Круглый стол; Школьное питание: Ожидание и реальность
Круглый стол "Школьное питание: Ожидание и реальность"
10 июня в Координационном Совете НКО прошел круглый стол на тему: “Школьное питание: Ожидание и реальность”.
Спикерами выступили Волчек Семён Григорьевич, руководитель проекта АНО РИПИ “Помощь родителям в организации общественного контроля безопасности и качества продуктов питания в школах и детских садах в регионах РФ. Горячая линия для родителей” и Коваленко Инна Станиславовна, врач-гигиенист, эпидемиолог, педагог-психолог, общественный деятель, эксперт РИПИ.
В ходе обсуждения участники круглого стола подвели итоги работы горячей линии, организованной РИПИ для работы с обращениями от родителей по вопросам питания детей в школах и детских садах.
25138 – обратилось родителей на горячую линию РИПИ
3978 – родители, обратившиеся на горячую линию РИПИ с жалобами на питание ребенка в школе или детском саду
2566 – обратившиеся с жалобами родители, которые оставили свои контактные данные. Сотрудники РИПИ вышли на контакт с каждым из этих родителей
Семён Волчек отметил важность непосредственной работы с родителями, с которыми необходимо вести разъяснительную работу. Включить родителей в контроль школьного питания предлагают чиновники высокого ранга и Президент России. Но к сожалению, у родителей отсутствуют знания о своих правах, им нужна методическая, консультационная, экспертная поддержка со стороны независимых НКО.
Еще одна проблема – активные родители часто сталкиваются с непробиваемой стеной в виде школьной администрации. В лучшем случае от родителя отмахиваются, в худшем – настойчивость вредит ребенку, сказываясь на его оценках или отношении к нему учителей. Родителям практически некуда пожаловаться, чтобы быть услышанными, не раскрывая при этом свои личные данные, во избежание дальнейшего давления со стороны школы.
По словам Семёна Волчека, главным регулятором качества и безопасности продуктов питания в образовательных учреждениях является Роспотребнадзор:
“Он выпустил год назад Методические рекомендации, он влияет на законодательство, на процедурные вопросы, он выпускает СанПиН, но при этом в его задачах прописано «защита прав потребителей», в данном случае – защита прав родителей. Данный регулятор, по-моему, исчерпал свои возможности. И судя по тем письмам, которыми нам отвечал Роспотребнадзор после наших обращений, становится понятно – на местах у него нет силёнок. Обойти в каком-то городе 100 школ и проверить там санитарное состояние, – даже это затруднительно,” – отметил Волчек.
Р ИПИ считает, что в сфере школьного питания необходим независимый регулятор. Эту роль могут взять на себя независимые региональные НКО с компетенциями по организации лабораторных испытаний продуктов питания.
Инна Коваленко поддержала необходимость правовой поддержки родителей. По ее мнению, проект РИПИ показал, что родители доверяют общественникам, доверяют НКО, экспертам, готовым их поддержать. Методические рекомендации Роспотребнадзора от 2020 г. наделяют родителей правами общественных контролеров. Это значит, что родители приобретают права общественных инспекторов и общественных экспертов. Но в своих методических рекомендациях Роспотребнадзор предусмотрел лишь две формы участия родителей: проведение опросов и участие в работе общешкольной комиссии. Эксперт считает, что в школах необходимо возродить независимые Советы родителей и именно они должны стать главным элементом общественного контроля с обязательной консультативной, методической, экспертной поддержкой родителей соответствующих НКО.
“Жалобы родителей, не сформулированные правильно, могут не рассматриваться, накапливаться и приводить к серьезным проблемам!”, – отметила эксперт, говоря о сегодняшней ситуации.
К участию в круглом столе были приглашены общественники и активные родители. Родители горячо поддержали идею экспертных НКО в регионах, способных оказывать консультационную и методическую помощь. И родители, и общественники заявили, что ситуация, при которой родители не могут инициировать полноценную проверку качества блюд школьной столовой вплоть до лабораторной экспертизы – недопустима. Эту проблему необходимо решать на самом высоком уровне.
Итогом круглого стола стал проект резолюции, с которым можно ознакомиться ниже.
