Множественное число существительных в английском языке
Множественное число существительных в английском языке
Существительные, обозначающие понятия, которые можно сосчитать, называются исчисляемыми — countable . У них есть две формы: единственное и множественное число (в английском используются термины Singular Nouns и Plural Nouns ).
Примеры исчисляемых существительных
a battery — batteries | батарейка — батарейки |
a friend — friends | друг — друзья |
a song — songs | песня — песни |
Неисчисляемые существительные ( Uncountable Nouns ) обозначают понятия, которые невозможно посчитать поштучно: вещества, общие и абстрактные явления. Эти английские слова не употребляются во множественном числе.
Примеры неисчисляемых существительных
electricity | электричество |
water | вода |
music | музыка |
Образование множественного числа в английском
Существует 4 основных правила образования множественного числа в английском языке ⬇️
Основа + окончание –s
cat — cats | кошка — кошки |
Основа + окончание –es
fox — foxes | лиса — лисы |
Замена f/fe на v + окончание –es
wolf — wolves | волк — волки |
Замена y на i + окончание –es
city — cities | город — города |
Поговорим подробнее о правилах множественного числа в английском и рассмотрим несколько исключений
1. Окончание –s
Начнем с самого распространенного способа образования множественного числа английских существительных:
К основе слова добавляется окончание –s. Оно может произноситься как z или как s .
z — после гласных и звонких согласных
an egg — eggs | яйцо — яйца | |
an apple — apples | яблоко — яблоки | |
a knee — knees | колено — колени | |
a shoe — shoes | ботинок — ботинки | |
a pen — pens | ручка — ручки | |
a room — rooms | комната — комнаты | |
a language — languages | язык — языки | |
a house — houses | дом — дома |
s — после глухих согласных
a lock — locks | замок — замки | |
a desk — desks | письменный стол — столы | |
an elk — elks | лось — лоси | |
a month — months | месяц — месяцы | |
a map — maps | карта — карты | |
a cat — cats | кот — коты | |
a sloth — sloths | ленивец — ленивцы | |
a path — paths | тропа — тропы | |
a student — students | студент — студенты |
2. Окончание –es
Если существительные оканчиваются на -s, -ss, -ch, -sh, -x, -z или согласный+o, то для образования множественного числа к основе добавляется окончание –es. Оно всегда читается как ɪz .
a bus — buses | автобус — автобусы |
a class — classes | класс — классы |
a dress — dresses | платье — платья |
a bench — benches | скамейка — скамейки |
a beach — beaches | пляж — пляжи |
a dish — dishes | блюдо — блюда |
a brush — brushes | щетка — щетки |
a box — boxes | коробка — коробки |
a fox — foxes | лиса — лисы |
a fuzz — fuzzes | пушинка —пушинки |
a tomato — tomatoes | помидор — помидоры |
a hero — heroes | герой — герои |
a potato — potatoes | картофелина — картофель |
Здесь появляются первые исключения из правил множественного числа в английском языке ⬇️
Следующие слова оканчиваются на согласный+o, но получают окончание –s:
a piano — pianos | пианино |
a photo — photos | фото — фотографии |
a kilo — kilos | килограмм — килограммы |
a zero — zeros | ноль — нули |
Запомните! Если перед –o стоит гласная, множественное число образуется с помощью окончания –s.
a radio — radios | радиоприемник — радиоприемники |
a cuckoo — cuckoos | кукушка — кукушки |
a video — videos | видео |
3. V + es
Если существительное оканчивается на f/fe, то при образовании множественного числа f меняется на v, к получившейся основе прибавляется окончание –es.
a wolf — wolves | волк — волки |
a knife — knives | нож — ножи |
a leaf — leaves | лист — листья |
a life — lives | жизнь — жизнь |
a thief — thieves | вор — воры |
a loaf — loaves | буханка — буханки |
a shelf — shelves | полка — полки |
a scarf — scarves | шарф — шарфы |
a wife — wives | жена — жены |
a wharf — wharves | верфь — верфи |
Исключением является множественное число следующих существительных:
a chief — chiefs | начальник — начальники |
a roof — roofs | крыша — крыши |
a safe — safes | сейф — сейфы |
a handkerchief — handkerchiefs | носовой платок — носовые платки |
a carafe — carafes | графин — графины |
4. I + es
Если существительное оканчивается на букву y с предшествующей согласной, то во множественном числе y меняется на i, к слову добавляется окончание –es.
