Irina-vaiman.ru

Дизайн и Архитектура
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящие нормы пожарной безопасности (далее — Нормы) распространяются на вновь разрабатываемые или модернизируемые пожарные штабные автомобили (АШ), создаваемые на различных автомобильных шасси, а также на базе автобусов.

1.2. Настоящие нормы применяются на всех стадиях разработки, изготовления и испытания АШ, а также при сертификационных испытаниях.

2. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В настоящих Нормах применены следующие термины с соответствующими определениями.

Пожарный штабной автомобиль (АШ) — пожарный автомобиль, предназначенный для доставки к месту пожара (аварии, катастрофы) личного состава, пожарно-технического вооружения (ПТВ) и оборудования, средств проводной и радиосвязи, обеспечения на месте пожара работы штаба пожаротушения.

АШ создает на месте пожара (аварии, катастрофы) условия для работы оперативного штаба и обеспечения его каналами оперативной связи.

Оперативный штаб (на пожаре) — временно сформированный нештатный орган управления на пожаре, создаваемый руководителем тушения пожара (РТП) при привлечении на тушение пожара сил и средств пожарной охраны по повышенному номеру (рангу) пожара, и (или) организации на месте пожара трех и более боевых участков, и (или) необходимости детального согласования действий по тушению пожара с инженерно-техническим персоналом объекта и местной администрацией.

Главный параметр — один из основных (базовых) параметров, отличающийся стабильностью при всех технических усовершенствованиях автомобиля и различной технологии его изготовления, служащий для определения числовых значений других основных параметров.

Основные параметры — параметры, характеризующие автомобиль по основным функциональным назначениям.

Базовое шасси — автомобильное шасси, полно- или неполноприводное, серийно выпускаемое, с доработкой кузова (салона) в целях приспособления его для выполнения специальных работ.

Салон — замкнутое пространство, предназначенное для размещения боевого расчета, ограниченное крышей, полом, боковыми стенками (бортами), дверями, окнами.

Аварийный выход — аварийная дверь, аварийное окно или аварийный люк, предназначенные для использования в качестве выхода при невозможности использовать штатные места выхода.

Электросиловая установка — (ЭСУ) совокупность агрегатов, линий и вспомогательного оборудования, предназначенных для производства, преобразования, трансформации, передачи, распределения электрической энергии.

Основной источник питания — электроагрегат для питания всего электрооборудования АШ, производящий электрическую энергию с помощью двигателя внутреннего сгорания.

Внешний источник питания — электроагрегат или промышленная сеть с регулировочными характеристиками, по частоте и напряжению аналогичными основному источнику питания.

Снаряженная масса автомобиля — масса полностью заправленного (топливом, маслами, охлаждающей жидкостью и пр.) пожарного штабного автомобиля, укомплектованного (запасным колесом, инструментом), но без водителя, боевого расчета, средств индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД), пожарно-технического вооружения (ПТВ), средств связи и освещения.

Полная масса автомобиля — сумма снаряженной массы АШ и массы доставляемого боевого расчета, включая водителя, средств связи и освещения, оборудования и ПТВ.

Перечень стандартов и других нормативных документов, использованных в НПБ, приведен в приложении А.

3. ОБОЗНАЧЕНИЕ

3.1. Обозначение пожарного штабного автомобиля должно иметь следующую структуру:

3.2. Пример условных обозначений.

АШ-5 (2705) мод. 90Б ЖС ТУ. Автомобиль пожарный штабной, имеющий 5 мест боевого расчета, на шасси ГАЗ-2705 , модели 90Б, изготовленный на ОАО «Жуковский машиностроительный завод» по ТУ.

4. ГЛАВНЫЙ И ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ

4.1. В качестве главного параметра АШ принимают число мест боевого расчета оперативного штаба пожаротушения (включая место водителя), выбираемое из ряда: 3, 5, 7. Другие значения главного параметра АШ (при необходимости) устанавливаются нормативно-технической документацией на конкретные модели.

4.2. Основные параметры АШ в соответствии с номенклатурой показателей назначения устанавливаются «Типажом пожарных автомобилей».

5. ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

5.1. Общие требования

5.1.3. АШ должен соответствовать климатическому исполнению по ГОСТ 15150 , с учетом возможной эксплуатации автомобиля в атмосфере типа 2. Требования к размещению автомобиля в период оперативного ожидания по ГОСТ 12.4.009 (в помещениях с температурой воздуха не ниже 10 °С).

5.1.5. Размещение и крепление оборудования, электросиловой установки (ЭСУ), СИЗОД и ПТВ на АШ должны обеспечивать безопасность и оперативность выполнения функциональных задач при боевом развертывании, а также во время движения, при техническом обслуживании и ремонте. Масса отдельных укладок имущества, предназначенного для переноски вручную при эксплуатации, не должна превышать 40 кг.

5.1.6. Уровень вибрации на рабочих местах и на полу салона для боевого расчета АШ — в соответствии с ГОСТ 12.1.012.

5.1.8. Углы свеса АШ должны быть:

а) неполноприводное шасси, не менее — передний 20°, задний 15°;

б) полноприводное шасси, не менее — передний 25°, задний 25°;

в) автобуса — в зависимости от класса по ГОСТ 20774.

5.2. Составные части АШ

5.2.1. Пожарный штабной автомобиль должен состоять из следующих основных частей:

а) базового шасси;

б) кабины (отсека) водителя;

в) штабного салона;

г) грузового отсека;

5.2.2. Комплектация штабного автомобиля должна включать следующие виды оборудования:

а) средства радиосвязи и проводной телефонной связи;

б) аппаратуру звукозаписи и звукоусиления;

в) средства вычислительной техники;

г) внешний источник питания;

д) выносной штабной стол.