Ссылка на видео заседания круглого стола на тему “Школьное питание: Ожидание и реальность”: https://www.youtube.com/watch?v=VMBA7VOgHNk&t=49s
ПРОЕКТ РЕЗОЛЮЦИИ
по итогам круглого стола на тему: «Родительский контроль школьного питания. Ожидания и реальность»
10 июня 2021 г. | Координационный совет НКО России |
В ходе обсуждения участники круглого стола подвели итоги проекта Российского института потребительских испытаний «Помощь родителям в организации общественного контроля безопасности и качества продуктов питания в школах и детских садах в регионах РФ. Горячая линия для родителей», поддержанного Фондом президентских грантов.
Цель проекта — создать условия для здорового питания детей в школах и детских садах в регионах России посредством организации общественного контроля безопасности и качества продуктов питания силами местных некоммерческих организаций и активных родителей.
Идея участия родителей в контроле школьного питания поддерживается на государственном уровне. Об усилении роли родителей активно говорят в СМИ, тема поднимается чиновниками высокого ранга и Президентом России. Однако активные родители часто сталкиваются с непробиваемой стеной. В лучшем случае от родителя отмахиваются, в худшем – их настойчивость вредит ребенку, сказываясь на его оценках или отношении к нему учителей. Также одной из причин бездействия родителей является отсутствие знаний о своих правах.
Основываясь на анализе ситуации, РИПИ предлагает привлечь компетентные экспертные НКО, с которыми директор мог бы заключить договор на разработку плана мониторинга качества и безопасности продуктов питания, поступающих как в школьный пищеблок, так и на комбинат питания. Такими экспертными организациями могут стать региональные социально-ориентированные НКО. Экспертная НКО может организовать независимые лабораторные испытания и дать независимую экспертную оценку качества и безопасности продуктов.
Такие региональные экспертные НКО должны осуществлять обратную связь с родителями своего региона посредством организации горячей линии. При этом жалобы родителей могут поступать в них и анонимно, а информация о родителе, который жалуется, может быть использована только с согласия обратившегося. Экспертные НКО должны проводить с родителями разъяснительную работу по всем вопросам, касающимся качества, безопасности, организации питания, оказывать консультационную помощь в организации родительского контроля и т. д.
Участники круглого стола заявили, что выстроить механизм независимого контроля за качеством продуктов питания возможно только совместными усилиями экспертных НКО, родительской общественности, муниципальных, региональных и федеральных органов власти.
Представители родительской общественности, принявшие участие в круглом столе, предложили наделить экспертные СО НКО правом инициировать встречи родительской общественности с Министерством просвещения и другими госструктурами, влияющими на питание, для решения вопросов в области организации и контроля качества питания, а также с целью наделения родителей полномочиями по осуществлению общественного контроля в школах, закрепленного законодательством. По мнению участников, одна из основных проблем при организации мероприятий родительского контроля — невозможность проведения отбора образцов пищи для проведения независимых лабораторных испытаний. Есть активные родители, готовые организовать родительский контроль, есть экспертные организации, готовые провести независимые лабораторные испытания, но отсутствует возможность взять образец пищи из школьной столовой для проведения независимых лабораторных испытаний.
Родители считают также, что нужно узаконить Советы родителей и участие их представителей в деятельности Управляющих советов. Положения о работе Советов родителей необходимо внести в Устав общеобразовательных учреждений и утвердить реальные действенные полномочия, которые позволят участвовать в решении вопросов по контролю организации, качества и безопасности питания. Родители, имеющие опыт сотрудничества с независимой СО НКО, специалисты которой могут оказать помощь в решении вопросов и проблем в области питания, активно поддержали необходимость такого взаимодействия на постоянной основе для того, чтобы сделать первые шаги в организации родительского контроля и в дальнейшем проводить лабораторный контроль качества совместно: школа, родители, экспертная организация.
