Irina-vaiman.ru

Дизайн и Архитектура
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Стол и столик однокоренные слова или форма

Стол и столик однокоренные слова или форма

Звуки бывают гласные и согласные.

Гласные – это звуки, при произношении которых воздух спокойно проходит через полость рта и не встречает какой-либо преграды.

В русском языке 6 гласных звуков: [а], [о], [у], [э], [и], [ы].

Для обозначения гласных звуков на письме используем 10 букв:

а, о, у, э, ы – обозначают твёрдость согласных звуков;

я, ё, ю, е, и – обозначают мягкость согласных звуков (после согласного),

или обозначают 2 звука.

Буквы я, ё, е, ю обозначают два звука:

Согласные – это звуки, при образовании которых воздух встречает в полости рта какую-нибудь преграду (язык, зубы или губы).

В русском языке 36 согласных звуков.

В русском языке 21 буква, которая обозначает согласный звук: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т,

Согласный звук может быть:

— твёрдым или мягким;

— звонким или глухим;

Всегда твёрдые [Ж], [Ш], [Ц].

Всегда мягкие [Й’], [Ч’], [Щ’].

Твёрдость согласных звуков обозначается на письме гласными буквами а, о, ы, э и ъ:

Мягкость согласных звуков обозначается буквами я, ё, е, ю, и и ь.

ЗВОНКИЕ согласные произносим с шумом и голосом, а ГЛУХИЕ только с шумом.

В предложении «СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ? – Фи!» все согласные глухие.

А остальные — звонкие: Б, В, Г, Д, З, Ж, и Й, Р, Л, М, Н.

СОЧЕТАНИЯ ЖИ-ШИ

ЖИ-ШИ пиши с буквой И. Например: крыши, жираф.

СОЧЕТАНИЯ ЧА-ЩА

ЧА-ЩА пиши с буквой А . Например: щавель, части.

СОЧЕТАНИЯ ЧУ-ЩУ

ЧУ-ЩУ пиши с буквой У. Например: чудак, щука.

СОЧЕТАНИЯ ЧК-ЧН, НЧ, РЩ, ЩН И НЩ

Сочетания ЧК-ЧН, ЧТ, НЧ, РЩ, ЩН и НЩ пишутся без мягкого знака.

Например: розочка, молочный, чтение, карманчик, сборщик, мощный, барабанщик.

ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ В СЛАБОЙ ПОЗИЦИИ

Существуют парные согласные по глухости — звонкости:

Б — П, В — Ф, Г — К, Д — Т, Ж — Ш, 3 — С.

Согласная стоит в слабой позиции в том случае, когда она находится в конце слова или перед глухой согласной.

Чтобы проверить парную согласную в слабой позиции, надо подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы после этой согласной стояла гласная или звонкая согласная.

Например: гриб, грибки — грибок, грибной.

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА

Гласные буквы а, о, и, е, я в безударных слогах требуют проверки.

ПРОВЕРЯЕМЫЕ БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы на эту гласную падало ударение.

Для проверки слов с двумя безударными гласными в корне нужно подобрать два проверочных слова.

НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА

Написание слов с непроверяемыми гласными в корне слова надо проверять по орфографическому словарю.

Написание некоторых из них надо запомнить.

МЯГКИЙ ЗНАК — ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ

В конце слова после мягкого согласного пишется буква Ь

После мягкого Л в середине слова всегда пишется буква Ь.

После остальных мягких согласных в одних случаях пишется буква Ь .

В других случаях после мягкого согласного буква Ь не пишется

В случае затруднения обращайся к словарю.

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК

Разделительный Ь показывает, что согласный звук не сливается с гласным.

Читайте так же:
Ремонт ножек стола

Разделительный Ь пишется в корне и между корнем и окончанием.

Ь пишется после согласных перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И.

