
Запомни! Подбор однокоренных слов осуществляется с самого маленького, начального слова. Например, лук-луковый-лучок-лучник.
Различие форм и однокоренных слов
Нам нужно научиться различать формы слова и однокоренные слова.
Прочитайте однокоренные слова. Какими частями речи они являются?
Ответ: существительные, прилагательное, глагол.
Части речи однокоренных слов
К существительным можно подобрать однокоренные слова глаголы, прилагательные и другие части речи. Также могут встречаться приставки в однокоренных словах. А форма слова – это изменение по падежам одного и того же слова.
Попробуйте записать однокоренные слова к картинкам.
- муравей – муравь-ин-ый – муравей—ник-;
- дом – дом-а—шн-ий–дом—ов-ой;
- снег – снеж—ин—к-а – снег-о-пад – снег-ов—ик-.
Проверить однокоренные слова очень просто, достаточно, чтобы они относились к одному понятию и имели общий смысл. Например:
- игра, игр-ушк-а, игр-ов-ой – корень игр-, все они относятся к играм;
- лестница, лес-н-ик— – не однокоренные, имеют разные корни (лестниц-и лес-) и отличаются по смыслу (лестница – то, по чему ходят, лес – много деревьев).
Запомните! Ударение в однокоренных словах не всегда падает на один слог.
Выделите однокоренные слова и поставьте ударение:
- гора, горный, гореть;
- косичка, косить, покос;
- соль, солонка, солнце.
- гора́, го́рный;
- коси ́ ть, поко́с;
- со́ль, соло́нка.
Теперь попробуйте сами написать однокоренные слова или написать предложения с однокоренными словами. Возьмите те, которые мы уже использовали или придумайте новые. Например: Лесник вышел из леса и попал на лесопилку.
Подчеркните однокоренные слова и укажите части речи.
- Лес-н —ик (сущ.), лес а (сущ.), лес опилку (сущ).
- Гриб-н —ик (сущ.) собирает гриб ы (сущ.) и не вредит гриб-ниц -е (сущ.).
- Снеж-н -ые (прил.) сугробы стали мягкие и дети пошли лепить из снега снег—ов—ик-а.
Написание однокоренных слов не займет много времени, но именно практика поможет лучше разобраться в теме.
Корень слова
В корне слова заложена главная информация, смысл слова. Иногда написание гласных в корне слова может вызывать затруднение, поскольку они могут быть безударными или непроверяемыми.
Проверяемые гласные в корне
Рассмотрим гласные в корне слова:
Прочитайте и выделите корень в слове. Безударная буква в корне слова проверяется ударением, поэтому нужно изменить слово.
Ответ: р е ка (р е́ к), м о ря (м о́ ре), с а ды (с а́ д), дер е вья (дер е́ в), ух о дить (х о́ д).
Подберем проверочные слова. Не забудьте указать корень слова.
- удивить;
- примерять;
- коса.
- ди́во (див);
- ме́рка (мер);
- ко́сы (кос).
Непроверяемые гласные
Рассмотрим непроверяемые безударные в корне слова:
Орфографические гласные в корне слова необходимо запомнить, проверить можно только в словаре.
Вставьте пропущенные буквы в корне слова, не забудьте записать корень слова.
Б е рлог-а, к о либри, ар о мат, б а гр-ов-ый, б о рдюр, в е стибюль, т о ршер, д и зентери-я, к а ламбур, к е нгуру, н а тюрморт, ст и пенди-я, б е гемот, юв е лир, инц и дент, пласт и лин, ин е й.
Корни с чередованием
Также нам могут встретиться чередующиеся гласные в корне слова. Написание гласных в корне зависит от последующих букв.
Изучите и перепишите таблицу.
Слова с чередующимися корнями всегда пишутся по правилам, которые нужно выучить. Одни зависят от последующего суффикса «а» (бер-бир, лаг-лож). Также обратите внимание, что слова-исключения в корне содержат букву не по правилу.
Приведите пример корня слова с чередованием.