Также прозвучало предложение от родителей из г. Москвы обратиться к Президенту РФ с предложением о создании рабочих групп по питанию в образовательных организациях:
- при Общественной палате Российской Федерации
- при Общественном совете Министерства просвещения Российской Федерации
- при Общественном совете Департамента образования и науки г. Москвы
- при Общественной палате города Москвы
Заслушав выступления основных докладчиков и обсудив все замечания, высказанные на заседании, участники круглого стола ПРЕДЛАГАЮТ:
Дополнить Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ статьей 95.3 <Независимая оценка качества питания в образовательном учреждении>, в которой прописать механизм общественного контроля за качеством питания обучающихся, включающий:
- Наделение Совета родителей (Управляющего совета) полномочиями по осуществлению общественного контроля за качеством питания в образовательных учреждениях, среди которых в т. ч. — привлечение для экспертной оценки качества питания профильных НКО, способных отобрать пробы пищевых продуктов (блюд), произвести их органолептическую оценку, а также отправить на исследования в аккредитованную испытательную лабораторию по физико-химическим и микробиологическим показателям.
- В механизме необходимо предусмотреть, что отбор проб производит экспертное учреждение, приглашаемое Советом родителей (Управляющим советом), а оплату за услуги производит образовательное учреждение.
- Полномочия Совета родителей (Управляющего совета) должны быть также прописаны в Уставах образовательных учреждениях.
- На основании Заключения по итогам общественного контроля образовательные учреждения обязаны принять меры. В случае непринятия мер должны следовать дисциплинарные и административные санкции в отношении учредителя и руководителя образовательного учреждения.
Муниципальным, региональным и федеральным органам власти:
- принять федеральные и региональные нормативные акты, которые сделают возможным организацию независимых лабораторных исследований качества продуктов питания, поставляемых в школьные и дошкольные учреждения с участием независимых экспертных организаций
- включить в федеральные и региональные программы порядок организации и финансирования независимого лабораторного контроля качества продуктов питания, поставляемых в школьные и дошкольные учреждения, операторам питания с привлечением независимых экспертных организаций
Общественным и социально-ориентированным некоммерческим организациям:
- выстроить работу с родительской общественностью с обязательной методической поддержкой.
- искать пути реализации независимого лабораторного контроля качества продуктов питания, поставляемых в школьные и дошкольные учреждения. Выстраивать сотрудничество по данному вопросу с муниципальными, региональными и федеральными органами власти
Участники круглого стола предлагают довести настоящую резолюцию до сведения всех заинтересованных лиц, организаций и учреждений.
Резолюцию поддержали:
Волчек Семен, руководитель проекта РИПИ «Помощь родителям в организации общественного контроля безопасности и качества продуктов питания в школах и детских садах в регионах РФ. Горячая линия для родителей»
Коваленко Инна, врач-гигиенист, эпидемиолог, педагог-психолог, общественный деятель, эксперт РИПИ
Гунина Софья, руководитель Удмуртской Республиканской общественной организации «Союз потребителей»
Вишневецкий Всеволод, председатель Санкт-Петербургской общественной организации потребителей «Общественный контроль»
Яна Заславец, родитель-активист
Майко Елена, председатель Севастопольской региональной общественной организации развития личности и семьи «Берегиня»
Вещикова Ольга, Лига родителей «На защите традиционного образования»
Козлова Елена, Репина Елена, активисты Общественного движения «Родители Москвы»
Как провести "круглый стол"
Круглые столы — это один из самых популярных форматов проведения научных мероприятий. По сути, Круглый стол представляет собой площадку для дискуссии ограниченного количества человек (обычно не более 25 человек; по умолчанию, экспертов, уважаемых в той или иной области специалистов).
Но не стоит использовать понятие «круглый стол» как синоним понятий «дискуссия», «полемика», «диалог». Это не правильно. У каждого из них свое содержание, и оно лишь отчасти совпадает с содержанием других. «Круглый стол» — это форма организации обмена мнениями. Каким при этом будет характер обмена мнениями, данный термин не указывает. В отличие от него, понятие «дискуссия» предполагает, что в ходе, например, «круглого стола» его участники не просто выступают с докладами по какому-то вопросу, но и обмениваются репликами, уточняют позиции друг друга и пр. В рамках дискуссии происходит свободный обмен мнениями (открытое обсуждение профессиональных проблем). «Полемика» же представляет собой особый вид дискуссии, в ходе которой одни участники пытаются опровергнуть, «уничтожить» своих оппонентов. «Диалог», в свою очередь, есть вид речи, характеризующийся ситуативностью (зависимостью от обстановки разговора), контекстуальностью (обусловленностью предыдущими высказываниями), малой степенью организованности, непроизвольностью и незапланированным характером.
Цель Круглого стола – предоставить участникам возможность высказать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, а в дальнейшем сформулировать либо общее мнение, либо четко разграничить разные позиции сторон.
Организационные особенности круглых столов:
относительная дешевизна проведения по сравнению с другими «открытыми» форматами мероприятий;
отсутствие жесткой структуры, регламента проведения. То есть, у организатора практически нет инструментов прямого влияния на программу (нельзя заставить гостей говорить то, что требуется организаторам), а есть лишь косвенные. К примеру, можно поделить все обсуждение на несколько смысловых блоков, оформив, тем самым, структуру мероприятия, но вот всё происходящее в рамках этих блоков целиком и полностью зависит от ведущего Круглого стола; • существенные ограничения в плане количества посетителей;
Модерация (ведение).
Ключевой элемент любого Круглого стола – это модерация. Термин «модерация» произошел от итальянского «moderare» и означает «смягчение», «сдерживание», «умеренность», «обуздывание». Модератором называют ведущего «круглого стола». В современном значении под модерацией понимают технику организации общения, благодаря которой групповая работа становится более целенаправленной и структурированной.
Задача ведущего – не просто объявить состав участников, обозначить главные темы мероприятия и дать старт Круглому столу, а держать в своих руках все происходящее от начала до конца.
Правила для участников круглого стола:
участник должен быть знатоком обсуждаемой темы;
не стоит соглашаться на участие в Круглом столе лишь ради самого факта участия.
Этапы подготовки круглых столов:
1.Выбор темы. Здесь следует учитывать общее правило: чем конкретнее сформулирована тема, тем лучше. Кроме того, тема должна представлять интерес для слушателей.
2.Подбор ведущего (модератора) и его подготовка. Модератор должен обладать такими качествами, как коммуникабельность, артистичность, интеллигентность. Немаловажным является личное обаяние и чувство такта.
3.Подбор участников и определение экспертов Круглого стола. Суть любого Круглого стола в том, чтобы осуществить попытку «мозговой атаки» по определенной проблеме и найти ответы на какие-то важные вопросы. Для этого необходимо собрать в одном месте людей, обладающих необходимыми знаниями по проблеме, требующей освещения. Этих людей называют экспертами или специалистами. Инициатору необходимо наметить потенциальных экспертов, которые могли бы дать квалифицированные ответы на вопросы, возникающие в рамках обсуждения заявленной темы Круглого стола.
4.Предварительная рассылка вопросов предполагаемым участникам – осуществляется за 7-10 дней до Круглого стола;
5.Подготовка анкеты для участников Круглого стола – цель анкетирования состоит в том, чтобы быстро и без больших затрат времени и средств получить объективное представление о мнении участников Круглого стола по обсуждаемым проблемам. Анкетирование может быть сплошным (при котором опрашиваются все участники Круглого стола) или выборочным (при котором опрашивается часть участников Круглого стола).
6. Подготовка предварительной резолюции Круглого стола. Проект итогового документа должен включать констатирующую часть, в которой перечисляются те проблемы, которые обсуждались участниками Круглого стола. Резолюция может содержать конкретные рекомендации библиотекам, методическим центрам, органам управления разных уровней, выработанные в ходе обсуждения или решения, которые могут быть реализованы через определенные мероприятия с указанием сроков их выполнения и ответственных.
Методика проведения Круглого стола.
Круглый стол открывает ведущий. Он представляет участников дискуссии, направляет её ход, следит за регламентом, который определяется в начале обсуждения, обобщает итоги, суммирует конструктивные предложения. Обсуждение в рамках Круглого стола должно носить конструктивный характер, не должно сводиться, с одной стороны, только к отчетам о проделанной работе, а с другой, — только к критическим выступлениям. Сообщения должны быть краткими, не более 10-12 минут. Проект итогового документа оглашается в конце обсуждения (дискуссии), в него вносятся дополнения, изменения, поправки.
Варианты проведения «круглых столов»:
Первый вариант — участники выступают с докладами, затем проводится их обсуждение. При этом ведущий принимает в заседании относительно скромное участие — распределяет время выступлений, предоставляет слово участникам обсуждения.
Второй вариант — ведущий интервьюирует участников Круглого стола или выдвигает тезисы для обсуждения. В этом случае он следит за тем, чтобы высказались все участники, «держит» ход обсуждения в русле главной проблемы, ради которой организована встреча за «круглым столом». Такой способ проведения Круглого стола вызывает больший интерес у аудитории. Но он требует от ведущего большего мастерства и глубокого знания «нюансов» обсуждаемой проблемы.
Третий вариант — «методические посиделки». Организация такого круглого стола имеет свои особенности. Для обсуждения предлагаются вопросы, существенные для решения каких-то ключевых задач учебно-воспитательного процесса. Тема обсуждения заранее не объявляется. В этом случае мастерство ведущего Круглого стола заключается в том, чтобы в непринужденной обстановке вызвать слушателей на откровенный разговор по обсуждаемому вопросу и подвести их к определенным выводам. Целью таких «посиделок» является формирование правильной точки зрения по определенной педагогической проблеме; создание благоприятного психологического климата в данной группе слушателей.
Четвертый вариант — «методический диалог». В рамках такой формы Круглого стола слушатели заранее знакомятся с темой обсуждения, получают теоретическое домашнее задание. Методический диалог ведется по определенной проблеме между ведущим и слушателями или между группами слушателей. Движущей силой диалога является культура общения и активность слушателей. Большое значение имеет общая эмоциональная атмосфера, которая позволяет вызвать чувство внутреннего единства. В заключение делается вывод по теме, принимается решение о дальнейших совместных действиях.
Изложение материалов Круглого стола.
Наиболее часто встречающиеся варианты публикаций итогов дискуссий за «круглым столом» следующие:
краткое (редуцированное) изложение всех выступлений участников Круглого стола. В этом случае отбирается самое главное. Текст дается от имени участников в форме прямой речи. При этом ведущий Круглого стола должен обговорить с выступавшими, что именно будет отобрано для печати из каждого выступления. Данные правила диктуют этические требования, которые всегда необходимо соблюдать при работе с авторами текстов.
общее резюме, извлеченное из разных выступлений, прозвучавших в ходе обсуждения. По сути, это общие выводы по тому материалу, который прозвучал в ходе беседы или дискуссии Круглого стола.
Государственное бюджетное учреждение Калужской области
Центр социальной помощи семье и детям «Чайка»
Режим работы
ГБУ КО ЦСПСД "Чайка"
Понедельник — пятница
08.00 — 17.00
Обед — 12.00 — 13.00
Суббота, воскресенье
выходной
Адрес:
Россия, Калужская область,
г. Людиново, ул. Козлова, д. 24
Тел. 8 (48444) 5-06-73
Резолюция круглого стола
Резолюция круглого стола «Организация эффективной работы по межведомственному взаимодействию»
«Порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики и правонарушений несовершеннолетних при выявлении, учете и организации индивидуальной профилактической работы с беспризорными несовершеннолетними, а также несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении»
25 марта 2019 года в ГБУ Калужской области «Центр социальной помощи семье и детям «Чайка» состоялся круглый стол на тему: «Организация эффективной работы по межведомственному взаимодействию по Порядку взаимодействия органов и учреждений системы профилактики и правонарушений несовершеннолетних при выявлении, учете и организации индивидуальной профилактической работы с беспризорными несовершеннолетними, а также несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, утвержденным Постановлением КДН и ЗП Калужской области от 06 июля 2018г. № 6».
Участниками круглого стола стали специалисты администрации МР «Город Людиново и Людиновский районе», органов системы профилактики города Людиново, учреждений и организаций, занимающихся проблемами несовершеннолетних, семей с детьми.
На круглом столе были заслушаны доклады специалистов ТКДН и ЗП Людиновского района, ГБУ Калужской области «Центр социальной помощи семье и детям «Чайка», отдела социальной защиты населения, образовательных учреждений, органов опеки и попечительства, учреждений здравоохранения и др.