a city — cities | город — города |
a factory — factories | фабрика — фабрики |
a family — families | семья — семьи |
a country — countries | страна — страны |
a lady — ladies | дама — дамы |
a lorry — lorries | грузовик — грузовики |
a fly — flies | муха — мухи |
Но если перед y стоит гласная, то к основе просто прибавляется окончание –s:
a boy — boys | мальчик — мальчики | |
a toy — toys | игрушка — игрушки | |
a key — keys | ключ — ключи | |
a day — days | день — дни | |
a play — plays | игра — игры | |
a monkey — monkeys | обезьяна — обезьяны |
Чтобы лучше запомнить множественное число имен существительных в английском языке, сохраните таблицу ⬇️ Пользуйтесь ею как шпаргалкой, если забудете правила.
Как правильно: «дупел», «дуплов» или «дупл»? 10 слов, множественное число которых ставит в тупик
Не каждому под силу назвать множественное число этих слов, а особенно в родительном падеже.
Olga Lioncat / Pexels
Носители русского языка обычно образуют множественное число интуитивно. Но иногда это не работает, и в речи появляются недопустимые ошибки, которые могут выдавать пробелы в образовании. Чтобы избежать таких ситуаций, рассказываем о словах, множественное число которых ставит в тупик.
Дупло
На первый взгляд, непонятно, какая проблема может возникнуть с множественным числом слова «дупло». Единственный верный вариант — «дУпла», с ударением на «у». И ошибки в этом слове либо не допускают вовсе, либо же допускают крайне редко. А вот когда речь заходит о родительном падеже, тут появляется простор для споров. Как правильно — «дупел», «дуплов» или, может быть, «дупл»?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться за помощью к словарям. Толковый словарь Ушакова допускает два варианта: «дупл» и «дупел». В орфоэпическом словаре Ирины Резниченко также эти варианты, но слово «дупл» указано с пометкой «устаревшее». А в одном из новейших орфографических словарей Лопатина упоминается только форма «дупел».
По тому же принципу склоняется слово «кресла» — «крЕсел». По аналогии получится и «дУпла» просклонять правильно.
Кухня
Еще одно слово, с которым возникают проблемы только с родительным падежом множественного числа — «кухня». С именительным падежом все понятно — одна «кухня», две «кухни». А вот пять — «кухон», «кухонь» или «кухней»? В этом случае, в отличие от предыдущего слова, правильный вариант один — «кухонь».
Чтобы говорить без ошибок, можно провести аналогию с прилагательным «кухонный». Уж его-то по-другому никак не сказать. Значит и «кухонь», а не «кухней».
В разговорной речи часто можно услышать неверный вариант множественного числа — «кремА», с ударением на последний гласный. Но так говорить нельзя. Правильный вариант — «крЕмы», с ударным первым слогом.
Несложная рифма поможет запомнить, как говорить верно:
«Нет у девушки сложней проблемы, чем выбрать себе крЕмы».
Множественное число слова «дно» крайне редко употребляется в повседневной жизни. Из-за этого даже может показаться, что его и вовсе не существует. Многие полагают, что вполне нормально говорить «дно рек» или «дно бокалов». Но это неверно. Если бокалов пять, то и «днов» у них пять или «дней». На самом же деле ни того ни другого.
Правильный вариант множественного числа слова «дно» — «донья». Соответственно, у пяти бокалов пять доньев. Такая форма прописана как в современных словарях, так и в изданиях постарше. Запомнить это слово поможет аналогия с испанским обращением к женщине, которое звучит точно так же — «донья».