В корне слова согласные буквы тоже могут чередоваться. Сравните:
- лу к —лу ч —ник-;
- ко т —ко ш —к-а;
- оре х —оре ш —к-а (Р.п.).
Приведите свои примеры.
Окончание
Форма слова – окончание, которое постоянно изменяется. Окончание слова указывает на многие признаки, например, род, число, падеж, склонение, спряжение. Чтобы определить, какое окончание в слове нужно изменить слово по падежам, изменяемая часть и будет окончанием.
Обозначьте окончания в словах.
- е, о, а, а, е, а, ам, ы, а, ов.
Слова без окончаний
Есть слова без окончаний. Рассмотрим и запомним такие группы слов:
- Неизменяемые прилагательные. Например, платье мини (какое), вес нетто (какой).
- Неизменяемые существительные. Шимпанзе, алиби, шоу, зебу, рефери.
- Наречия (всегда). Легко, справа, рядом.
- Деепричастия (всегда). Гуляя, взяв.
- Сравнительная степень прилагательных, наречий. Длиннее, шире.
Написание окончаний слов во многом зависит от правил, с которыми нам еще только предстоит знакомство.
Окончания после шипящих и «ц»
Рассмотрим написание окончаний после ц и шипящих в окончании существительных. Окончание о в слове после шипящих и ц пишется под ударением, окончание е пишется в слове без ударения.
Вставьте гласные в окончания слов.
- Плющ…м.
- Пейзаж…м.
- Кирпич…м.
- Туче…й.
Проверь себя: [ом], [ем], [ом], [ей].
Правописание слов
Правописание слов определяется множеством правил, касающихся определенной части речи.
Вспомним правописание согласной в приставке слова. Перед звонким согласным и гласной пишется з, а перед глухим – с. Например, во з н аградить (з перед сонорным н).
Придумайте свои слова и укажите правописание слов.
Безударные в корне слова
Как мы помним, правописание безударных в корне слова можно либо проверить ударением, либо посмотреть это слово в словаре. Повторим правила правописания гласных в корне слова:
- правописание гласных в слове можно проверить ударением;
- правописание чередующихся гласных слова определяется наличием ударения, суффикса а, последующих букв;
- правописание слов с безударным непроверяемым гласным определяется только в словаре, например, правописание слова кратчайшие (а в корне) можно проверить только так.
Объясним правописание выделенных слов .
- угол – уго́льник;
- плечо – пле́чико;
- весна – ве́шний;
- звонок–зво́н;
- грачата – гра́ч;
- тропинка – тро́пка;
- правдивый – пра́вда;
- линейка – ли́ния;
- змея – зме́и;
- плита – пли́тки;
- звезда – зве́зды;
- свисток – сви́ст;
- хлопушка – хло́п;
- светлячок – све́т;
- почтальон – по́чта;
- воздушный — во́здух.
Вспомним правописание сложных слов. Они могут быть соединены буквой о или е. Образуем слова самостоятельно:
- птица и ловить = птицелов;
- вода и проводить = водопровод;
- земля и копать = землекоп.
Запомните! Объяснение правописания слов начинается с морфемы, в которой вызвано затруднение.
Мы повторили основные правила правописания слов. Таким образом, правила правописания слов в предложении определяются относительно частей речи и места затруднения.Выберите правописание слова, которое больше всего вызвало вопросов и потренируйтесь с ним.
Чередование гласных и согласных звуков в корне слова
Орфограмма чередование гласных в корне у многих учеников вызывает затруднение, поэтому ее необходимо выучить сразу.
Корни с чередованием гласных
Рассмотрим корни с чередованием, зависящие от согласной.
Правописание гласных в корнях с чередованием в этом случае зависит от последующей согласной буквы.Буква «о» перед «с», буква «а» перед «ст» и «щ». Зар о с ли ( о перед с), р а ст ить (а перед ст), прир а щ ивать (а перед щ).
Например, р(а) ст ение, ск(а) к ать, прил(о) ж ить.
В сочетаниях лаг-лож в первом случае, пред «г» пишется «а» в корне, а перед «ж» — «о».Сложение, слагать. Аналогично с другими чередованиями.