5.3. Требования к базовым шасси

5.3 . 1. Шасси, используемые для изготовления АШ, должны быть сертифицированы в Системе сертификации механических транспортных средств и прицепов, а также иметь необходимую сопроводительную документацию.

в) дымность отработавших газов шасси с дизельными двигателями — по ГОСТ 21393.

5.3.7. Конструкцией шасси должна быть предусмотрена возможность транспортирования АШ средствами наземного транспорта в соответствии с ГОСТ 15150, ГОСТ 2349.

5.3.8. Источник питания (аккумуляторная батарея, генератор) АШ должны иметь запас мощности, достаточный для подключения дополнительных потребителей электроэнергии (маяков, прожекторов, фар-искателей, радиостанций и др.).

5.4. Требования к кабине водителя

5.4.1. Кабина и рабочее место водителя должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.032.

5.4.2. Рабочее место водителя АШ на автобусном шасси должно быть изолировано от салона перегородкой или иметь ограждение.

5.4.3. Кабина АШ должна быть оборудована подножками и поручнями, если нижняя кромка дверного проема находится выше 650 мм от уровня дорожного полотна.

5.4.4. Внутренние замки дверей должны иметь устройство, исключающее их самопроизвольное открытие во время движения АШ. Ручки запорных механизмов должны иметь травмобезопасную форму.

5.4.5. Двери должны иметь устройства, фиксирующие их в закрытом и открытом (не менее 75°) положениях.

5.4.6. Ширина рабочего пространства для водителя должна составлять не менее 800 мм.

5.5. Требования к салону

5.5.1. Салон АШ должен обеспечивать возможность оперативной посадки и высадки личного состава, удобство и безопасность его размещения, а также установку необходимого вывозимого оборудования, инструмента и ПТВ.

Читайте так же:
До скольки месяцев нужен пеленальный столик

5.5.2. Салон АШ должен состоять из двух отсеков, разделенных перегородкой и предназначенных для размещения:

а) личного состава;

б) боевой одежды начальствующего состава, СИЗОД и другого пожарн о -технического вооружения.

5.5.3. Конструкция и размеры отсеков салона должны обеспечивать установку необходимого оборудования и аппаратуры, их обслуживание и демонтаж, а также предусматривать необходимое количество рабочих мест, исходя из нормативно-технической документации на конкретную модель АШ.

5.5.4. Эргономические показатели организации рабочих мест должны соответствовать ГОСТ 12.2.032. Конструкция салона АШ должна обеспечивать сохранение жизненного пространства для личного состава при опрокидывании, лобовом столкновении, наездах сбоку и сзади.

5.5.6. Уровень освещенности (в соответствии со СНиП 23-05 ) прохода салона — не менее 20 лк, подножек и ступеней на уровне их поверхностей — не менее 10 лк, рабочего штабного стола — не менее 100 лк на уровне 1 м от пола.

5.5.7. Оборудование и ПТВ в салоне необходимо размещать с учетом обеспечения пассивной безопасности для личного состава. Крепление сборочных единиц и деталей должно исключать их самопроизвольное перемещение во время движения АШ.

5.5.8. Схема размещения в АШ оборудования, аппаратуры, снаряжения и инструмента должна обеспечивать оперативность боевого развертывания.

5.5.9. Управление дверьми салона боевого расчета АШ на базе автобуса должно осуществляться с места водителя с помощью дистанционного привода. Дистанционный привод каждой двери должен дублироваться устройством, размещенным внутри салона на видном и доступном месте, вблизи от двери, которой оно управляет.

Двери салона боевого расчета, не имеющие дистанционного привода, должны быть снабжены запорным устройством, исключающим возможность их случайного открывания. АШ должны быть оснащены устройством, сигнализирующим водителю о положении дверей .

5.5.10. АШ на автобусном шасси должен иметь не менее двух аварийных выходов с каждой боковой стороны и, кроме того, не менее одного аварийного люка в крыше — при габаритной длине автобуса до 7,5 м включительно и двух люков в крыше — при большей габаритной длине.

5.5. 11 . Аварийная (запасная) дверь должна соответствовать базовому шасси и удовлетворять следующим требованиям:

а) ширина в свету не менее 550 мм;

б) высота не менее 12 50 мм;

в) дверь должна иметь ручки для открывания изнутри и снаружи;

г) наружная ручка должна устанавливаться на высоте не более 18 00 мм от поверхности дороги;

д) аварийная дверь должна открываться наружу, иметь только одну створку.

5.5.14. Система отопления салона АШ должна соответствовать требованиям ГОСТ 50993 и обеспечивать поддержание температуры в салоне не ниже 15 °С на уровне 1,5 м от пола при температуре окружающего воздуха до минус 40 ° С.

5.6. Требования к комплектации АШ и размещению СИЗОД

5.6.1. ПТВ, входящее в комплектацию АШ, должно быть сертифицировано в области пожарной безопасности. Должна быть сертифицирована электросиловая установка АШ.

5.6.2. АШ должен быть оснащен СИЗОД с временем защитного действия не менее 90 мин, СИЗОД должны храниться в отсеках, предохраняющих их от повреждения и загрязнения.

5.6.3. АШ должен быть укомплектован в соответствии с перечнем специального оборудования и аппаратуры, размещаемых в салоне и отсеках АШ в соответствии с вариантами комплектации, приведенными в приложении Б.

5.7. Требования к внешним источникам питания, приемникам электроэнергии, разветвительным коробкам, кабельным катушкам и электробезопасности

5.7.1. Внешние источники питания, приемники электроэнергии, разветвительные коробки, кабельные катушки и требования электробезопасности должны соответствовать нормам и правилам «Проектирование электросиловых установок пожарных машин».

5.7.2. В качестве основных источников питания ЭСУ АШ должны применяться генераторы однофазного и трехфазного тока с приводом от двигателей базовых шасси АШ и автономных двигателей внутреннего сгорания для переносных ЭСУ, имеющих соответствующую мощность, частоту и направление вращения приводного вала.

5.7.3. Основные номинальные параметры источников питания ЭСУ АШ должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 1.

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящие нормы пожарной безопасности (далее — Нормы) распространяются на вновь разрабатываемые или модернизируемые пожарные штабные автомобили (АШ), создаваемые на различных автомобильных шасси, а также на базе автобусов.

1.2. Настоящие нормы применяются на всех стадиях разработки, изготовления и испытания АШ, а также при сертификационных испытаниях.

2. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В настоящих Нормах применены следующие термины с соответствующими определениями.

Пожарный штабной автомобиль (АШ) — пожарный автомобиль, предназначенный для доставки к месту пожара (аварии, катастрофы) личного состава, пожарно-технического вооружения (ПТВ) и оборудования, средств проводной и радиосвязи, обеспечения на месте пожара работы штаба пожаротушения.

АШ создает на месте пожара (аварии, катастрофы) условия для работы оперативного штаба и обеспечения его каналами оперативной связи.

Оперативный штаб (на пожаре) — временно сформированный нештатный орган управления на пожаре, создаваемый руководителем тушения пожара (РТП) при привлечении на тушение пожара сил и средств пожарной охраны по повышенному номеру (рангу) пожара, и (или) организации на месте пожара трех и более боевых участков, и (или) необходимости детального согласования действий по тушению пожара с инженерно-техническим персоналом объекта и местной администрацией.

Главный параметр — один из основных (базовых) параметров, отличающийся стабильностью при всех технических усовершенствованиях автомобиля и различной технологии его изготовления, служащий для определения числовых значений других основных параметров.

Основные параметры — параметры, характеризующие автомобиль по основным функциональным назначениям.

Базовое шасси — автомобильное шасси, полно- или неполноприводное, серийно выпускаемое, с доработкой кузова (салона) в целях приспособления его для выполнения специальных работ.

Салон — замкнутое пространство, предназначенное для размещения боевого расчета, ограниченное крышей, полом, боковыми стенками (бортами), дверями, окнами.

Аварийный выход — аварийная дверь, аварийное окно или аварийный люк, предназначенные для использования в качестве выхода при невозможности использовать штатные места выхода.

Электросиловая установка — (ЭСУ) совокупность агрегатов, линий и вспомогательного оборудования, предназначенных для производства, преобразования, трансформации, передачи, распределения электрической энергии.

Основной источник питания — электроагрегат для питания всего электрооборудования АШ, производящий электрическую энергию с помощью двигателя внутреннего сгорания.

Внешний источник питания — электроагрегат или промышленная сеть с регулировочными характеристиками, по частоте и напряжению аналогичными основному источнику питания.

Снаряженная масса автомобиля — масса полностью заправленного (топливом, маслами, охлаждающей жидкостью и пр.) пожарного штабного автомобиля, укомплектованного (запасным колесом, инструментом), но без водителя, боевого расчета, средств индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД), пожарно-технического вооружения (ПТВ), средств связи и освещения.

Полная масса автомобиля — сумма снаряженной массы АШ и массы доставляемого боевого расчета, включая водителя, средств связи и освещения, оборудования и ПТВ.

Читайте так же:
Как обвязать ножки стола чтобы кот вернулся домой

Перечень стандартов и других нормативных документов, использованных в НПБ, приведен в приложении А.

3. ОБОЗНАЧЕНИЕ

3.1. Обозначение пожарного штабного автомобиля должно иметь следующую структуру:

3.2. Пример условных обозначений.

АШ-5 (2705) мод. 90Б ЖС ТУ. Автомобиль пожарный штабной, имеющий 5 мест боевого расчета, на шасси ГАЗ-2705 , модели 90Б, изготовленный на ОАО «Жуковский машиностроительный завод» по ТУ.

4. ГЛАВНЫЙ И ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ

4.1. В качестве главного параметра АШ принимают число мест боевого расчета оперативного штаба пожаротушения (включая место водителя), выбираемое из ряда: 3, 5, 7. Другие значения главного параметра АШ (при необходимости) устанавливаются нормативно-технической документацией на конкретные модели.

4.2. Основные параметры АШ в соответствии с номенклатурой показателей назначения устанавливаются «Типажом пожарных автомобилей».

5. ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

5.1. Общие требования

5.1.3. АШ должен соответствовать климатическому исполнению по ГОСТ 15150 , с учетом возможной эксплуатации автомобиля в атмосфере типа 2. Требования к размещению автомобиля в период оперативного ожидания по ГОСТ 12.4.009 (в помещениях с температурой воздуха не ниже 10 °С).

5.1.5. Размещение и крепление оборудования, электросиловой установки (ЭСУ), СИЗОД и ПТВ на АШ должны обеспечивать безопасность и оперативность выполнения функциональных задач при боевом развертывании, а также во время движения, при техническом обслуживании и ремонте. Масса отдельных укладок имущества, предназначенного для переноски вручную при эксплуатации, не должна превышать 40 кг.