Со словом «шило» та же ситуация. Если приходится говорить о нескольких таких предметах, можно услышать разные варианты. «Шила», «шилы» — самые распространенные из них и неправильные. Верно говорить «шилья».
Чтобы проще было запомнить такую непривычную форму слова, нужно отметить для себя, что так же образуется множественное число у слова «полено» — «поленья». Эта лексема гораздо привычнее для русскоязычного человека.
Директор
Это слово мужского рода с нулевым окончанием в именительном падеже. Для этой категории не существует четкого правила образования множественного числа. Одни имеют окончание -а и ударный последний слог, например, «доктор — докторА», другие оканчиваются на безударный «ы». Все эти слова нужно просто запомнить. «Директор» относится к первой категории, поэтому правильно говорить — «директорА».
В запоминании поможет веселая рифма:
«Хорошие директорА дают зарплату на „ура“».
Окорок
И снова слово мужского рода с нулевым окончанием. На этот раз к привычной путанице добавляется еще одна ошибочная аналогия с похожими по написанию словами: отроки, пороки. Но «окорок» относится к другой группе слов. Оно во множественном числе звучит как «окорокА».
Помочь с запоминанием правильной формы слова поможет творчество Владимира Маяковского:
Кто мчится, кто скачет такой молодой,
противник мыла и в контрах с водой?
Как будто окорока ветчины,
небритые щеки от грязи черны.
Кочерга
Со словом «кочерга» вроде бы все понятно. Во множественном числе оно звучит как «кочергИ». А вот как быть с родительным падежом множественного числа знают немногие. Здесь и начинаются ошибки. А правильно говорить «кочерёг», как бы странно ни звучала эта форма слова.
Запомнить верный вариант поможет рифма:
«Даже пары кочерёг от воров не уберег».
Чтобы разобраться с тем, как правильно образовать множественное число этого слова, для начала нужно понять, о каком именно тоне идет речь. Если о тоне в музыке, то правильно сказать «тОны». Если же говорят о цветовом оттенке или сердечном тоне, то множественное число образовывается путем добавления ударного окончания -а: «тонА».
Чтобы не допускать ошибок, нужно запомнить, что «тОны» существуют только в музыке. Во всех остальных значениях — «тонА».
Текст
Поразительно, как в интернете много запросов с неверным вариантом множественного числа этого слова: «текстА песен», «текстА на английском». А ведь правильно говорить «тЕксты» и никак иначе.
Шутливая рифма поможет запомнить верный вариант:
«Мы напишем слово „тексты“ точно так же, как и „кексы“».
Чтобы белки не вылезали из «дуплов», а «дирЕкторы» и «Окороки» не нарушали сердечные «тОны» филологов, нужно всегда проверять себя, прежде чем употребить слово. Для этого и существуют правила, веселые рифмы и целые стихотворения. А в самых серьезных случаях можно и к словарю обратиться.
Множественное число имен существительных. Именительный падеж множественного числа. Русский язык. 4 класс. Разработка урока
Оборудование: учебники «Русский язык. 4 класс»; орфографический и толковый словари, карточки для дифференцированной работы; таблица склонений, демонстрационный материал (слайды).
Формы работы: модель, таблица, план, схема.
Методы работы:
- словесный (беседа),
- наглядный (модель, иллюстрация, план),
- исследовательский
Тип урока: изучение нового материала
План урока.
– 2 мин.
– 1 мин.
– 5 мин.
– 15 мин.
– 15 мин.
– 5 мин.
– 1 мин.
– 1 мин.
Ход урока
Мотивация учащихся.
I. Организационный момент
– Сегодня мы познакомимся еще с один свойством имен существительных.
На карточках у детей слова в 2 столбика:
– Что вы можете сказать об этих словах?
– Какие пары слов можно составить? (Читают дети.) Утенок – утята, котенок – котята, мышонок – мышата, зеркало – зеркала, девочка – девочки.
Соедините стрелками эти пары. (Дети составляют.)
Постановка учебной задачи
-Тема урока – «Множественное число имен существительных». (Дети.)
-В каком падеже все существительные? (В именительном.)