Гласные -е-, -и- в корнях с чередованием встречаются в сочетаниях типа бер-бир, тер-тир, жег-жиг, стел-стил и других. При наличии суффикса —а— пишется –и-, без него – —е-.
Например, перебир-а-ть, поджиг—а-ть, тер-еть.
Правило чередования гласных в корне, зависящем от значения:
Корни (зор)-(зар), (плав)-(плов) определяются чередованием безударных гласных в корне. Без ударения пишется –а-.
Проверь себя: до бир (а)ться, со бир (аю)т, за мер еть, за жиг (а)ть, на тир (а)ть, по стел ить, про тер еть, при бир ( а)ть, вы жиг (а)ть, за пер , за блест ело.
Гласные буквы в корнях с чередованием вставляются по правилам.
Чередование согласных в корне слова
Рассмотрим правило чередования согласных в корне слова. Существительные с чередованием согласного в корне встречаются часто, например, ко т -ко ш ка, подру г а-подру ж ка, ру к а-ру ч ка.Чередование согласных в корне примеры:
- г-ж-з;
- б-бл;
- в-вл;
- д-ж;
- т-ч-щ;
- п-пл.
Чередование согласных в корне, как правило такие, но бывают и другие варианты.
Выпиши корни слов и укажи чередование согласных.
Свет, свеча, любовь, люблю, лупить, луплю, кормить, кормлю.
Проверь себя: (т-ч), (б-бл), (п-пл), (м-мл).
Корень однокоренного слова с чередованием согласных в корнях может меняться, то есть меняется его последняя буква, буквы. Например, дру г – дру ж ба (друг-друж).
Напишите свои варианты чередования согласных в корне.
Наш урок подошел к концу. Надеемся, что вы узнали много нового и полезного.
Однокоренные слова — определение, признаки и правила правописания
Существует большое количество терминов, у которых есть одинаковая общая часть. Она имеет аналогичное во всех случаях звучание и этимологическое значение. Такой частью служит корень, а группа лексем носит в грамматике название однокоренных.
Кроме того, все такие слова имеют некий общий смысл, который соотносится с определённым предметом, признаком или действием. Это качество принято называть лексическим значением слова.
Такую группу принято ещё называть родственными понятиями. Лучше понять это можно на примере однокоренных слов:
- Для начала выстраивается ряд терминов с одинаковым корнем — снег, снеговик, снежинка, снежный, заснеженный. Для облегчения процесса можно воспользоваться формой подбора однокоренных слов онлайн.
- Все эти слова по смыслу связаны с понятием «снег», но их точные значения разнятся между собой. Значит, все они являются родственными.
Другой пример: писать, записка, запись, подпись, написанный. В каждом из этих слов корень «пис», по смыслу они происходят от слова «писать». Значит, слова являются родственными и однокоренными.
Однокоренные слова образуются путём присоединения к основной морфеме дополнительных частей. Это может быть приставка или суффикс. При образовании нового понятия образуется новая информация:
- Ловить — наловить, выловить, ловец, улов, ловля, выловленный.
- Туман — туманный, затуманился, туманно, туманность.
- Стол — столик, настольный, столешница.
Слова, имеющие одинаковые корни, могут быть разными частями речи. Для примера можно проанализировать цепочку слов: записка, прописной, написанный, подписывать, письменно, описывая. При изучении этого списка, в нём легко установить следующие части речи:
- Имя существительное — записка.
- Имя прилагательное — прописной.
- Причастие — написанный.
- Деепричастие — описывая.
- Глагол — подписывать.
- Наречие — письменно.
Корневая морфема и её свойства
Чтобы разобраться, что такое однокоренные слова в русском языке, для начала нужно разобраться с их морфологическим составом.
Корнем принято называть основную часть, придающую смысл. Именно в этой морфеме заключено лексическое и этимологическое значение всех однокоренных терминов. В отличие от других частей, корень является обязательной частью для каждого понятия. В то же время есть множество лексем, не имеющих приставок (пишет, читает, стол, снег), суффиксов (плохой, лужа, книга), окончаний (мел, пол, остров). Основа их может состоять только из одного корня и иметь самостоятельное значение.