5.1.6. Уровень вибрации на рабочих местах и на полу салона для боевого расчета АШ — в соответствии с ГОСТ 12.1.012.

5.1.8. Углы свеса АШ должны быть:

а) неполноприводное шасси, не менее — передний 20°, задний 15°;

б) полноприводное шасси, не менее — передний 25°, задний 25°;

в) автобуса — в зависимости от класса по ГОСТ 20774.

5.2. Составные части АШ

5.2.1. Пожарный штабной автомобиль должен состоять из следующих основных частей:

а) базового шасси;

б) кабины (отсека) водителя;

в) штабного салона;

г) грузового отсека;

5.2.2. Комплектация штабного автомобиля должна включать следующие виды оборудования:

а) средства радиосвязи и проводной телефонной связи;

б) аппаратуру звукозаписи и звукоусиления;

в) средства вычислительной техники;

г) внешний источник питания;

д) выносной штабной стол.

5.3. Требования к базовым шасси

5.3 . 1. Шасси, используемые для изготовления АШ, должны быть сертифицированы в Системе сертификации механических транспортных средств и прицепов, а также иметь необходимую сопроводительную документацию.

в) дымность отработавших газов шасси с дизельными двигателями — по ГОСТ 21393.

5.3.7. Конструкцией шасси должна быть предусмотрена возможность транспортирования АШ средствами наземного транспорта в соответствии с ГОСТ 15150, ГОСТ 2349.

5.3.8. Источник питания (аккумуляторная батарея, генератор) АШ должны иметь запас мощности, достаточный для подключения дополнительных потребителей электроэнергии (маяков, прожекторов, фар-искателей, радиостанций и др.).

5.4. Требования к кабине водителя

5.4.1. Кабина и рабочее место водителя должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.032.

5.4.2. Рабочее место водителя АШ на автобусном шасси должно быть изолировано от салона перегородкой или иметь ограждение.

5.4.3. Кабина АШ должна быть оборудована подножками и поручнями, если нижняя кромка дверного проема находится выше 650 мм от уровня дорожного полотна.

5.4.4. Внутренние замки дверей должны иметь устройство, исключающее их самопроизвольное открытие во время движения АШ. Ручки запорных механизмов должны иметь травмобезопасную форму.

5.4.5. Двери должны иметь устройства, фиксирующие их в закрытом и открытом (не менее 75°) положениях.

5.4.6. Ширина рабочего пространства для водителя должна составлять не менее 800 мм.

5.5. Требования к салону

5.5.1. Салон АШ должен обеспечивать возможность оперативной посадки и высадки личного состава, удобство и безопасность его размещения, а также установку необходимого вывозимого оборудования, инструмента и ПТВ.

5.5.2. Салон АШ должен состоять из двух отсеков, разделенных перегородкой и предназначенных для размещения:

а) личного состава;

б) боевой одежды начальствующего состава, СИЗОД и другого пожарн о -технического вооружения.

5.5.3. Конструкция и размеры отсеков салона должны обеспечивать установку необходимого оборудования и аппаратуры, их обслуживание и демонтаж, а также предусматривать необходимое количество рабочих мест, исходя из нормативно-технической документации на конкретную модель АШ.

5.5.4. Эргономические показатели организации рабочих мест должны соответствовать ГОСТ 12.2.032. Конструкция салона АШ должна обеспечивать сохранение жизненного пространства для личного состава при опрокидывании, лобовом столкновении, наездах сбоку и сзади.

5.5.6. Уровень освещенности (в соответствии со СНиП 23-05 ) прохода салона — не менее 20 лк, подножек и ступеней на уровне их поверхностей — не менее 10 лк, рабочего штабного стола — не менее 100 лк на уровне 1 м от пола.

5.5.7. Оборудование и ПТВ в салоне необходимо размещать с учетом обеспечения пассивной безопасности для личного состава. Крепление сборочных единиц и деталей должно исключать их самопроизвольное перемещение во время движения АШ.

5.5.8. Схема размещения в АШ оборудования, аппаратуры, снаряжения и инструмента должна обеспечивать оперативность боевого развертывания.

5.5.9. Управление дверьми салона боевого расчета АШ на базе автобуса должно осуществляться с места водителя с помощью дистанционного привода. Дистанционный привод каждой двери должен дублироваться устройством, размещенным внутри салона на видном и доступном месте, вблизи от двери, которой оно управляет.

Двери салона боевого расчета, не имеющие дистанционного привода, должны быть снабжены запорным устройством, исключающим возможность их случайного открывания. АШ должны быть оснащены устройством, сигнализирующим водителю о положении дверей .

5.5.10. АШ на автобусном шасси должен иметь не менее двух аварийных выходов с каждой боковой стороны и, кроме того, не менее одного аварийного люка в крыше — при габаритной длине автобуса до 7,5 м включительно и двух люков в крыше — при большей габаритной длине.

5.5. 11 . Аварийная (запасная) дверь должна соответствовать базовому шасси и удовлетворять следующим требованиям:

а) ширина в свету не менее 550 мм;

б) высота не менее 12 50 мм;

в) дверь должна иметь ручки для открывания изнутри и снаружи;

г) наружная ручка должна устанавливаться на высоте не более 18 00 мм от поверхности дороги;

д) аварийная дверь должна открываться наружу, иметь только одну створку.