Проанализировав информацию о возможностях и опыте межведомственного сотрудничества различных учреждений и организаций города Людиново в вопросах профилактики безнадзорности несовершеннолетних и семейного неблагополучия на современном этапе, участники круглого стола отмечают, что органами системы профилактики предпринимают значительные усилия этом направлении, решая вопросы: соблюдения прав ребенка в плане безопасного и комфортного семейного окружения, обеспечения профилактики семейного неблагополучия, основанного на его раннем выявлении, индивидуализированной социально – педагогической и психологической помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, оказываемой на межведомственной основе, и др.
В тоже время, для проведения качественной профилактической работы на данном этапе существует ряд моментов, которые требуют дополнительной проработки. Заслушав выступления и обсудив вопросы, участники круглого стола пришли к следующему заключению:
1. Проводить работу с семьями, находящимися в социально-опасном положении, трудной жизненной ситуации в соответствии с Порядком взаимодействия органов и учреждений системы профилактики и правонарушений несовершеннолетних при выявлении, учете и организации индивидуальной профилактической работы с беспризорными несовершеннолетними, а также несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, утвержденным Постановлением КДН и ЗП Калужской области от 06 июля 2018г. № 6.
2. Необходимо более скоординировано решать вопросов межведомственного взаимодействия всех органов системы профилактики и КДН и ЗП. При проведении работы с семьями, находящимися в социально-опасном положении специалистам органов и учреждений системы профилактики использовать принципы преемственности и сотрудничества.
3. Укреплять межведомственное взаимодействие, оперативный обмен информацией и координацию совместных усилий, позволяющих обеспечить раннее выявление детского и семейного неблагополучия, своевременное принятие мер по каждому конкретному факту, оказание комплексной помощи, как ребёнку, так и семье в целом.
4. Использовать в полном объеме возможности системы дополнительного образования и организаций культуры для вовлечения детей в ТЖС и несовершеннолетних состоящих на различных видах учета в продуктивную внеучебную деятельность. Активно вовлекать несовершеннолетних с девиантным поведением в массовые занятия спортом, кружки и секции художественной, спортивной и профориентационной направленности, в том числе через систему наставничества.
5. Своевременно начинать индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними, допускающими неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность , правил внутреннего распорядка, локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, имеющими риски отчуждения от образовательной деятельности в связи с неуспеваемостью по учебным предметам, не посещающими или систематически пропускающими занятия без уважительных причин. Внедрять технологию медиации для урегулирования межличностных и внутрисемейных разногласий и конфликтов.
6. В рамках реализации программы «Гармония» органам системы профилактики продолжить реализацию межведомственного социального сопровождения несовершеннолетних, направленную на профилактику безнадзорности и беспризорности, социального сиротства:
— совершенствование деятельности межведомственных бригад социального патронажа;
— проведение целевых посещений семей целевой группы специалистами;
— оказание помощи в рамках социального сопровождения семьям с детьми, в том числе разработка индивидуальной программы для семьи и определение маршрута при разрешении проблем;
— выявление детей и семей, испытывающих жестокое обращение (посредством диагностики и обследований), в рамках программы «Твое дитя-часть тебя».
На круглом столе глав районов и городов Приморья сочинцы задали острый вопрос и разбили стакан
19 декабря в кампусе ДВФУ за круглым столом на тему «Формирование комфортной городской среды на территориях муниципальных образований Приморского края» собрались главы районов, городов и поселений региона. Наиболее интересное выступление было у руководителя центра инициативного бюджетирования НИФИ Минфина РФ Владимира Вагина.
Инициативное бюджетирование – совокупность практик участия населения в определении и выборе проектов, направленных на решение вопросов местного значения, финансируемых за счет расходов местного бюджета с возможным привлечением субсидий из бюджета региона, инициативных платежей граждан, предпринимателей и юридических лиц.
Cмотрите публикацию “50 вопросов об ИБ” и другие материалы на сайте budget4me.ru.
Эффекты ИБ:
- Социальные. Воспитание ответственного гражданина, борьба с иждивенческими настроениями, устойчивые формы самоорганизации, формирование публичного языка общения
- Экономические. Повышение эффективности расходования бюджетных средств, дополнительный финансовый ресурс развития, бережная эксплуатация и контроль объектов
- Управленческие. Качество управления, новые компетенции, бюджетная грамотность, сменяемость кадров
Процедуры ИБ:
- Выдвижение идей и участие в развитии проектов
- Общественные обсуждения, сходы и собрания граждан
- Публичные защиты и презентации проектов
- Голосование и/или иные процедуры конкурсного отбора
- Софинасирование и/или иное участие в реализации проектов
- Общественный контроль на всех этапах реализации проектов
- Обучение, получение новых навыков и компетенций
По мнению Владимира Владимировича, эти практики давно пора внедрять в Приморском крае. ТОС – это результат, а не условие участие граждан в создании комфортной городской среды. Софинансирование же гражданами, пусть и минимальное, важно из-за сопричастности и осознания результата своим.
Затем выступила Лариса Валерьевна Щербакова – начальник жилищного отдела департамента ЖКХ администрации Приморья и рассказала о том, с какими проблемами сталкивается реализация программы “Формирование комфортной городской среды” в регионе. Она покритиковала работу глав муниципалитетов и посетовала на то, что для успешной реализации программы нужно содействие специалистов смежных департаментов в области финансов, земельных отношений и градостроительства.
Делегация из 3 жителей улицы Сочинской заняла свободные места за круглым столом и после доклада Щербаковой задала свой вопрос. В нем мы изобличили мэрию Владивостока по ситуации с дорогой, которая не имеет ничего общего с программой “Формирование комфортной городской среды”. Ведь совершенно очевидно, что софинансирование гражданами создание дороги целого района и последующая передача её в собственность – полный абсурд, более того – такой объект просто не входит в перечень видов благоустройства данной программы. Но ведь именно туда нас послали городские чиновники!
Обнаруженный сбой является основанием для формирования общественного наказа будущим кандидатам на должность главы города. Механизмы и подходы работы в администрации города Владивостока нужно менять! Депутатам городской думы следует использовать это при конкурсном отборе – пусть кандидаты расскажут, как они планируют не допускать подобное.
Основные тезисы наказа, которые были сформулированы после круглого стола, визита в департамент дорог край и учредительной конференции ТОС “Патрокл”:
- Повышение межструктурного взаимодействия внутри администрации, а также с региональной властью по решению проблем, на которые указывают жители (вместо того, чтобы констатировать невозможность их решения исключительно на уровне города и одного управления).
- Общий вектор на поиск решений в официальной переписке и реальных действиях, вместо констатации проблем, которая лишь понижает и без того негативное отношение к госслужащим.
- Скорейшим образом применять передовые практики Российской Федерации по инициативному бюджетированию, форсировать вовлечение общественности в решение городских процессов через инструмент ТОС, включая комплекс мер таких как создание при главе общественного совета ТОС и активных председателей МКД.
Проект резолюции круглого стола
Организаторы: ДВФУ и Ассоциация «Совет муниципальных образований Приморского края». В работе приняли участие: Вагин В.В., руководитель центра инициативного бюджетирования, НИФИ, представители отраслевых департаментов Администрации Приморского края, научного сообщества ДВФУ, органов местного самоуправления, некоммерческих организаций, ТОСов, ТСЖ, молодежного правительства Приморскою края, председатели советов в домов.
Были рассмотрены вопросы:
- Практики участия граждан в создании комфортом юродской среды
- Проект “Формирование комфортной юродской среды”: направление развития и реализация в Приморском крае
- Условии и порядок участия в губернаторской программе “1000 дворов Приморья”
- Роль ТОСов, некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества в создании привлекательного облика населенных пунктов и территорий
- Опыт взаимодействия ТОС и администрации юрода Владивостока по формированию комфортной городской среды
- Вклад Дальневосточного федерального университета в реализацию проекта «Формирование комфортной городской среды» в Приморском крае
Участники круглою стола констатируют, что требования к качественной и комфортной городской среде, со стороны непосредственных пользователей, значительно возросли. Граждане все больше внимания обращают на проектные решения, отличающиеся системным и творческим подходом к благоустройству и обеспечивающие высокий уровень жизни.
Комфортная городская среда является одним из основных факторов устойчивого регионального развития, повышения зффективности использования городских ресурсов и формирования долгосрочных социально-экономических стратегий. Мероприятия программы Приморского крал «Формирование современной юродской среды муниципальных образований Приморского края» на 2018 -2022 годы реализовываются в регионе уже два года. В 2018 году в программе приняли участие 45 муниципалитета, объем финансирования превысил 420 миллионов рублей. Всего в этом году запланировано отремонтировать 116 дворов и 59 общественных территорий.
В тоже время участниками было отмечено, что многие проекты муниципальных образований, поданные на конкурс, предусматривают благоустройство лишь отдельных территориальных единиц, таких как «двор» и «общественная зона» – парк, сквер, набережная. Практически отсутствуют проекты комплексною благоустройства нескольких прилегающих территорий, всего населенного пункта, а также проекты благоустройства и развития туристских зон и популярных маршрутов следования людей. А проекты не всегда учитывают данные геодезических изысканий, расположение коммуникаций и другие условия для составления проектно-сметной документации.
В информационных кампаниях, ориентированных на граждан, затрагиваются в основном вопросы финансового или трудового участия в реализации мероприятии но благоустройству дворов и общественных территории, но проблема дальнейшего содержания вновь созданных объектов, как правило, не обсуждается.
Размер выделенных бюджетных средств, даже с учетом софинансирования со стороны граждан, не позволяет провести работы на всех городских дворах и территориях, нуждающихся в благоустройстве.
По итогам круглого стола решили:
1. Рекомендовать департаменту по ЖКХ и топливным ресурсам Приморского края совместно с органами местного самоуправления решать вопросы благоустройства на территориях муниципальных образований комплексно, синхронизировав мероприятия и рамках приоритетного проекта “Формирование комфортной юродской среды” с мероприятиями приоритетных проектов “Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы”, “Безопасные и качественные дороги”, “1000 дворов Приморья” и др.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Приморского края обратить особое внимание на повышение роли архитекторов, ландшафтных дизайнеров и художников в создании и реализации проектов по созданию комфортной городской среды на территориях муниципальных образований Приморского край.
Последовательно развивать самоуправленческий потенциал населения через распространение муниципальных практик, основанных на принципах партнерства государственных органов власти, органов местного самоуправления и различных объединений граждан.
Повысить степень вовлеченности жителей в разработку проектов благоустройства дворовых и общественных территорий, контроле и мониторинге предоставления социальных и коммунальных услуг на местном уровне.
Повысить уровень муниципального надзора за соблюдением экологических норм и сохранению локальной экосистемы при выполнении подрядчиками работ по благоустройству. Уделять больше внимания экологии через озеленение территорий, создание вело-пешеходных дорожек, зон отдыха граждан.
Считать необходимым включение в перечень обязательных документов, приложенных к заявке инициативной группы: топографической съемки местности, схемы инженерных сетей, фото местности (разные видовые точки, с разных углов).
3. Поддержать деятельность инициативной группы ДВФУ по сотрудничеству с городскими и сельскими поселениями по созданию проектов благоустройства территорий населенных пунктов Приморского края.
Обратиться в ДВФУ с инициативой создания центра компетенций, который будет площадкой для консультаций и подготовки заявок по программе «Комфортная городская среда», обсуждения проектных идей и решений с участием специалистов в области архитектуры, дизайна, экономики и муниципального управления.
Рассмотреть возможность привлечения студентов профильных направлений ДВФУ к участию в реализации проектов благоустройства дворов и общественных зон в рамках государственной программы «Комфортная городская среда)».
4. Рекомендовать представителям территориального общественного самоуправления Приморского края развивать процессы реального участия местных жителей в формировании комфортной среды, способствовать формированию у населении осознания собственной социальной и экономической значимости; распространение положительного опыта контроля гражданами за использованием средств, собираемых на благоустройство своих территорий и техническое обслуживание жилых домов.
5. Институтам гражданского общества и группам инициативных граждан Приморского края,
рекомендовать принимать участие в популяризации гражданских инициатив среди жителей кран и оказывать информационную и консультационную помощь гражданам и инициативным группам в реализации проектов по благоустройству территорий.
Освещать в СМИ положительные практики реализации программы «Формирование комфортной городской среды» с целью привлечения большего числа участников. Особое внимание уделить привлечению к этой работе молодежи.