II. Проверка домашнего задания
Упражнение 237, с. 105.
– Прочитайте в тексте побудительные предложения. (Соберите семена, посейте осенью на огороде.)
– Назовите глаголы в этом предложении. (Соберите, посейте.)
III. Чистописание
ссээ ссээ СЭ СЭ
со –сы –са –се –ся
IV. Работа по теме урока
Учебное сотрудничество
А) Упражнение «Две группы слов».
На доске слова (магниты).
Рассказы, экспресс, ребус, загадки, задача, дома.
– Какой частью речи являются данные слова? (Именем существительным).
– На какие две группы мы их разделим?
- Экспресс, ребус, задача.
- Рассказы, загадки, дома.
– Какие имена существительные вы относите к 1 группе? (В единственном числе).
– Почему слова рассказы, загадки, дома вы отнесли ко 2 группе? (Они множественного числа).
– Как в данном случае изменяется имя существительное? (По числам).
– Выделите окончания в данных существительных.
– Что меняется при изменении по числам? (Окончание).
– Как отличить существительные в единственном числе от существительных множественного числа? (По значению, по окончанию).
ТАБЛИЦА НА ЭКРАНЕ. (Работа с правилом).
Практическая деятельность
Б) Работа по учебнику.
– Какие существительные во множественном числе вы встретили? (Дома, заводы, стройки, автомобили, комнаты, медведи, муравьи, месяцы, пчелы, леса, праздники, лагеря, линейки.)
– Напишите существительные в именительном падеже во множественном числе? (Березы, ученики, ученицы, тетради, портфели, газеты, вокзалы, гнезда).
Чтение вывода на странице на стр.107
В) Упражнение «Просклоняйте».
Практическая деятельность
К доске приглашаются 4 ученика. Им предлагается просклонять на доске во множественном числе существительные БЕРЕЗА, ЕЛЬ, ДЕРЕВО, ГОРОД.
– Что вы будете делать сначала? (Образую множественное число.)
Обобщение
Вывод: При склонении имена существительные во множественном числе не делятся на 1, 2, 3 склонение.
Работа по учебнику
Чтение вывода на стр. 108.
V. Физкультминутка
Я буду называть слова, а вы, если услышите слово в единственном числе – рука вверх, во множественном числе – обе руки вверх.
СТРАНЫ, ШКОЛА, РУЧКА, АПЕЛЬСИНЫ, ЯБЛОКО, ЛИНЕЙКА, ТИГР, ТИГРЯТА, ПАРТЫ, МЕТЕЛЬ, ТУЧА, СЕРДЦЕ, ДУША, ДНИ, НОЧИ.
VI. Словарно-орфографическая работа
Обсуждение
Работа в группах.
– Сейчас мы с вами поработаем в группах.
Каждой группе предстоит отгадать кроссворд и расшифровать наше ключевое слово.
Дети записывают отгадки на листочках.
Осуществление коррективных действий
Ключевое слово: ВОКЗАЛ.
Учебное сотрудничество
– Этимология этого слова. Работа со словарями. Ответы тех учащихся, кто нашел определение значения слова.
Вокзал – это большая станция на путях сообщения.
Послушайте, как возникло это слово. (Рассказ ученика.)
Одна английская дама превратила свою усадьбу в место общественных гуляний и построила павильон, который назвала «ВОКСХОЛЛ».
А звали даму ДЖЕЙН ВОКС. «ВОКСХОЛЛ» – в переводе на русский язык означает «ЗАЛ ГОСПОЖИ ВО». Потом это слово стало означать «Концертный зал на железнодорожной станции». Когда построили железную дорогу из Петербурга в Павловск, конечную остановку назвали ВОКЗАЛ.
Позднее так стали называть и другие железнодорожные станции России.
Презентация и показ слайдов.
– Придумать предложения с этим словом.
– Придумать однокоренные слова с ним.
Самооценка. Рефлексия (По выбору учителя.)
(Возьми себе кружок: красный – я отвечал правильно и быстро, синий – я отвечал не всегда правильно, но быстро, зеленый – я отвечал правильно, но медленно.)
Родительный падеж — особенности правописания существительных во множественном числе
В этой форме они отвечают на одинаковые вопросы и выполняют одинаковую синтаксическую роль в обоих числах, но родительный падеж множественного числа существительных различается по окончаниям.
Видоизменение таких слов зависит от рода и склонения.
Образование множественного числа
В родительном падеже для существительных множественного числа характерно нулевое окончание и — ов, ев, — ий, ей. Каждому из трёх основных склонений свойственны разные варианты указанных окончаний.
Морфема ов, ев на конце слова
Образование преобладающей доли существительных мужского и среднего рода 2 склонения, имеющих в виду большое количество чего-либо, кого-либо, происходит посредством морфем -ов, ев (ёв). Примеры: лекторов, зайцев.
Они свойственны формам слов с согласным твёрдым на конце в единственном числе именительного падежа, исключая звуки ж и ш.
Такие падежные окончания присущи следующим существительным:
- Названиям ряда фруктов и овощей: помидор — из помидоров, апельсин — пять апельсинов, баклажан — рассада баклажанов, лимон — нет лимонов, мандарин — несколько мандаринов, томат — из томатов, абрикос — килограмм абрикосов.
- Предметам, вещам и явлениям: стол — вокруг столов, рельс — поперёк рельсов, брелок — нет брелоков, мороз — нет морозов, снегопад — много снегопадов, прогноз — без прогнозов. У существительных, заканчивающихся на ц, действует правило, если гласная после этого согласного звука ударная, то ставится окончание -ов (огурец — огурцов, отец — отцов, близнец — близнецов). Если ударение падает на другой слог, то -ев (братец — братцев, младенец — младенцев, танец — танцев, перец — перцев).
- Словам мужского рода, оканчивающимся на й, как гений — для гениев, музей — много музеев, злодей — у злодеев, край — без краёв, улей — возле ульев.
- Формам среднего рода на -е: платье — много платьев, устье — устьев, верховье — у верховьев.
Существительные на -ей, ий
Имена существительные среднего и мужского рода, имеющие на конце основы -е, мягкий знак и шипящие ш, ж, обладают окончанием -ей: море — среди морей, конь — много коней, огонь — сияние огней, ружьё — ружей, голубь — стая голубей, малыш — для малышей, кирпич — из кирпичей.
Такие же окончания имеют слова мужского рода 1 склонения, как юноша — юношей, судья — судей.
Для слов женского рода 3 склонения в такой падежной форме также свойственно окончание -ей: мышь — мало мышей, вошь — нет вшей, ведомость — из ведомостей, отрасль — для отраслей, рысь — нет рысей.
Образовать словоформы женского рода 1 склонения и среднего рода на безударное -ье, -ья, -ия, -ие помогает окончание -ий.
Таблица, примеры:
Женский род (в н. ф. -ия, -ья) | Средний род (в н. ф. — ие, -ье) |
---|---|
армий (армия) | селений (селение) |
студий (студия) | собраний (собрание) |
колдуний (колдунья) | веселий (веселье) |
горгулий (горгулья) | кушаний (кушанье) |
бегуний (бегунья) | прошений (прошение) |
стадий (стадия) | знаний (знание) |
Нулевое окончание
Когда на конце слова не стоит буквенное или звуковое окончание, то оно называется нулевым. Такая морфема на конце слов свойственна только 1 и 2 склонению.
В образовании ряда существительных такой формы 1 типа склонения задействовано нулевое окончание родительного падежа. Примеры правописания окончаний:
- Вода — много вод, рыбы — косяк рыб, кухня — нет кухонь, тыква — урожай тыкв, вафля — пять вафель, деревня — возле деревень, барышня — для барышень. Следует запомнить, что мягкий знак на конце не ставится в случаях: вишня — куча вишен, черешня — около черешен, башня — нет башен, туча — много туч.
- Дедушка — двое дедушек, мужчина — толпа мужчин, юнга — для юнг, папаша — собрание папаш, слуга — обучение слуг.