5.5.14. Система отопления салона АШ должна соответствовать требованиям ГОСТ 50993 и обеспечивать поддержание температуры в салоне не ниже 15 °С на уровне 1,5 м от пола при температуре окружающего воздуха до минус 40 ° С.

Читайте так же:
Как уменьшить столешницу стола

5.6. Требования к комплектации АШ и размещению СИЗОД

5.6.1. ПТВ, входящее в комплектацию АШ, должно быть сертифицировано в области пожарной безопасности. Должна быть сертифицирована электросиловая установка АШ.

5.6.2. АШ должен быть оснащен СИЗОД с временем защитного действия не менее 90 мин, СИЗОД должны храниться в отсеках, предохраняющих их от повреждения и загрязнения.

5.6.3. АШ должен быть укомплектован в соответствии с перечнем специального оборудования и аппаратуры, размещаемых в салоне и отсеках АШ в соответствии с вариантами комплектации, приведенными в приложении Б.

5.7. Требования к внешним источникам питания, приемникам электроэнергии, разветвительным коробкам, кабельным катушкам и электробезопасности

5.7.1. Внешние источники питания, приемники электроэнергии, разветвительные коробки, кабельные катушки и требования электробезопасности должны соответствовать нормам и правилам «Проектирование электросиловых установок пожарных машин».

5.7.2. В качестве основных источников питания ЭСУ АШ должны применяться генераторы однофазного и трехфазного тока с приводом от двигателей базовых шасси АШ и автономных двигателей внутреннего сгорания для переносных ЭСУ, имеющих соответствующую мощность, частоту и направление вращения приводного вала.

5.7.3. Основные номинальные параметры источников питания ЭСУ АШ должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 1.

"Мы заходим туда, откуда все бегут": пожарный — о трудностях, страхах и спасении людей

Я родился и вырос в Москве. В детстве я не мечтал о работе пожарного, мне хотелось стать водителем автобуса, дальнобойщиком, потом — летчиком. Но как-то, гуляя по улице, увидел пожарных за работой, с того момента все и началось. После этого папа, который тогда служил в милиции, договорился со знакомыми из пожарной части, и меня пустили посмотреть, как там все устроено. Потом мы часто с ним ходили в Парк Горького в День пожарной охраны.

В 9-м классе я узнал, что на севере Москвы есть пожарный колледж, и решил поступать туда. Мама была не очень рада — наверное, боялась за меня, она хотела, чтобы я пошел в финансовую сферу. Но настоял на своем, отучился три года и стал работать пожарным. Вскоре меня отправили на офицерские курсы, и я стал лейтенантом внутренней службы. После продолжил работать — уже начальником пожарного караула.

Между жизнью и смертью

Когда мне был 21 год, я едва не погиб на пожаре: это не был какой-то сложный выезд, рядовая ситуация. Нас вызвали в Крылатское, там рядом с горнолыжными трассами загорелась брошенная бытовая постройка. Мы зашли в помещение, потушили огонь и вдруг услышали шипение. Огляделись и заметили в углу баллон пропана. Решили срочно уходить, но когда я развернулся к выходу, услышал взрыв и потерял сознание. Когда пришел в себя, было ощущение, будто по спине со страшной силой ударили доской. Я попробовал сесть, не смог, спросил ребят: «Можно я лягу?» Они стали поливать мне на лицо водой, и я отключился. Потом помню, как пришел в себя в скорой, рядом уже были отец и мой коллега. Первое, что я сказал тогда, было: «Я буду работать?» Перепуганный коллега сказал: «Конечно, будешь, Макс, обязательно!» Потом я сказал отцу: «Пап, маме не говори» — и снова отключился. Пришел в себя я только спустя две с половиной недели — все это время я был в Склифе в реанимации, в искусственной коме. Врачи не давали прогнозов — у меня был ушиб мозга, разрыв печени, отказывали почки и одно легкое, 21 перелом. Оказалось, что взорвавшийся баллон отлетел прямо мне в спину. Ребята рассказывали, что я после удара еще разговаривал с врачами, но я этого не помню.

Максим Алексеенко на службе Гавриил Григоров/ТАСС

После этого было лечение в Германии. После того как врачи прочитали мой эпикриз, думали, что к ним привезут тяжелого инвалида в коляске, поэтому, когда они увидели, что я хожу сам, с палочкой, очень удивились и спросили: «Без палочки можешь?» — «Могу». — «Ну и оставь ее». И «запрягли» меня: гимнастика, тренировки в зале, бассейн, аквааэробика. Лечение очень помогло.

Максим Алексеенко на дежурстве Гавриил Григоров/ТАСС

Когда я вернулся в Москву, признаюсь, были сомнения, продолжать ли службу. Но их развеял один случай: я поехал на пожар и после того, как потушили огонь, я пошел в машину, куда отвели спасенную беременную женщину с маленькой девочкой на руках. Вокруг суматоха, жильцы в панике, пожарные работают, пахнет гарью, у меня лицо закопченное. Я был уверен, что ребенок должен в такой обстановке реветь. Но девочка увидела меня и заулыбалась, потянулась ко мне и потрогала черную от гари щеку. Вот в этот момент я и подтаял: понял, что моя работа очень нужна людям и никуда я из профессии не уйду.

Спасение утопающих

Был такой случай: приехали на вызов, в подъезде задымление. Нашли очаг возгорания, я пошел наверх, чтобы вывести жильцов на улицу. Позвонил в квартиру — открыла пара пенсионеров.