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТВЁРДЫЙ ЗНАК

Разделительный Ъ пишется после приставок, оканчивающихся на согласный, перед корнем слова, который начинается с гласных Е, Ё, Ю, Я.

УДВОЕННЫЕ СОГЛАСНЫЕ

(лл, мм, нн, рр, жж, сс, дд, тт, кк, пп, бб)

Такие слова нужно запоминать или смотреть в словаре.

ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК

Приставки (В, У, К, С, НА, ЗА, ОТ, ОБ, ПРИ, ПО, ПОД, ИЗ, НАД…) пишутся слитно со словом.

Между ними нельзя вставить другое слово или вопрос.

Написал, записал, приписал, списал, дописал

ПРАВОПИСАНИЕ ПРЕДЛОГОВ

Предлоги (К, ПО, В, НА, ЗА, С, ПОД, У, ПРО, ОТ, ДО, ПРИ, ИЗ…) пишутся отдельно от слова.

Между предлогом и приставкой можно вставить другое слово или вопрос.

Сосна росла (у) берега.

Сосна росла у (чего? самого) берега.

НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ

1. В некоторых словах согласные т, д, л, в пишутся, но не произносятся. Эти слова надо проверять.

2. Если в сочетании согласных при изменении слова согласный не слышится, писать его не нужно.

Чудесно – чудо.

Запомни: лестница, праздник, чувство

Запомни: СН без Т

Ужасный – ужас, опасный – опасен.

ПРАВОПИСАНИЕ Ы И И ПОСЛЕ Ц

В корнях слов.

Например, цирк, цифра.

ИСКЛЮЧЕНИЯ : цыган, цыплёнок, на цыпочках, цыц, цып – цып.

В окончаниях.

Например, синицы, куцый.

В словах на – ция.

Например, акция, лекция.

В словах с суффиксом

– ын . Например, курицын.

ПРАВОПИСАНИЕ О и Е В ОКОНЧАНИЯХ СУЩЕСТИВИТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ и Ц

В окончаниях имен существительных творительного падежа после шипящих и Ц пишется под ударением О, а без ударения Е.

Например: лучом, душем.

СОСТАВ СЛОВА

Слова состоят (или могут состоять) из приставки, корня, суффикса и окончания.

Корень – это общая часть однокоренных слов, в которой заключено их общее значение: свет, светильник, освещать.

Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов: ходить, подходить, переход, выход.

Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов: школа, школьник, школьный.

Окончание – изменяемая часть слова, которая стоит после корня или после суффикса и служит для связи слов в словосочетании или в предложении: читал книгу, нашёл в книге.

Разбор слова по составу

1. Найди и выдели окончание и основу. Для этого измени форму слова:

настольный, настольного, настольным, о настольном.

Окончание –ый, основа настольн-

2. Выдели корень. Для этого подбери к слову однокоренные слова:

стол, столик, столовая.

Общая часть слов – стол-. Это корень.

3. Выдели приставку и докажи, что такая приставка есть в других словах.

Такая приставка есть в словах наручный, настенный

4. Выдели суффикс и докажи, что такой же суффикс есть и в других словах.

Суффикс –н-, такой суффикс есть в словах школьный, классный.

ПЕРЕНОС СЛОВ

1 1. Слова переносятся по слогам .

Например: во-ро-на, пе-тух, лю-бовь

2 . Нельзя переносить одну букву и оставлять её на строке.

Например: ака-ция, мир, яма

3 . При переносе слов буквы Ь, Ъ, Й не переносят, а оставляют на строке с предыдущей согласной.

Например: боль-шой, крыль-цо, сой-ка, объ-езд

4. При переносе слов с двойными согласными одну букву оставляют на строке, а другую переносят.

Например: жуж-жать, сум-ма, ап-петит

5 . При переносе слов с приставками нельзя отрывать одну букву от приставки или от корня.