В языке встречается большое количество терминов, которые не образуют однокоренных групп. Их главная морфемная часть стоит в единственном варианте — какао, какаду, жабо, очень, увы. Чаще всего они имеют иностранное происхождение или являются географическими названиями.
В некоторых понятиях основное лексическое значение выражается не отдельной морфемой, а только общим содержанием. Например, утренник — детский праздник. Ни одна из частей не выражает лексического значения.
Многие лексемы состоят только из корня и не подразумевают прибавления других частей. Это могут быть:
- Несклоняемые — какао, атташе, алоэ.
- Неизменяемые прилагательные — беж, реглан.
- Служебные — но, под, если, между и пр.
- Наречия — весьма, очень.
- Междометия — ах, эй, ага, алло.
Большинство корней могут употребляться в речи как самостоятельные единицы или в сочетании с аффиксами. Такая разновидность называется свободной. Есть морфемы, которые применяются только в сочетании с приставками, суффиксами и окончаниями. Они называются связанными. Примеры: агит- (агитация, агитировать), изол- (изоляция, изолированный), спекул- (спекулирует, спекуляция)
Чтобы найти корень, необходимо выполнить следующие условия:
- Найти несколько родственных понятий.
- Выделить часть, которая объединяет их по звучанию и лексическому значению.
Это и будет корнем. На уроках русского языка в школе его выделяют особым значком, имеющим форму дуги.
Отличия от форм одного слова
Однокоренные лексемы часто путают с разными формами одного и того же термина. В первом случае группа имеет одинаковую корневую морфему, но различное значение. Это могут быть разные части речи.
Во вторую категорию входят имеющие одинаковое лексическое значение и являющиеся одной и той же счастью речи. Фактически это одно и то же понятие, которое имеет разные грамматические признаки:
- Изменяется по падежам и числам, если это существительное.
- По падежам, числам и родам, если речь идёт о прилагательном или причастии.
- По лицам, числам и временам — в случае, если исследуемая часть речи является глаголом.
В качестве примера можно рассмотреть слово «соль». Однокоренными в этом случае будут: солёный, соленья, солить, рассол, пересоленный и пр. Все эти лексемы при разборе по составу имеют общую корневую морфему. Их смысловое значение — близкое к слову «соль».
Формами существительного «соль» будут:
- Изменение по падежам — соль, соли, солью, о соли.
- Изменение по числам — соль (ед. ч.), соли (мн. ч.).
Формами прилагательного «солёный» будут изменение по падежам (солёный, солёного, и пр.), родам и числам (солёные и солёный).
Формами глагола «солить» являются изменения по лицам (солю, солишь, солит), числам (солит солят), родам (солила, солил, солило).
Омонимичные корни
Однокоренные слова нужно также отличать от омонимичных форм. Омонимы — это лексемы, имеющие одинаковое звучание и написание, но разный лексический смысл. Эта характеристика относится и к омонимичным корням. Они пишутся одинаково в предложениях, но придают разный смысл. У однокоренных понятий значение всегда одинаковое или близкое.
Для примера можно разобрать следующее упражнение:
- Вода, подводник, водный, водяной, водолаз, водянистый. Все они связаны по смыслу со словом «вода», имеющим значение «жидкость». Омонимичными к этой группе являются: водитель, проводник, провода, водит. Они близки по смыслу к словам «вести», «водить». Разница значения в этом случае становится очевидной.
- Нос, носик, носатый, длинноносый, долгоносик, курносый — группа имеет лексическое значение, связанное с частью тела человека или животного. Носит, водоносный, яйценос — происходят от глагола «носить».
- Хлеб, хлебный, хлеборезка хлебороб — лексическое значение связано с хлебом (продуктом из муки). Хлебать, хлебнуть, похлёбка — обозначает пить, глотать жидкость или жидкую пищу.
Проверка правописания
Зная, как правильно пишется корень одного понятия, можно грамотно написать всю родственную ему группу. Существует несколько грамматических правил однокоренных слов. Они входят в программу 6—7 классов средней школы:
- Если в корне есть безударная гласная, можно записать такую проверочную форму, в которой гласная будет находиться под ударением. В этом случае правописание уже не будет вызывать сомнений. Примеры: лесник — лЕс, домашний — дОм, колосится — кОлос, колОсья.
- В некоторых случаях подобрать ударный вариант и проверить безударную гласную невозможно. Их можно только запомнить. Они собраны в орфографическом словаре.
- Если согласная на конце слышится неотчётливо, подбирают такую форму или однокоренной вариант, где после неё стоит гласный звук. Примеры: хлеб — хлебороб, хлеба; мороз — морозы, заморозит.
В некоторых случаях гласные и согласные звуки могут чередоваться: дорога — дорожка, муха — мушка, снег — снежок. Правописание чередующихся гласных зависит от суффикса, ударения, а также буквы, стоящей после гласной. Примеры чередования: вытереть — вытирать, умереть — умирать (суффикс «а» после корня), загорать — загар, расти — вырос.
Родственные слова.
Родственные слова — это слова, которые имеют один корень и близки по смыслу.
Однокоренные слова — это слова с одинаковым корнем, разных частей речи или одной и той же части речи, но с разными приставками и суффиксами.
Поупражняйтесь с ребенком в поиске родственных слов. Зима — зимы — зимушка — зимний — зимовка — зимующий.
В ПОМОЩЬ ШКОЛЬНИКУ
Как научится подбирать родственные слова?
Подбирать однокоренные или родственные слова учат еще в начальной школе. Это умение позволяет проверить написание слов. Не все хорошо справляются с таким заданием. Как научить их подбирать родственные слова правильно? Итак:
Основные понятия и правила, которые необходимы для подбора родственных слов:
Однокоренные слова имеют один и тот же корень. Корень — это главная значимая часть слова, в которой заключено его основное лексическое значение, общая часть однокоренных и родственных слов.
Однокоренные слова нельзя путать с формой одного и того же слова. Попробуйте выполнить задания, в которых необходимо будет составить цепочки с однокоренными словами и отдельно — с грамматическими формами. Например:
- садовник — сад — садовый (однокоренные слова);
- садовник — садовники — садовнику (формы одного и того же слова).
Обратите внимание на то, что подбор слов с одним и тем же корнем не должен быть механическим. Это может привести к ошибочному результату, т.к. похожие сочетания звуков в корне могут встречаться и в других словах, которые не будут являться родственными. Это можно увидеть на примере слов «водитель» и «водяной». Они не будут являться однокоренными.
Однокоренные слова не всегда являются одной и той же частью речи. Например:
- водить — водитель — водительский.
Определите части речи этих слов. Если Вы сделаете всё правильно, то у Вас должно получиться, что в данной цепочке однокоренных слов есть глагол, существительное и прилагательное.
Используйте следующий способ образования однокоренных слов: необходимо вспомнить такие части слова, как приставка и суффикс. При помощи этих морфем образуйте однокоренные слова с каким-либо корнем. Например, с корнем «бег». У Вас должна получиться подобная цепочка слов:
бег — побегать — бегающий — перебежчик и т.д.
Работа по образованию однокоренных слов очень важна. Данное умение позволит Вам легко справляться с подбором проверочных слов и не допускать ошибок на письме.
ЭТО ВАЖНО! ЗАПОМНИ!
- Родственными и однокоренными называются слова, которые произошли от одного и того же слова, т.е. объяснить с помощью одного и того же слова. (Например: лесок – небольшой лес; лесная – находящаяся в лесу; лесник – тот, кто следит за лесом.)
- Родственные, проверочные слова должны быть связаны по смыслу (тяну — тянет, а не тина).
- Слова, близкие по смыслу, но не имеющие общей части, — не родственные слова.
- Подбирая родственные слова, надо искать слова без приставок или с другими приставками.
- В корнях может происходить чередование согласных или гласных звуков или даже «исчезновение» гласных.