Максим Алексеенко убирает в машину баллон с кислородом, которым дышат пожарные, отправляясь в горящее здание. Вес такого баллона — около 10-15 килограммов Гавриил Григоров/ТАСС

Я им: «Скорее выходите, тут опасно оставаться». Старичок демонстративно развернулся, пошел в квартиру, а его жена говорит: «Он не любит, когда ему приказывают». Я изумился, объясняю: «Я не могу вас тут оставить, не пустите, придется нам бензорезом вам срезать дверь и вытаскивать вас силой из горящего здания». Она закрыла прямо перед моим носом дверь. Я звоню еще раз. Через пару минут дверь открылась, вышла бабушка, дед выпроводил ее за железную дверь предбанника и захлопнул ее, а сам пошел в квартиру, забаррикадировался. Благо к тому моменту уже все потушили и ситуация была не смертельно опасная. Но вот таких людей, которые отказываются понимать, что происходит, довольно много.

Конечно, бывает, что люди просто очень боятся, например, когда надо из окна перешагнуть в люльку, а это, скажем, этаж 15-й.

Пожарные рукава — шланги, по которым подается вода для тушения Гавриил Григоров/ТАСС

Есть и другие примеры, они очень мотивируют: недавно в этажном доме сработала пожарная сигнализация, мы выехали на вызов и обнаружили, что все жильцы стоят во дворе, все до единого сами эвакуировались.

Вообще, люди не склонны думать, что будет, случись пожар. Им кажется, что с ними такого никогда не произойдет. И они загораживают проезд к пожарным гидрантам, перекрывают въезды во дворы, а пожарным приходится два дома в полном обмундировании бежать пешком и тянуть рукава. По закону мы не имеем права трогать чужие машины, должны вызывать спецслужбу с эвакуатором, но это время, драгоценное время, за которое можно зачастую спасти кому-то жизнь. Не раз мы сами отодвигали машину в сторону, местные жители нам помогали, чтобы пожарные могли проехать.

Читайте так же:
Свекольник рецепт диетический стол

Даже если я в нерабочее время прихожу куда-то, интуитивно, на автомате, подмечаю, где находятся щиты ПГ — пожарные гидранты. Это порты, к которым присоединяются пожарные рукава, и таким образом обеспечивается бесперебойная подача воды. Прокручиваю в голове, как можно спасти людей, если вдруг случится пожар. Мы же идем туда, откуда все бегут.

Не отвлекайте пожарных!

Я работаю в одном из самых сложных в плане пожарной безопасности городов — ведь в Москве есть исторический центр со множеством старинных домов с деревянными перекрытиями, есть узкие улицы, пробки, трудности с парковкой, многоквартирные, высотные дома. Нельзя сказать, что сложнее тушить — многоквартирный дом или частный. Везде есть нюансы. В частном, например, не очень много людей, но ты не знаешь, что там внутри, как все устроено, а в многоквартирном — тысячи человек, зато, если дом типовой, ты хорошо ориентируешься внутри, так как тебе известна планировка.

Служба пожаротушения 26 пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы по Москве. Максим Алексеенко на дежурстве Гавриил Григоров/ТАСС

Обязательно находятся прохожие, которые подходят к пожарным и спрашивают: «А что случилось? А давно горит? А людей вывели?» Наверняка этим людям бы не понравилось, если посторонние заходили бы к ним в офис, в кабинет, и спрашивали, что это они делают. Такую ситуацию трудно представить, но в отношении пожарных любопытство почему-то считается естественным. Очень бы хотелось от людей сознательности. Работа пожарного — сложная, тяжелая, она требует огромной концентрации внимания, пожар — это горячо, опасно, больно, страшно. Пожарные тоже люди, и любой перебарывает страх, заходя в горящее здание. И каждый хочет выйти живым, вернуться домой к родным и любимым людям.

Пять минут до смерти

Некоторые думают, что пожарные приезжают на пожар и начинают просто проливать здание водой с разных сторон. На самом деле это всегда слаженная и четко организованная работа. У нас в машине есть штабной стол, который мы раскладываем на пожаре, на нем мы рисуем схемы: кто где из пожарных находится, какую функцию выполняет. Общаемся по рации, командиру стекается вся информация, и он принимает решение, когда идти в здание, как тушить.

"Ошибочно думать, что пожарные не боятся огня. Но профессионал в опасных ситуациях не паникует, а предельно собирается, потому что понимает: от того, насколько он грамотно сделает свою работу, зависят жизни других людей и его собственная". Личный архив Максима Алексеенко

Когда мы приезжаем на пожар, сразу выключаем электричество. Тушим водой, порошком или пеной — в зависимости от того, что горит. Чаще всего возгорания случаются из-за неполадок с проводкой, по невнимательности или легкомыслию жильцов — например, заснул с сигаретой, реже — не выключил утюг. Если оставили обед в кастрюле на огне и ушли, то, скорее всего, просто вызовете сильное задымление: кастрюля обуглится, но возгорания при этом произойти не должно, хотя, конечно, возможно все.

Самое опасное, что есть на пожаре, это дым. При сегодняшнем количестве в квартирах пластика дым превратился в гораздо более быстрого убийцу, чем огонь. Человеку достаточно сделать три глотка такого дыма, чтобы потерять сознание. И после этого у пожарных есть максимум пять минут, чтобы его спасти.

Про неуязвимость пожарного

Ошибочно думать, что одежда пожарного какая-то волшебная и в ней нельзя сгореть. На самом деле горит все. Просто наша сшита из ткани, которая способна какое-то время защищать от высокой температуры. Но и в ней очень жарко. Для того чтобы работать пожарным, надо быть довольно выносливым: наше снаряжение весит примерно тридцать килограммов — это сапоги, одежда, пояс, шлем, баллон с кислородом. Плюс оборудование — бензопил или бензорез для вскрывания дверей, ломы. И с этим весом мы вытаскиваем людей. Так что физподготовка очень для нас важна.

Не сказать, чтобы пожарные были очень суеверны, но некоторые приметы существуют: например, мы не натираем проблесковые маяки, не чистим обувь перед тем, как заступить на дежурство. Считается, если сделаешь это, «веселая» смена тебе обеспечена.

Машина для пожарных — настоящий передвижной штаб Гавриил Григоров/ТАСС

Мы не прощаемся после пожара и не жмем друг другу руки, не желаем удачи, хорошего вечера или спокойной ночи, просто говорим: «Сухих рукавов!» — рукавами мы называем шланги для подачи воды. Сленг используем только в личном общении в своем коллективе.

Но вообще у нас довольно строгие правила службы, и во время общения по рации сленг использовать нельзя, все должно быть очень четко. Тем не менее между пожарными часто складывается крепкая дружба, ведь мы в своем отряде проводим добрую часть жизни, прикрываем друг друга на пожаре, а в части вместе едим, спим в одной комнате, учимся.

Тушение пожара требует слаженных действий команды. Все действия пожарных согласовываются с начальником штаба и руководителем тушения пожара Личный архив Максима Алексеенко

Учиться пожарному приходится постоянно: я не про семинары и зачеты, а про ежедневную учебу. В 9 мы заступаем на службу, а в 10 начинаются занятия. Все как в школе — с тетрадками, ручками и карандашами. Занимаемся тактической и практической подготовкой, отрабатываем сложные ситуации. Например, шлифуем навык двигаться в условиях очень плохой видимости. У нас есть специальные тепловизоры, которые показывают путь в условиях сильной задымленности, но мы тренируемся без них, просто заклеивая смотровое стекло в маске. Тогда видно, как человек выполняет задачи при нулевой видимости.

Пожарные — не боги. Есть ситуации, когда мы ничего не можем сделать: например, если вызов пришел не сразу, мы приехали, а из окон полыхает огонь, понятно, что пламенем объята вся квартира или этаж. Идти туда равносильно самоубийству. Но поверьте, пожарные сделают все, абсолютно все от них зависящее, чтобы спасти людей, если это возможно. Даже рискуя своей жизнью — это не красивые слова.

Служба пожаротушения 26 пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы на юго-западе Москвы Гавриил Григоров/ТАСС

Благодарят нас не так часто, как рассказано в советских детских стихотворениях. Иногда люди в панике, иногда пребывают в шоке или плачут, что у них залило квартиру. Но однажды к нам в штаб приехал мужчина, у которого за неделю до этого мы тушили квартиру. Тогда пожарные нашего отряда спасли его двоих детей. Он пришел и спросил, кто тушил тот пожар. Сначала даже подумали, что у него претензии, а он подошел и говорит: «Я хочу вас отблагодарить, вы моих детей спасли». Стало очень неловко, говорю: «Не надо ничего». А он не унимается. Тогда спрашиваю: «Вы налоги платите?» — «Да». — «Ну, вот считайте, вы нам платите зарплату, так что спасибо, вы уже отблагодарили». Но важнее всего было, что он не поленился приехать и выразить свою признательность, такое бывает не часто.

Читайте так же:
Фото компании за столом

Последние годы я работаю начальником штаба пожаротушения — на выездах руковожу действиями пожарных, ко мне стекается вся информация с пожара. Но сейчас решил вернуться к тушению. Мне этого не хватает.

Пожарный штабной автомобиль

Пожарный штабной автомобиль

Пожарные машины

Пожарный штабной автомобиль – транспортное средство, которое используется для оперативной доставки к месту ЧС личного состава и спецоборудования с целью организации работы мобильного штаба пожаротушения. Пожарные штабные автомобили по общепринятой классификации относятся к специальной технике, обеспечивающей выполнение работ повышенной сложности в условиях ЧС.

Общие требования к штабным автомобилям

Общие техтребования и методика испытаний машин класса АШ были утверждены в 2003 году и используются не только изготовителями, но и службами ГПС, эксплуатирующими данный вид техники.

На вооружении ГПС стоят автомобили на шасси ГАЗ, КАМАЗ, УРАЛ, УАЗ и ПАЗ. Согласно ГОСТу-15150-69, утвержденному еще во времена СССР, техника класса АШ разрабатывается с учетом возможности эксплуатации в условиях атмосферы типа 2 (промышленная), а согласно ГОСТу 12.4.009 – с учетом оперативного ожидания в помещениях при температуре не ниже -10°С.

Пожарный штабной автомобиль - требования

В общих требованиях прописана комплектация пожарных штабных автомобилей АШ системой освещения. В базе они должны иметь противотуманные фары и две фары-искателя, расположенные на кабине и в задней части кузова. В комплект этого вида спецтехники всегда входят средства индивидуальной защиты органов дыхания по количеству мест боевого расчета и ПТВ, которые обеспечивают безопасность спасателей и позволяют оперативно выполнять задачи при боевом развертывании независимо от сопровождения другими машинами службы ГПС.