- Сирота — дом сирот, недотрога — для недотрог, забияка — один из забияк, ябеда — нет ябед, жадина — много жадин.
Во 2 склонении нулевое окончание характерно для следующих существительных:
- Мужского рода, оканчивающихся на твёрдую -н: гражданин — у граждан, господин — для господ, островитянин — много островитян, боярин — для бояр, дворянин — у дворян. Исключение в этом случае — слово семьянин, имеющего единственную форму.
- Среднего рода с окончанием -це, -о: блюдо — нет блюд, блюдце — горка блюдец, зеркало — сверкание зеркал, полотенце — стопка полотенец, дупло — много дупел, яблоко — ведро яблок. Исключение: дно — доньев.
- В словах с основой на шипящий звук, в конце мягкий знак множественного числа не ставится: училище — училищ, убежище — убежищ, страшилище — страшилищ.
Можно выделить определённую, но не абсолютную закономерность образования множественного числа: нулевое окончание слова характерно этой форме, если в именительном падеже единственного числа есть буквенное или звуковое.
Необходимо принять к сведению особенные имена существительные в родительной падежной форме с нулевым окончанием.
- Обозначения предметных пар: сапоги — пара сапог, валенки — много валенок, погоны — без погон, чулки — нет чулок, эполеты — эполет, глаза — глаз.
- Наименования национальностей и народов, имеющих перед окончанием звук -р и -н: для болгар, татар, молдаван, армян, англичан, могикан, грузин, цыган, башкир. Есть исключения, как негры — негров.
- Войсковые названия: солдаты — для солдат, партизаны — отряд партизан, кадеты — у кадет.
- Измерительные единицы: вольты — 380 вольт, аршины — 10 аршин, рентгены — много рентген, ватты — 100 ват, герцы — 1 тыс. герц, гектар — 6 гектаров.
Во всех группах есть наименования, в которых приемлемы два равнозначных варианта. Например: свеча — свеч и свечей, туфля — туфель и туфлей, унты — унт и унтов, носки — носок и носков, буряты — бурят и бурятов, туркмены — туркмен и туркменов, гусары — гусар и гусаров, драгуны — драгун и драгунов, килограммы, граммы — килограмм и килограммов, грамм и граммов.
В какой форме правильно употребить, зависит от смыслового содержания словосочетания в предложении. Вариант без окончания применяется в устной речи.
Особая форма
У существительных, используемых в русском языке только во множественном числе, преобладает нулевое окончание.
Например: грабли — много грабель, деньги — нет денег, шахматы — без шахмат, макароны — пакет макарон, ворота — от ворот, в прятки — без пряток, брюки — у брюк, чернила — нет чернил.
Помимо нулевого, в форме родительного падежа таким словам свойственны и другие окончания: сани — саней, джинсы — джинсов, дрожжи — дрожжей, качели — качелей.
Правописание и правильное произношение склонения этих имён существительных надо помнить.
Предлоги и вопросы
Общеизвестно, на какие вопросы отвечает родительный падеж существительных — кого? чего?
В словосочетаниях такие слова исполняют субъектную, объектную и определительную роль. В предложении преимущественно являются дополнением, реже — определением и обстоятельством. Во множественном числе, как и в единственном, слова несут те же функции.
Предлоги, употребляемые в словосочетаниях: после, без, для, около, у, возле, из, с, подле, от.
Придать правильное значение существительным и использовать их в предложении помогут вопросы:
образ действия | когда? | после заморозков, около полудни |
время | как? | без веселья, от печали, без хлопот |
место | откуда? где? | от садов, около ворот, из саней |
причина | отчего? | из любопытства, от горя |
цель | зачем? | из-за посадок, для производства |
Существительные в родительном падеже выступают в определительном значении. Например, словосочетание родительские заботы можно употребить в форме — заботы (кого?) родителей.
При возникающих сомнениях как пишется то или иное слово во множественном числе родительного падежа, можно проверить правописание на онлайн-сервисах.