Читайте так же:
Прозекторский стол что

Например: под-бить, при-слоняться, рас-крыть, пре-красный

6. Нельзя переносить на другую строку пунктуационные знаки (. , ! ? : ( ; — „ )

Самостоятельные Служебные

имя существительное предлог

имя прилагательное союз

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Имя существительное — это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

Например, школа, ученик, кровать, лошадь.

Начальная форма имени существительного – существительное в именительном падеже, в единственном числе (что? кто?)

Имена существительные, которые обозначают людей и животных и отвечают на вопрос кто? , называются одушевленными .

(Например, писатель, рак)

Имена существительные, которые обозначают все остальные предметы и отвечают на вопрос что? , называются неодушевленными.

(Например, дождь, вода)

Имена существительные, которые пишутся с заглавной буквы (имена, отчества, фамилии, клички животных, названия городов, деревень, рек, морей …) называются собственными .

Например, Валентина, Новгород, Барсик

Все остальные – нарицательные.

Например, город, кошка, сестра, дом

Имена существительные бывают:

Женского рода (она моя), например, лодка, корова.

Мужского рода (он мой), например, стол, год.

Среднего рода (оно моё), например, солнце, окно.

Чтобы определить род имени существительного, которое стоит во множественном числе, надо поставить его в единственном числе.

Например, туфли – туфля (ж.р), ботинки – ботинок (м.р.)

Имена существительные изменяются по числам.

Существительные в единственном числе обозначают один предмет,

во множественном числе – два или несколько предметов.

Имена существительные изменяются по падежам.

Именительный – (есть) кто? что?

Родительный — (нет) кого? чего?

Дательный – (подошёл) кем? чем?

Винительный – (вижу) кого? что?

Творительный – (доволен) кем? чем?

Предложный – (думаю) о ком? о чём?

Как отличить И. п. от В. п.

Существительное в И.П. является в предложении главным членом – подлежащим и никогда не употребляется с предлогом.

Существительное в В. п. является в предложении второстепенным членом. Оно употребляется как с предлогом, так и без.

Как отличить Р. п. от В. п.

Р. и В. падежи можно различать по предлогам.

Родительный Винительный

От, до, из, без, у, для, около, в, на, за, через, про

У существительных 1 склонения Р. и В. падежи различаются по окончаниям.

Родительный Винительный

Для того чтобы отличить Р. п. от В. п. у существительного 2 склонения , можно заменить это существительное существительным

1 склонения. (кошка)

Предложный падеж.

Существительные в П. п. всегда употребляются с предлогом (о, об, обо, в, во, на, при)

Предлог об употребляется с именами существительными, которые начинаются на гласные звуки. (об автомобиле, об урожае, об Илье)

Существительные бывают 1, 2 и 3 – го склонения.

1 склонение – существительные женского и мужского рода с окончаниями – а, — я в именительном падеже.

2 склонение – существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями – о, -е.

3 склонение – существительные женского рода с мягким знаком на конце (с нулевым окончанием).

Чтобы определить склонение имени существительного, его нужно поставить в именительный падеж единственного числа.

Например, ехали по улице – улица (1 скл.)

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

Чтобы проверить безударное окончание существительного, надо:

  1. определить падеж
  2. определить склонение
  3. вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже или подставить слово-помощник.

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Имя прилагательное — это часть речи, которая обозначает признак предмет и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё?

Например, красная, цветной, праздничное, весёлые.

Начальная форма имени прилагательного – прилагательное в именительном падеже, в единственном числе, в мужском роде. (какой?)

(окончания: — ой, — ый, — ий)

Читайте так же:
Сколько человек сядет за стол 2 метра

Род, число, падеж имени прилагательного определяется по существительному, с которым оно связано по смыслу.

В единственном числе имена прилагательные изменяются по родам и по падежам.

Прилагательные во множественном числе изменяются только по падежам. По родам они не изменяются.

Правописание безударных окончаний имен прилагательных.