Утверждены и технические параметры автомобилей. Учитывая, что их производят на серийных шасси, допускается переоборудование согласно ГОСТам:

  • угол свеса полноприводных шасси – не менее 25° впереди и сзади;
  • неполноприводных – 20° впереди и 15° сзади;
  • для автобусов согласно ГОСТу 20774.

Комплектация

Конструктивно машины класса АШ состоят из базового шасси и надстроек. Это кабина водителя, штабной салон и грузовой отсек для перевозки ПТВ, СИЗОД и ЭСУ. Так как пожарный штабной автомобиль АШ относится к спецтехнике, в комплект обязательно должны входить средства связи.

Пожарный штабной автомобиль - комплектация

ПТВ и ЭСУ, которыми комплектуются машины АШ, должны иметь сертификаты. Что касается СИЗОД, то это должны быть средства с защитным действием не менее 90 минут. В качестве внешних источников питания для электроустановок применяются однофазные или трехфазные генераторы. Их номинальные параметры должны соответствовать данным в таблице.

Генераторы размещают в специальных нишах. При их отсутствии – в кабине, но при условии закрытия изолирующими кожухами. Независимо от способа размещения в местах хранения источников питания должна быть вентиляция.

Из средств связи используются:

  1. Радиостанции. Их тип и количество определяется конкретной моделью автомобиля, но при этом обязательным условием для всех пожарных АШ является комплектация стационарной и переносной радиостанцией одновременно. Оборудование должно работать в комбинированном режиме (симплексном и дуплексном), но допустим и какой-то один из режимов.
  2. Телефонный коммутатор с аппаратом и запасом кабеля. Количество комплектов оборудования для обеспечения телефонной связи зависит от типа базового шасси. Расчет проводят исходя из того, что один коммутатор обеспечивает работу максимум 8 аппаратов.
  3. Аппаратура звукозаписи и звукоусиления. Это сигнальные громкоговорители, используемые при оповещении и дачи команд на дальние расстояния. Звукоусилительная установка работает посредством трансляции через микрофон, магнитофон или точки радиосвязи, а также мобильные акустические системы на расстоянии до 300 метров. Сигнально-громкоговорящая установка комплектуется электромегафоном и проблесковыми маячками.
  4. Терминальный комплекс вычислительной техники. Он выполняет функцию обмена данными между АШ и стационарным пунктом ГПС в режиме реального времени.

Маркировка пожарных штабных автомобилей

Все пожарные АШ маркируются по утвержденной схеме, которая содержит данные не только о марке машины, но и о ее комплектации. Маркировочная табличка крепится в кабине водителя. На ней указывается:

  • тип автомобиля;
  • параметр АШ;
  • модель базового шасси;
  • модель АШ по документам разработчика;
  • место производства;
  • данные нормативного документа или технических условий, по которым разработан автомобиль.

Маркировка пожарных штабных автомобилей

Модели пожарных штабных автомобилей

Сегодня на вооружении ГПС состоят АШ-5 на базе шасси ГАЗ и УАЗ, которые производят на заводе «Варгаши», ПО Берег и ОАО «Пожтехника».

ГАЗ-2752

Штабной пожарный автомобиль с маркировкой АШ-5 на базе ГАЗ-2752 выпускает московское производственное объединение «Берег». Он, как и все машины этого типа, используется для доставки к месту пожара личного состава для обеспечения штабной работы в зоне ЧС.

ДвигательКарбюраторного типа
Мощность мотора, кВт/л.с.73/100
Колесная формула4×4
Количество мест1+5
Полная масса, кг3500
Габариты (д*ш*в), мм5500*2000*2700

Пожарно-техническое вооружение располагается в заднем отсеке. В комплект входит электрооборудование.

ГАЗ-27057

Разработкой этого АШ занимается ОАО «Пожтехника» из г. Торжок Тверской области. Конструктивно эта модель мало отличается от машин АШ-5 (2752), при этом считается более тяговитой по сравнению с ними.

Пожарный штабной автомобиль ГАЗ-27057

Функциональность машины определена ее типом.

ДвигательИнжекторный бензиновый УМЗ-4216
Мощность мотора, кВт110
Колесная формула4×4
Количество мест5
Полная масса, кг3500
Габариты (д*ш*в), мм5500*2000*2700

Он выполняет задачи по доставке личного состава к месту пожара, организации радиосвязи в УКВ диапазоне с дальностью действия 20 км при использовании мобильной радиостанции и до 3 км с переносной. Оборудование этого автомобиля позволяет подавать звуковые и световые сигналы на расстоянии до 500 м. За счет комплектации фарами-прожекторами и ручными аккумуляторными фонарями возможно полное освещение места ЧС.

ГАЗ-3221

Производством штабных пожарных автомобилей на базе ГАЗ-3221 занимается завод «Варгаши». Для них используют легковое или полугрузовое шасси.

Пожарный штабной автомобиль ГАЗ-3221

Эти машины подходят для эксплуатации при температуре от -40 до +40°С.

ДвигательИнжекторный бензиновый УМЗ-4216
Мощность мотора, кВт72
Колесная формула4×2
Количество мест5
Полная масса, кг3500
Габариты (д*ш*в), мм5500*2380*2500

В комплект входит три дыхательных аппарата, четыре комплекта одежды пожарного, четыре каски, четыре радиостанции, фонарь ФОС-3-5/6 и штабной стол.

УАЗ-3163

Базовым шасси этого АШ-5 стал УАЗ-3163 «Патриот» с колесной формулой 4×4. По комплектации он сходен с ГАЗ-3221, при этом отличается более компактными габаритами и повышенной маневренностью.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector