Интернет проект
интернет проект BeginnerSchool.ru
Ранее мы разбирали, что же такое звук и буква и делали звуко-буквенный разбор. Когда ребенок твердо усвоил, что такое звук и буква, перейдем к изучению слога.
Как разбить слова на слоги, где в слове поставить ударение и как перенести слово? – это основные понятия, которые будут встречаться в изучении русского языка в начальной школе.
Усвоив эти, казалось бы, простые истины, ребенок будет легко понимать основные правила правописания в русском языке.
Итак, ранее мы договорились о том, что слово состоит из звуков. А как можно поделить слово на части? Когда мы хотим прокричать слово кому-то находящемуся далеко, мы стараемся разбить слово. Попробуйте вместе с ребенком прокричать слово мама. Как у вас получилось?
Вот вы и разбили это слово на два слога. Попробуйте ещё, например, слова весна и ручейки.
Получилось: вес-на и ру-чей-ки . То есть в слове весна 2 слога, а в слове ручейки 3 слога.
Давайте попробуем пропеть слово мама. Получается м-а-а—м-а-а .
Гласные звуки мы произносим, раскрыв рот – звук свободно выходит изо рта. Произнося согласные звуки, мы ставим речевым аппаратом препятствия звуку. Таким образом, мы разбиваем слова на части, отсюда основное правило:
Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Пример слов с одним, двумя и тремя слогами:
Слова, состоящие из одного слога, называются односложными , из двух слогов – двухсложными , из трех – трехсложными и так далее.
Примеры односложных слов: снег, их, птиц, по.
Двухсложных: тихо, ветку, стали.
Трехсложных: гуляет, березы.
Ударение
Каждое слово произносится с акцентом, на каком ни будь слоге. Для примера возьмем, опять, слово мама .
Мы делаем акцент на первом слоге этого слова: мА-ма . А точнее на первой гласной букве этого слога. Этот акцент и называется ударением и обозначается следующим образом:
А буква, на которую ставится ударение, называется ударной.
Зачем же нужно ударение в слове? Давайте возьмем слово машина:
Мы ставим ударение на гласную букву второго слова. Попробуйте поставить ударение на гласную букву первого слога, получается совсем другое слово, не относящееся ни как к средству передвижения.
Из этих слов можно составить предложение:
Как видно это два разных слова. Ну а если поставим ударение на последний слог, то получится вовсе бессмыслица.
А гласные буквы, на которые не падает ударение, называются безударными.
Теперь потренируйтесь, вместе с ребенком, правильно ставить ударение в словах:
Морозы, пенёк, крыжовник.
Получается, что роль ударения в произношении слов очень важна, а в дальнейшем мы узнаем, что с помощью ударения мы можем узнать, как правильно писать безударные гласные в словах.
Перенос слов
При написании слов мы сталкиваемся с тем, что иногда слово полностью не помещается в строке. Тогда это слово можно перенести на другую строку. Как же это сделать? Очень просто: надо разбить слово на слоги и перенести.
Например, слово карандаш можно перенести так:
Просто? Но есть несколько правил, которыми нельзя пренебрегать:
- Одну букву нельзя оставлять на строке. Например, слово иней не переносится.
- Слово, состоящее из одного слога, не переносится. Например: труд .
- Одну букву слова нельзя оставлять на предыдущей строке. Также нельзя одну букву переносить на следующую строку. Например, слова аист и идея не переносятся.
- Нельзя оставлять на предыдущей строке или переносить на следующую одну согласную без гласной. Например, слово круглый можно перенести так круг-лый. Неправильно перенести так: к-руглый или кр-углый .
- Буквы й, ы, ъ, ь нельзя отделять от предшествующей буквы: вой-на, подъ-езд, рай-он .
Есть еще несколько правил переноса, но их мы будем изучать по мере усваивания дальнейшего материала.
Перенос слов по слогам. Проверочная работа
ЦЕЛИ УРОКА: развивать умение делить слова на слоги и переносить слова с одной строки на другую, учить составлять ответы на вопросы и правильно их записывать.
• Учащиеся научатся делить слова на слоги и переносить слова с одной строки на другую.
1. Проверка домашнего задания
Проверка правильности заданий в рабочей тетради. С. 31, упр. 66, с. 31, упр. 67.
— Прочитайте слова с мягким знаком в середине слова. Расскажите правило переноса таких слов.
Прочитайте слова с буквой й в середине слова. Расскажите правило переноса таких слов.
Как разделить на слоги для переноса слова с двойной согласной. Приведите примеры.
Прочитайте слова, которые переносить нельзя. Обоснуйте свой ответ.
2. Актуализация знаний
Комментированно-предупредительный диктант с заданием. Задание. Запишите слова, разделяя их чёрточками для переноса.
Заяц, быстро, ягода, прощай, жёлтый.
— Тема нашего урока: «Перенос слов по слогам».
Сегодня на уроке вы продолжите упражняться в делении слов на слоги и переносе слова с одной строки на другую.
4. Работа по теме урока
Работа по учебнику. С. 73, упр. 112.
— Определите слова, которые разделены по слогам, а которые — для переноса. Выполните задания к упражнению.
Работа по учебнику. С. 73, упр. 113.
— Прочитайте текст, определите тему текста. Запишите ответы на вопросы по содержанию текста.
Работа со словом посуда. Определение гласной, написание которой требует запоминания, количество слогов в слове, объяснение значения слова.
5. Самостоятельная работа
Работа по индивидуальным карточкам.
Проверочная работа по теме «Перенос слов»
1. Раздели слова для переноса, если это возможно.
Клей, плойка, улей, стройка.
2. Раздели слова с ь для переноса.
Пальчик, калька, пыльца, Петька.
3. Раздели слова для переноса.
Касса, аллея, рассказ, суббота.
4. Прочитай текст. Выпиши из текста слова, которые нельзя переносить.
Наступила осень. Дед Иван привёл детей в сад. Под кустом живёт ёжик. Он спит в ямке.
6. Домашнее задание
Выполнить по учебнику упр. 114 на с. 74. Ответить на вопросы, используя слова для справок. Определить тему и главную мысль текста.
7. Подведение итогов урока
— Какие правила нужно знать, чтобы правильно переносить слова с одной строки на другую?
Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.
Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.
Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.
Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.
Конспект занятия на тему «Перенос слов» (закрепление)
Цель: Совершенствовать представления учащихся о правилах переноса.
- Упражнять детей в слоговом анализе и синтезе слов.
- Совершенствовать умения детей правильно осуществлять перенос слов.
- Совершенствовать умения определять ударный звук в слове.
- Совершенствовать операции анализа и синтеза.
- Развивать фонематический слух.
- Развивать слуховое восприятие.
- Развивать логическое мышление.
- Продолжать формировать положительное отношение к занятиям.
Оборудование: картинка – елка в тележке; листок с напечатанным словом – репенос; правила переноса слов; индивидуальные карточки.
Ход занятия:
— Первым сядет тот, кто назовет 1) сколько месяцев в году; 2) какой день недели будет послезавтра; 3) кто сидит за левой стороной парты, за правой стороной парты.
Упражнения на координацию движений.
-Сейчас давайте выполним упражнение «кулак-ребро-ладонь».
2. Развитие операции анализа.
Детям раздаются листочки с картинкой.
— Что изображено на этой картинке? (Елочка в тележке.)
— Из каких геометрических фигур состоит эта картинка? (треугольники, круги, прямоугольники)
— Что такое вы назвали? (Части)
— А что больше часть или целое? (Целое)
— Покажите, где у вас находится затылок, бедро, голень, локоть.
3.Повторить заданный ритм.
— Повторите за мной так как я, по очереди. Начинает Миша. _/, _/_, _ _/, _ _/_, /_ _.
II. Основная часть.
1. Определение темы занятия.
1. Определение темы занятия.
— Сейчас мы с вами определим, чем же мы сегодня будем заниматься. Посмотрите на доску, здесь написано слово, нам его надо расшифровать. Что перепутано в этом слове? (Слоги)
— Что нужно сделать, чтобы расшифровать это слово? (Слоги переставить местами).
— Какое слово получится? (Перенос).
— Ну, теперь, я думаю, вы догадались, чем мы сегодня будем заниматься? (Делить слова для переноса)
— А как переносятся слова? (По слогам).
2. Деление слов на слоги. Развитие слухового восприятия, внимания.
— Сейчас мы проверим как вы умеете делить слова на слоги.
— Открываем тетради, записываем число.
— Давайте поиграем в игру «Молчанка». Я буду называть слова, вы должны зарисовать квадрат, если в слове 1 слог, треугольник – если в слове 2 слога, круг – если в слове 3 слога. Фигуры рисуем в строчку.
Слова: стул, деревья, корзина, звонкие, труба, ухо, ежики, дым, соль, умный.
— Давайте проверим, что у вас получилось. Один читает, другие проверяют. Если неправильно зарисовали, подчеркиваете красной ручкой.
Если есть ошибки, слова разбираются.
— Как определить, сколько в слове слогов? (Сколько гласных звуков, столько и слогов).
— Сколько в слове стул гласных звуков? (один) Какой? (у) Значит и слогов… ? (один).
3. Деление слов для переноса, постановка ударения.
— Для чего мы должны уметь делить слова на слоги?
— Слова на слоги мы поделили, теперь проверим, как вы умеете делить слова для переноса.
— Прежде, чем делить слова на слоги, давайте вспомним правила переноса слов.
- Слово переносится по слогам.
- Букву «й» нельзя отрывать от предыдущего слога.
- Одну букву нельзя оставлять и переносить.
- Ь, ъ нельзя переносить отдельно на следующую строку.
- Слова с двойной согласной – одну букву оставляем, другую переносим.)
Правила вывешиваются на доску.
— Сначала нужно отгадать загадку. Отгадку записать, разделить для переноса и поставить ударение. Слушаем внимательно, кто отгадает, выходит к доске.
1. Раскаленная стрела дуб свалила у села. (Молния)
2. Осенью кружатся, на землю ложатся, с земли не встают, тут и гниют. (Листья)
3. Всех на свете обшивает, что сошьет – не надевает. (Иголка)
4. Огородник тот с длинным носом живет. Где носом качнет, там вода потечет. (Лейка)
5. Удивительный вагон! Посудите сами: рельсы в воздухе, а он держит их руками. (Троллейбус)
4. Закрепление навыка деления слов на слоги.
— Ученики из другого класса выполняли деление слов для переноса. Проверьте, пожалуйста, их работы, если есть ошибки исправьте.
Детям раздаются карточки для индивидуальной работы.
1 карточка: Ра-я, по-яс, якорь, ям-ка, ут-юг, расс-тояние.
2 карточка: Синя-я, за-яц, ут-очка, узе-нькая, яр-марка, стоя-ли.
3 карточка: Весела-я, по-ёт, класс-ная, ям-очка, страшное, у-тюг.
4 карточка: А-ня, зреет, стро-гие, юб-очка, яб-локо, холоди-льник.
— Кто выполнил, положите, пожалуйста, карточки на край стола.
Поднимает руки класс – это раз.
Повернулась голова – это два.
Руки вверх, вперед смотри – это три.
Руки в стороны пошире, развернули на четыре.
С силой их к бокам прижать – это пять.
Всем ребятам тихо сесть – это шесть.
Офтальмогимнастика: закрыть глаза, расслабиться, открыть глаза, посмотреть прямо, вверх, вниз, на свой нос и на меня.
6. Составление слов из слогов.
— Отгадайте зашифрованное слово и запишите его в тетрадь, поставьте ударение.
На доске записаны слова:
— Из первого слова выделите второй слог. Из второго слова выделите второй слог. Запишите получившееся слово.
2) Будильник – первый слог.
Терновник – первый слог (бутерброд)
Бродвей – первый слог
3) Поземка – второй слог
Поляна – второй слог (земляника)
Голенище – третий слог
Карамель – первый слог.
7. Деление слов для переноса в предложении.
— Каждому раздаю карточку с двумя словами. Вы должны составить два предложения с первым словом и со вторым. Записать их в тетрадь. Заданные слова разделить для переноса.
Задания раздаются по степени сложности.
1 карточка: уточка, холодильник.
2 карточка: Анечка, сильный.
3 карточка: утюг, узенькая.
4 карточка: яма, физкультура.
III. Заключительная часть.
— Чем мы сегодня занимались на занятии?
— Что вам было трудно выполнять?
— Много ли допускали ошибок?
— Какие задания понравились?
— Зарисуйте кружок. Выберите ручку зеленого цвета, если у вас все получалось, ошибок не допускали; красного цвета – если были трудности при выполнении заданий, ошибок допускали мало; черного цвета – если вам было что-то непонятно и вам нужна помощь.
— Занятие закончено. Спасибо! До свидания!
Куклева Ирина Михайловна,
учитель-логопед,
МБОУ Воротынская СОШ,
р.п. Воротынец Нижегородской области
Правила переноса слов
Многие из нас вообще предпочитают не переносить слова при написании, оно и правильно. Остальные переносят слова скорее интуитивно, чем руководствуясь каким-либо правилом. Но детям в школе всем приходится пройти через этот этап и изучить правила, по которым слова переносят на следующую строку, с них спросит учитель по всей строгости. Раньше слова переносились по слогам, а с недавнего времени ввели новые правила деления на слоги и новые правила переноса. Придется вникать и детям, и родителям.
Фактически, переносить теперь слова нужно так, как по старым правилам вы бы поделили его на слоги, а на слоги делить уже по совершенно новым правилам.
Правила переноса в русском языке
1. При переносе слов нельзя ни оставлять в конце строки, ни переносить на другую сторону часть слова, не составляющую слога (то есть без гласной переносить нельзя); например, нельзя переносить просмо-тр, ст-рах.
2. Нельзя отделять согласную от следующей за ней гласной.
Неправильно: люб-овь, дяд-енька, реб-ята, паст-ух
Правильно: лю-бовь, дя-денька, дядень-ка, ре-бята, ребя-та, па-стух, пас-тух
Примечание 1. При переносе слов с односложной приставкой на согласную, стоящую перед гласной (кроме ы), желательно не разбивать приставку переносом; однако возможен перенос и в соответствии с только что приведёным правилом: без-умный и бе-зумный, без-ответственный и бе-зответственный; раз-очарованный и ра-зочарованный; без-аварийный и бе-заварийный.
Примечание 2. Если после приставки стоит буква ы, то переносить часть слова, начинающуюся с ы,не разрешается.
Неправильно: раз-ыскать роз-ыгрыш
Правильно: ра-зыскать, разыс-кать ро-зыгрыш, розыг-рыш
Примечание 3. Слова, в которых в настоящее время приставка отчётливо не выделяется, переносятся в соответствии с основным правилом: ра-зорять, разо-рять; ра-зуть, ра-зум.
3. Нельзя отрывать буквы ъ и ь от предшествующей согласной.
Неправильно: под-ъезд бол-ьшой бул-ьон
Правильно: подъ-езд боль-шой бу-льон буль-он
4. Нельзя отрывать букву й от предшествующей гласной.
Неправильно: во-йна сто-йкий фе-йерверк ма-йор
Правильно: вой-на стой-кий фей-ерверк, фейер-верк май-ор
5. Нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку одну букву.
Неправильно: а-кация акаци-я
6. При переносе слов с приставками нельзя разбивать односложную приставку, если за приставкой идёт согласный.
Неправильно: по-дбить ра-змах
Правильно: под-бить раз-мах
7. При переносе слов с приставками нельзя оставлять в конце строки при приставке начальную часть корня, не составляющую слога.
Неправильно: прис-лать отс-транять
Правильно: при-слать от-странять
8. При переносе сложных слов нельзя оставлять в конце строки начальную часть второй основы, если эта часть не составляет слога.
Правильно: пяти-граммовый, пятиграм-мовый
9. Нельзя оставлять в конце строки или переносить в начало следующей две одинаковые согласные, стоящие между гласными.
Неправильно: жу-жжать ма-сса ко-нный
Правильно: жуж-жать мас-са кон-ный
Это правило не относится к начальным двойным согласным корня: сожжённый, поссорить, а также к двойным согласным второй основы в сложных словах: нововведение.
10. Нельзя разбивать переносом односложную часть сложносокращённого слова.
11. Нельзя разбивать переносом буквенные аббревиатуры, как пишущиеся одними прописными, так и пишущиеся частью строчными, частью прописными или прописными с цифрами: СССР, МИД, КЗоТ, ТУ-104.
12. Из изложенных выше правил переноса следует, что
• многие слова можно переносить различными способами; при этом следует предпочитать такие переносы, при которых не разбиваются значащие части слова. Возможные варианты переносов:
дерз-кий, дер-зкий, де-рзкий
род-ство, родст-во, родс-тво
скольз-кий, сколь-зкий, ско-льзкий
Але-ксандр, Алек-сандр, Алексан-дра, Алекса-ндра, Александ-ра
кресть-янин, крестья-нин, кре-стьянин, крес-тьянин
сест-ра, се-стра, сес-тра
• Некоторые слова не подлежат переносу, например: Азия, узнаю, фойе.
13. Нельзя переносить сокращённые обозначения мер, отрывая их от цифр, указывающих число измеряемых единиц: 1917/г., 72/м, 253/км, 10/кг.
14. Нельзя переносить «наращения», т.е. отрывать при переносе от цифры соединённое с ней дефисом грамматическое окончание; например, нельзя переносить: 1/-е, 2/-го.
15. Нельзя разбивать переносами условные графические сокращения типа т.д., и т.п., и пр., т.е., о-во.
16. Нельзя переносить на другую строку пунктуационные знаки, кроме тире, стоящего после точки или после двоеточия перед второй частью прерванной прямой речи.
17. Нельзя оставлять в конце строки открывающую скобку и открывающие кавычки.
Как видите, чтобы запомнить все эти «нельзя», нужно хорошо потрудиться. А помогут в этом проверочные задания.
Упражнение к теме «Правила деления на слоги. Правила переноса слов»
Задание на закрепление материала: разбейте на слоги данные слова; в скобках разделите эти же слова для переноса; выделите слова, которые нельзя разделить для переноса.
Голыш, голышом, ершом, ураган, тюрбан, орган, сиятельный, плёночный, обгонять, бесспорный, гамма, бессрочный, уборочный, урождённый, изголовье, новелла, зубрила, диадема, телеграмма, эмблема, пальма, казарма, рифма, фирма, тьма, яма, желтизна, отчизна, королевна, ведьма, арена, флейточка, радио, точка, редька, калька, вуалька, каланча, паинька, перебранка, дублёнка, ящерка, прейскурант, перекраиваться, перекраивался, приятный, средства, осунувшийся, искусство, действия, расписание, деятельность, упал, представитель, вожжи, коллектив, аппарат, комиссия, равноправный, объектив, борются, район, сотрудник, въезд, выезд, подъезд, расправиться, подделаться, рассыпается, сотрудник, подытожить, используя, разыскать, накопленный, отгрузил, отгрузится, подъезжать.
Правила переноса слов в краткой таблице (для 1-2 класса)
PS: Оказывается, учителя начальной школы сами путаются в правилах деления на слоги и для переноса. Правила переноса сейчас в учебниках «новые». Но и переносить учитель требует по «новому» делению на слоги, а это неверно!
Фонетические слоги часто не совпадают с морфемным строением слова и правилами переноса. Правила переноса надо отличать от слогоделения на практике и в теории. Во-первых, они находятся на разных уровнях языка: слогоделение — фонетический процесс, а перенос — орфографический (т.е. делим на слоги звуки, а по правилам переноса — слова). Для слогоделения существенны только произносительные закономерности, без отношения к смыслу и структуре слова, а правила переноса учитывают единство графического облика слова как знака (информационное единство), морфемный состав и пр. В отличие от слогоделения, правила переноса более гибкие и допускают большее количество вариантов.