Для того, чтобы правильно написать безударное окончание

имени прилагательного нужно:

1. Найти в предложении существительное, к которому относится прилагательное, определить число, род и падеж.

2. Вспомнить окончание прилагательных в этом падеже.

3.ИЛИ поставить вопрос от существительного к прилагательному и по окончанию вопроса узнать окончание прилагательного.

Этимологический иллюстрированный интерактивный Словарь

научно-популярная монография о развитии русского, украинского, английского, французского, итальянского, испанского, немецкого языков, эсперанто, хинди, латыни и древнегреческого на основе более чем 600 праиндоевропейских корней

научно-популярная монография о развитии русского, украинского, английского, французского, итальянского, испанского, немецкого языков, эсперанто, хинди, латыни и древнегреческого на основе более чем 600 праиндоевропейских корней

Стол — на сто человек?

Этимологический Словарь помогает и взрослым, и детям.

Сижу на вагоне — деревянный коричневый брус, растрескавшийся и в песке. На руках старшая доча, хлюпает носом. Она и младшая громко не поделили лошадку из покрышек на детской площадке. Серая лошадка с резиновыми поводьями привлекает дочек больше серо белого слона, резинового розового фламинго, деревянного поезда (на его вагоне и сижу), пушек, танков и прочих атрибутов детства.

Моё волевое решение: 3 минуты одна на лошадке, потом вторая 3 минуты и так далее. Старшая протестует: не её очередь (здесь вы нас и встретили, на деревянном вагоне и в слезах). А я, чтобы переключить внимание, задаю вопрос: о каком слове ты хотела бы узнать?

Обычно на такие вопросы доча отмалчивается. А тут, впервые, ответила. Ура!

Чуть не завалил её данными. Но спохватился — не время. Сначала — способность интересоваться, а потом уже и удовлетворять интерес.

А затем, через минутку (и хорошо, что я молчал), извещает:

Я в душе радуюсь — наблюдает! А в уме рассчитываю: так ли это?

Происхождение слов СТО и СТОЛ

Однокоренные слова, стол и сто?

Происхождение слова СТОЛ

Первый вариант происхождения слова стол. Стол — от слова стать. Только с суффиксом -л. Этот суффикс создаёт значение инструмента. То есть, рубило — то, чем рубят. Чернила — то, чем чернят. А стол — инструмент для стояния предметов. То, на что ставят.

Другой вариант — однокоренные стол, стелить и стеля укр. То есть, стол — то, что накрывают, застилают.

Происхождение слова СТО

А вот с сотней всё сложнее. Оказывается, древняя форма слова сто — *kmtom, откуда латинское цент— (как в центнер, процент) и древнегреческое экатэ (откуда гекатомба, букв. сто могил). А славяне к превратили в с (вспомните однокоренные корова и серна). Звук м выпал. Вот вам и сто

Кстати, у части индоевропейских языков сто начинается на к-, а у части — на с-. Например, что у нас и [сатем] на языке Авесты. С другой стороны, centum латынь, (э)катон д.-греч., [канте] тохарский Б. Значит, очень давно, племена так разделились, что одна группа начинала сто на к-, а вторая на с-. А в какой-то области древние говорили и так, и так.

Методическая система изучения состава слова, ознакомления со словообразовательными моделями.

Рассмотрим основные методы, которые используются для изучения морфемики русского языка в начальной школе. Это наблюдение над фактами языка, морфемный анализ слова и конструирование. Такие методы обучения, как словообразовательный и этимологический анализ слова, на начальном этапе используются в школьной практике только как приемы.

Читайте так же:
Депозит столика в клубе

Метод наблюдения над фактами языка может быть представлен следующими приемами:

1. Определение значения каждой морфемы в слове:

  • для определения значения слова, например: водитель — корень -вод- указывает на род занятий (от глагола водить), суффикс -тель- на носителя действия, т.е. водитель — ‘тот, кто водит, управляет чем-либо’;
  • для формирования представления об отношениях между аффиксами, например: суффикс -ист- обозначает лиц определенного рода занятий, профессии (футболист, тракторист) и имеет значение ‘неполное проявление свойств, качеств, их оттенков’: цветистый;
  • для понимания роли аффикса в однокоренных словах: например, в паронимах болотистый — ‘имеющий свойство болота’ и болотный — ‘принадлежащий болоту’;

2. Сравнение слов и наблюдение:

  • над многозначностью морфем (перелеты — повторяемость, перелесок — пространство между чем-нибудь; передозировка — чрезмерность);
  • над омонимией морфем (пошире, погромче, почитать — значение смягченной меры признака; побежать, полететь — значение начала действия);
  • над словообразовательной синонимией (вымазать — измазать — перемазать; испугать — напугать);
  • над словообразовательной антонимией (стол — столик — столище; прикрутить — открутить — выкрутить).

3. Распределение слов:

  • по словообразовательным гнездам. Например: испортить, подсолнечный, польза, солнце, использование, использовать, порча, испорченность, подсолнечник, испорченный.
  • порча — испортить — испорченный — испорченность;
  • солнце — подсолнечный — подсолнечник;
  • польза — использовать — использование;
  • по словообразовательным моделям.

4. Подбор однокоренных слов для определения единого словообразовательного гнезда: березовый (лес) — береза, березонька, березняк, выделяем корень берез-. Суффикс -ое- указывает на относительное прилагательное и имеет значение ‘состоящий из породы дерева’, указанного в корне (сравним: сосновый — состоящий из сосен, еловый — из елей и т.п.).

В начальной школе не изучают способы словообразования, но словообразовательный разбор применяют, так как именно с него начинается определение морфемного состава. Задачей морфемного анализа является установление морфемного состава слова, т.е. определение, из каких значимых частей это слово состоит. Однако не всегда это легко сделать, поэтому учителю рекомендуется прибегать и к словообразовательному, и к этимологическому разбору. Например, при объяснении правописания многих словарных слов этимология помогает запомнить исторический корень, в котором сомнительный гласный звучит под ударением: рябина — исторически от корня рябь.

Каков порядок морфемного разбора слова на начальном этапе обучения?

Т. Г. Рамзаева предлагает начинать разбор слова по составу с выделения окончания, что одновременно является и выделением основы слова. После этого учащиеся анализируют саму основу — находят корень, приставку и суффикс. Такой порядок морфемного анализа обусловлен способностями младших школьников к осуществлению мыслительных операций.

Окончание является средством выражения грамматических значений числа, рода, падежа, лица. Младшим школьникам, владеющим родной речью, не составляет труда сопоставить формы слова, различающиеся, например, формой числа, и выделить изменяемую часть слова.

Для выделения корня необходимы операции, включающие подбор однокоренных слов, их сравнение в целях распознавания общей части. При этом важно так подбирать однокоренные слова, чтобы не было ошибок, например таких, когда школьники, подбирая однокоренные слова с одной и той же приставкой, включают ее в корень (записать, запись, записка).

Для распознавания в слове приставки или суффикса используются те же действия, что и при нахождении корня, т.е. подбор однокоренных слов с разными приставками и суффиксами или без них. Сравнение однокоренных слов в этом случае направлено на вычленение частей, которые стоят перед или после корня. С целью доказательства правильного выделения приставок и суффиксов школьники должны осуществить операцию подбора неоднокоренных слов с одной и той же морфемой, приставкой или суффиксом, например: забежать, зашить, залить или засолка, прополка, подготовка. Младшие школьники для распознавания в слове аффиксов могут также использовать метод сравнения производного и производящего слов, например: гора — при-гор-ок, стол — стол-ик, школа — школь-ник.

Читайте так же:
Стол для флористики размеры

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября" "Информатика" Московский институт открытого образования (МИОО)

Морфемика. Словообразование. Вопросы «Проверь себя»

4.Обычно словообразовательные аф­фиксы используются для образования не одного, а многих слов, однако в русском язы­ке есть аффиксы, употребляющиеся только в одном слове. Они носят название уникаль­ных аффиксов. Найдите и выделите уни­кальные аффиксы в следующих словах: жених, рукав, белокурый, детвора, попа­дья, молодежь, конюх, радуга, годовалый, по­чтамт, курносый, королева, рисунок.

5.Можно ли без контекста определить корни в словах пили, спеть, простой? Как называются такие слова?

6.Каким частям речи свойственны окончания:
А) -ый, -ого, -ому, -ый (-ого), -ым, -ом;
Б) -а, -ы, -е, -у, -ой;
В) -ем, -ете, -ут?

7.Назовите части речи и их формы с окончанием -у.

8.Если есть омонимические окончания, то как назвать окончания в таких вариантах форм: (кусок) сыра — сыру, в оˊтпуске — в отпускуˊ, учиˊтели — учителяˊ, меˊхи — мехаˊ, поˊясы- поясаˊ?

9.Одинаковы ли по словообразовательной структуре слова грамотей, книгочей и злодей?

10.Приведите примеры сложных слов, в которых приставка стоит после корня.

11.Является ли глагол уныть производным от глагола ныть?

12.Какие окончания являются общими для всех имен существительных независимо от склонения?

13.Укажите, какие из следующих слов имеют одинаковые окончания:
— домов, столов, коров, ковров, голов, основ;
— степей, ножей, батарей, шей (от шея), ушей, юношей.

14.Какой частью слова является -ий в словах медвежий (рев), синий, волжский, санаторий, (много) станций?

15.Каков состав слов двумястами, тремястами?

16.Являются ли однокоренными в современном русском языке слова побывать, забывать, добывать?

17.Являются ли глаголы увядать, увянуть, завял однокоренными?

18.Каков морфемный состав слов президиум, президент, префикс, препозиция?

19.Во всех ли словах конина, буженина, свинина, осетрина, лососина есть суффикс -ин-?

20.В чем состоит «неправильность» построения сложных слов: знаменосец, минералогия, трагикомедия, дикобраз, военачальник?

21.Одинаково ли значение приставки о- в словах огарок, опушка, описка, осколок, опенки, ошибка, опечатка, оплошность, огрызок? Сгруппируйте слова по значению приставки о-.

22.Одной из древнейших приставок в славянских языках была приставка *ра-, которая входит в состав следующих слов: русских — падчерица, пашибок (осколок); словацких — pakluc (отмычка), pazvuk (призвук). Проанализируйте значения слов и определите первоначальное значение этой приставки.

23.В «Этимологическом словаре русского языка» Макса Фасмера написано, что слово вынуть «замечательно полным исчезновением корня». Может ли в русском языке существовать слово без корня? Аргументируйте ваш ответ.

24.От каких слов и при помощи каких средств образованы слова лежание и лежанка, белизна и белок, зубной и зубастый? Сопоставьте однокоренные слова по значению. Разделите производные слова на группы в зависимости от соотношения их значений со значениями производящих слов. Объясните свое решение.

25.В существительных мужского рода с основой на -ок гласный о обычно бывает беглым (затылок- затылка), но иногда сохраняется во всех формах слова (знаток-знатока, знатоку и т.д.) Проанализируйте приведенные ниже слова и попробуйте сформулировать закономерности, позволяющие по начальной форме слова узнать, является ли в нем гласный о беглым. Используйте обнаруженные закономерности, чтобы определить, беглое ли о в слове брелок. Артишок, волок, восток, гудок, дружок, едок, ездок, заголовок, игрок, обморок, одногодок, островок, поток, предок, пророк, рисунок, родничок, сверчок, слоненок, старичок, шлафрок, экивок.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector