Irina-vaiman.ru

Дизайн и Архитектура
78 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Конспект занятия по обучению грамоте «Ударение» (подготовительная группа)

Конспект занятия по обучению грамоте «Ударение» (подготовительная группа)

Цель: дать понятие об ударении; вырабатывать умение выделять ударение в словах; на примерах показать роль ударения; познакомить с условным обозначением ударения.

Оборудование: предметные картинки, игрушки, карточки – схемы.

Ход занятия:

Воспитатель: Сейчас, все внимание на меня. Возьмите друг друга за руки. Улыбнитесь друг другу.

1. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО НА ПЕДЫДУЩЕМ ЗАНЯТИИ

1. БЕСЕДА. (В беседе активное участие принимает игрушка — Мишутка и Буратино)

— С чем мы познакомились на прошлом занятии?

— Как вы делите слова на слоги?

Чтобы определить количество слогов в слове,нужно:

ПЕРВЫЙ СПОСОБ — представить себя болельщиком на стадионе и проговорить слово.

ВТОРОЙ СПОСОБ — простучать слово карандашом по столу или прохлопать слово и сосчитайте хлопки.

ТРЕТИЙ СПОСОБ – расположить кисть руки чуть ниже подбородка и сосчитать сколько раз подбородок коснулся вашей руки.

— Разделите свои имена на слоги.

1. Игра «Рассели в домики».

-А сейчас поиграем. Я буду давать вам картинки, а вы будите им находить домики-схемы.

• Чтобы поселить предмет в домик нужно сосчитать сколько слогов в названии этого предмета, а затем нужно выбрать тот прямоугольник –«домик», который разделён на столько частей, сколько в слове слогов.

-Посмотрите на картинку. Что вы видите? Назовите. Определим количество слогов.

Чтобы определить количество слогов в слове, есть ещё один способ. Вы располагаете кисть руки чуть ниже подбородка. Деля слово на слоги, вы следите за тем, сколько раз подбородок коснулся вашей руки.

Что обозначают эти схемы?

(Воспитатель показывает разные схемы.)

Назвали все картинки по порядку,

Теперь всех приглашаю на зарядку.

Мелкие шажки – раз, два, три,

Легкие прыжки – раз, два, три.

Вот и вся зарядка – раз, два, три,

Легкая посадка – раз, два, три.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы правильно определим количество слогов.

. 2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ ЗАНЯТИЯ

На этом занятии мы узнаем, что такое ударение и как определить ударный слог. Для этого мы отправимся в лес

. 3. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА —Произнесите слово мама. Разделим это слово на слоги. (Вызванный ребёнок произносит слово по слогам.)

Назовите первый слог, назовите второй слог. А теперь ещё раз послушайте и скажите, какой из этих двух одинаковых слогов я произнесу с большей силой — первый или второй.

(воспитатель несколько раз произносит слово, усиленно акцентируя ударный слог.

Для того чтобы дети безошибочно определяли ударный слог, слово следует произносить слитно, естественно, единым голосовым потоком. Нельзя при этом делить его на слоги. Слово, разделённое на слоги, теряет ударение, поскольку сила голоса распределяется почти равномерно между слогами. Поэтому операции по слогоделению и определению ударного слога нельзя объединять в одну.)

Дети также произносят слово мама. Делается вывод, что в нё сильнее произноситься первый слог.

Воспитатель рисует на доске схему слова с ударным первым слогом.

— Сильнее произносимый слог, — объясняет воспитатель, — называется ударным. По нему мы как бы ударяем голосом, и он произносится сильнее, чем другие.

Ударение в слове вы буде обозначать маленькой чёрточкой, которую будем ставить на схеме над ударным слогом.

Ударный слог, ударный слог,

Он назван так недаром.

Эй, невидимка — молоток,

Отметь его ударом!

И молоток стучит, стучит,

И чётко речь моя звучит.

Работа с картинками.

— Найдите схему, в которой ударение обозначено на первом (втором, третьем) слоге. Найдите и поднимите изображение того предмета, в котором ударение падает на первый (второй, третий) слог.

(Воспитатель обращает внимание детей на то, что ударение может быть только в словах с двумя, тремя, четырьмя и более слогами. Если в слове один слог, ударение не ставят, ведь ударный слог – это более сильный, а здесь он всего один. Воспитателю нужно подбирать рисунки. На которых изображения предметов соответствуют словам с простыми слогами – слияниями,без смягчения согласных: лисица, корова и т. д.).

А теперь послушайте слова и скажите, какой из трёх слогов у них ударный: телёнок, ягнёнок, козлёнок, и т. д.)

(Все слова с ударным вторым слогом).

А что ещё можно сказать об этих словах? Что между ними общего?

(Все они называют детёнышей животных)

едленно проговорите слово рыба. Простучите его карандашом по столу. Прохлопайте это слово. Сосчитайте хлопки. Сколько получилось?

5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ДЕТЬМИ

2. Физкультминутка «Слоговички- попрыгунчики»

Я называю слова, а вы должны, проговаривая слова по слогам, столько же раз прыгнуть.

Составим слоговые схемы к слову замок (гвоздики, мука).

Ударение помогает нам различать отдельные слова.

6 .ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Игра «Французы».

В русском языке ударение может падать на любой слог. А вот во французском языке ударение всегда падает на последний слог. Представьте, что вы французы и по – русски говорить не умеете. Вы повторяете слово, сказанное мной, но ударение ставите на последний слог.Например: я говорю «рыба», а француз говорит «рыба».

Читайте так же:
Целуются на столе

7. Итог занятия

-Что нового вы узнали на занятии?

-Для чего нужно уметь ставить ударение в словах?

Попробуйте дома поиграть с родными в игру «французы».

Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.

Ударение. Ударение — это тот музыкальный тон, на который настраивается слово. [cut=Читать далее. ]тот «голос», по которому мы узнаем слово. Все.

По столу ударение

Сегодня: 12 ноября, 2021

Информационный портал РИА-Мелитополь

Лента новостей

Опрос

Какой тариф на проезд в маршрутках вы считаете адекватным?

  • Действующий — 5 грн.
  • 6 грн.
  • 7 грн.
  • Нужно снизить тариф

25 слов, в которых мы неверно ставим ударение (+ полезные шпаргалки)

Лайфхакер делится фразами-помощниками, с которыми запомнить правила гораздо проще.

1. Догово́р, догово́ры, догово́ров

Пожалуй, самый распространённый случай неправильной постановки ударения. Есть мнение, что ударение на первый слог ставят те, кто использует слово как профессиональный термин. Не верьте: правильный вариант только один.

Фраза для запоминания:

Чтобы вдруг не вышел спор,
Заключите договóр.

2. Катало́г

Здесь, как и в предыдущем случае, есть единственно верный вариант произношения. Правильное место ударения в слове — на звук «о». При любых значениях слова. Исключений нет.

Фраза для запоминания:

Подарок выбрать мне помог
Один хороший каталóг.

3. Квартáл

Некоторые уверены: когда речь идёт о городском квартале, ударение следует ставить на второй слог, а когда о четверти календарного года — на первый. Особенно убеждённо этому «правилу» следуют бухгалтеры, для которых слово «квартал» — часть профессионального сленга. Однако словари гласят, что в обоих случаях ударение падает на второй слог.

Фраза для запоминания:

В бухгалтерии аврал —
Завершается квартáл.

4. Звони́т, звони́шь, звони́те

Несмотря на то, что это слово уже стало предметом многочисленных обсуждений, некоторые по‑прежнему неправильно ставят в нём ударение. Предлагаем запомнить раз и навсегда: ударение падает на второй слог.

Фраза для запоминания:

Филологу никто не звóнит.
Филологу всегда звоня́т.

5. Начался́, начата́

В глаголе прошедшего времени «начался́» ударение падает на последний слог, хотя в инфинитиве ударение перебегает на второй — «начáться». Именно это вызывает путаницу. Здесь возможен только единственный верный вариант произношения — с ударением на последнем слоге. Для краткой формы страдательного причастия прошедшего времени женского рода действует аналогичное правило.

Фраза для запоминания:

Большая суета
Вокруг нас начата́.

6. Облегчи́ть

Зачастую это слово всё только усложняет. По нормам ударение ставится на последний слог. Вариация произношения «облéгчить» часто используется в разговорной речи, но не является допустимой. В данном случае словари дают единственно верный вариант произношения.

Фраза для запоминания:

Непросто ударенья заучить —
Стихи задачу могут облегчи́ть.

7. Углуби́ть, углуби́т

В соответствии с орфоэпической нормой современного русского литературного языка в этих словах ударение ставится на последний слог. Произношение с ударным гласным «у» является просторечным. И если вы следите за своим языком, его лучше не использовать.

Фраза для запоминания:

Корабли не смогут плыть —
Канал здесь нужно углуби́ть.

8. Краси́вее

Когда речь заходит о сравнительной степени прилагательного «красивый», многие из нас приходят в замешательство. Часто ударение ставят на предпоследний слог, что неправильно. Здесь действует правило: в слове «краси́вее» ударение ставится не так, как в других прилагательных на -ее (сильнéе, быстрéе, здоровéе). Это поможет запомнить правильный вариант произношения.

Фраза для запоминания:

Тот из нас счастливее,
В ком душа краси́вее.

9. Ла́тте

Делая заказ в кофейне или ресторане, очень не хочется попасть впросак (да, это слово пишется слитно). Ударение в слове «лáтте» падает на первый слог. Такой вариант произношения слова позволит вам всегда говорить правильно.

Фраза для запоминания:

В чашечке у Златы
Ароматный лáтте.

10. Мусоропрово́д

Слово состоит из двух основ — «мусор» и «провод» — и обозначает систему, которая «провóдит мусор». Значит, ставя ударение, нужно отталкиваться от смысла и глагола «провóдит». Аналогичное правило работает и с другими словами, образованными схожим способом: газопровóд, нефтепровóд, путепровóд.

Фраза для запоминания:

На площадке — хоровод,
Чистят мусоропровóд.

11. Апостро́ф

Более сложный случай. На слуху у нас почему‑то вариант «апóстроф», хотя это неверно. Правильно ставить ударение на последний слог.

Фраза для запоминания:

Зря он писал так много строф,
Не там поставил апострóф.

12. Фенóмен

В специальной литературе (например, медицинской) ударение всегда ставится на звук «о». Это литературная норма. Делать ударение на последнем слоге допустимо только в разговорной речи, но такой вариант считается нежелательным. Если вы избегаете просторечий, ставьте ударение на второй слог.

Фраза для запоминания:

Вынесли приговор: он невиновен.
Столь странный это был фенóмен.

13. Свёкла

Несмотря на то, что буква «ё» в русском языке всегда ударная, слово часто вызывает вопросы. Ошибка возникает из‑за того, что многие пишут его неправильно — через «е». Запомните: «свёкла» всегда пишется и произносится через букву «ё», других вариантов нет.

Читайте так же:
Чем защитить письменный стол ребенка кроме стекла

Фраза для запоминания:

Свёкла плакать начала,
До корней намокла:
— Я, ребята, не свеклá,
Я, ребята, свёкла.

14. Щаве́ль

С этим словом не всё так однозначно. Раньше было допустимо ставить ударение на первый слог, но сегодня такой вариант произношения считается устаревшим и противоречит литературной норме. И это не единственная сложность, связанная со словом «щавель»: филологи до сих пор спорят, есть ли у него множественное число.

Фраза для запоминания:

Прилетел мохнатый шмель
И уселся на щавéль.

15. Сре́дства, сре́дствами

Неважно, в каком значении вы употребляете это слово (способ, вид транспорта или деньги), ударение никогда не ставится на последний слог — оно не плавающее, как многие считают. Во всех падежных формах слова «средства» ударение падает на первый слог.

Фраза для запоминания:

В любви и на войне
Все сре́дства хороши.

16. То́рты, то́ртов

Ещё одно часто употребляемое слово, в котором многие делают ошибку. Чтобы запомнить, куда должно падать ударение, можно ориентироваться на слово «то́ртик».

Фраза для запоминания:

В музее — натюрморты:
На них — цветы и тóрты.

17. Цепо́чка

Несмотря на то, в каком значение употребляется слово (ювелирное украшение или линия военных), ударным является второй слог. Другой вариант произношения неверный.

Фраза для запоминания:

Очень любят дочки
Брошки и цепóчки.

18. Мастерски'

Слово ассоциируется с однокоренным словом «мастер», где ударение падает на первый слог. Эта ассоциация и становится основной причиной неверной постановки ударения в слове. «Мастерски́» — тот самый случай, когда лучше просто запомнить, а не пытаться найти логику.

Фраза для запоминания:

Он потёр слегка виски,
Выпил виски мастерски́.

19. Граффи́ти

В русский язык слово пришло из итальянского (произносится «граффи́то») и сохранило ударение. Можно руководствоваться и другой логикой: согласно орфоэпической норме современного русского литературного языка, в трёхсложном слове ударение чаще всего ставится на второй слог.

Фраза для запоминания:

Нет, вы только посмотрите!
На стене опять граффи́ти.

20. Ту́фля

Герой всеми любимой советской комедии говорил «туфля́», но это вовсе не означает, что и нам следует так делать. Можно себя проверить так: «ту́фли», ударение на первый слог, значит, в единственном числе будет аналогично.

Фраза для запоминания:

Слово «туфля» я прочту
С ударением на «ту».

21. Бáрмен

Если заглянуть в орфоэпический словарь, чтобы удостовериться в правильном произношении этого слова, можно обнаружить разные варианты. Однозначного ответа нет: словари Резниченко и Зарвы утверждают, что нужно говорить «бáрмен», а словарь Розенталя рекомендует произносить «бармéн». Несмотря на это большинство современных филологов рекомендуют ставить ударение на первый слог — как и в других словах, которые пришли в русский язык из английского.

Фраза для запоминания:

Чтоб добавить в ужин шарма,
Приготовил коктейль бáрмен.

22. Бóчковый

Как и в случае со «свёклой», неверная постановка ударения происходит из‑за неверного написания. На этикетках кваса можно увидеть вариант «бочковóй» — в таком случае ударение так и просится на последний слог. Однако это написание неверно. Грамотно писать и говорить «бóчковый квас» (квас из бóчки). С пивом аналогичная ситуация.

Фраза для запоминания:

Бóчковый квас — тот, который из бóчки.

23. Жалюзи́

Здесь надо вспомнить происхождение слова. Оно пришло в русский язык из французского, а для этого языка характерна постановка ударения на последний слог. Аналогичное правило сохранилось и для русского варианта.

Фраза для запоминания:

Поскорее привези
Для окошек жалюзи́!

24. Заку́порить, отку́порить

Глаголы используются в повседневной речи нечасто. Вероятно, в этом и кроется причина ошибки в произношении. Согласно орфоэпической норме ударение следует ставить на второй слог. Правило сохраняется для всех однокоренных слов.

Фраза для запоминания:

Гном собрал в лесу опилки
И заку́порил бутылки.

25. И́скра

И хотя наиболее привычен вариант произношения «искрá», правильным является «и́скра». Ставить ударение на первый слог следует как в литературной речи, так и в разговорной. Аналогичное правило распространяется на все падежные формы единственного и множественного чисел.

Фраза для запоминания:

Отлетела от костра
И погасла быстро —
Коль неверно, то искра́,
Если верно — и́скра!

А какие ещё слова вызывают у вас вопросы? Делитесь в комментариях.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Подпишитесь на нас: Facebook Instagram Telegram Google Новости

По столу ударение

Автор: Климентьева Ольга Владимировна

Организация: ГБОУ ЛНР «Брянковская школа №1»

Населенный пункт: Луганская область (ЛНР), город Брянка

Тема: Ударение. Орфоэпические нормы русского языка.

Цель: дать учащимся понятие об ударении, сформировать умение выделять ударный слог в слове;

совершенствовать умение учащихся выделять ударный слог и ударный гласный, умение ставить ударения в широко употребляемых словах, умение произносить слова в соответствии с нормами русского литературного языка, замечать и исправлять основные орфоэпические ошибки;

Читайте так же:
Шторы под столешницу на кухне

развивать аналитическое мышление, умение пользоваться словарями, соблюдать нормы русского литературного произношения в устной речи;

воспитывать культуру речи детей.

Оборудование: учебник, раздаточный материал, электронная презентация.

Ход урока

  1. Организационный момент.

— Каждый урок – это новое открытие, новые знания, которые вам помогают познавать этот мир. И этот урок не станет исключением. Сегодня в классе мы сделаем еще одно маленькое открытие.

— Проверьте свою посадку за столом, наклон у тетради. Возьмите ручки, запишите: число, классная работа.

  1. Мотивация учебной деятельности школьников.
  1. Слово учителя.

— Ребята, я хочу вас попросить хором произнести слово молоко, подложив ладонь тыльной стороной под подбородок.

— Сколько в этом слове слогов?

— Заметили ли вы, что произошло? (Вы сделали три выдыхательных толчка. Каждый выдыхательный толчок равен слогу. Следовательно, слог – это звук или сочетание звуков. Произнесенное одним выдыхательным толчком.)

  1. Проведение опыта и последующая беседа с учениками.

— Эту теорию легко проверить на опыте.

/Учитель заживает свечу, подносит её ко рту и произносит это же слово по слогам: пламя трижды заколебалось и при произнесении последнего слога даже погасло./

— Ребята, как вы думаете. Почему же погасла свеча при произнесении последнего слога? Случайно ли это?

— Нет, не случайно. Дело в том, что последний слог ударный, и он произносится с большей силой.

— А что значит произнести слог с большей силой?

— Это значит – при его произнесении усилить выдыхаемую воздушную струю, от которой не только сильнее колеблется пламя, но может даже погаснуть.

  1. Объявление темы и целей урока.
  1. Работа в тетрадях.

— Давайте продолжим работать в тетрадях и запишем тему сегодняшнего урока. Итак…

Ударение. Орфоэпические нормы русского языка.

  1. Творческое задание.

— Посмотрите внимательно на экран. Там написаны слова. Прочтите их про себя.

/На экране записаны слова: замок, гвоздики./

— Ребята у вас на столе лежат листочки. Нарисуйте на них предметы, которые называют эти слова. У вас есть три минуты, чтобы выполнить это задание.

— Давайте сделаем выставку ваших рисунков.

/Рисунки выставляются на доске./

— Давайте рассмотрим рисунки. Почему рисунки получились разные у вас? Как вы думаете?

— Подсказка на экране.

(Потому что ударение падает на разные слоги. Если ударение поставить на 1 слог, то говорится о здании, а если поставить на последний слог, то говорится о предмете, которым закрывают дома ворота.)

— Составьте предложения с этими словами.

— Что у вас получилось?

(В слове гвоздики, если ударение поставить на первый слог, то это слово означает острые предметы, которые забивают в стену. А если поставить на второй слог, то это слово означает — цветы.)

— Составьте предложения и с этими словами тоже.

  1. Восприятие и усвоение учебного материала.
  1. Слово учителя.

— Ударение подобно биению сердца. Пока мы слышим речь, в которой все слова произносятся с правильным ударением, мы вдумываемся только в смысл слов, на ударение не обращаем никакого внимания. Но стоит нам услышать хотя бы одно слово с непривычным для нас ударением, как внимание наше уже задерживается на этом слове. Слушать речь, в которой многие слова произносятся с неправильным ударением чрезвычайно трудно. Искаженное ударение напоминает неправильный пульс.

Так что же такое ударение?

2. Работа с учебником.

— Откройте учебники, упр.

— Посмотрите на экран. Здесь дано определение. Прочтите его.

— Прочитайте текст. Что же называется ударением?

3. Словарная работа.

Ударение – это произношение гласного в одном из слогов с большей силой и длительностью.

4. Чтение стихотворения.

-Учащийся читает стихотворение об ударном слоге

Ударный слог, ударный слог –

Он назван так недаром…

Отметь его ударом!

И молоток стучит, стучит,

И четко речь моя звучит!

5. Словарная работа.

— Ударение пришло вместе с запятой в 15 веке от задунайских славян. Уже в древних рукописных текстах появился знак ударения. Обозначение простое -наклонная палочка сверху вниз . Знак, действительно, похож на молоточек, который требует произносить ударный слог сильнее, звонче.

— В русском языке ударение подвижное. Оно может падать на любой слог в слове, а в формах одного слова ударение может перемещаться с основы на окончание. Например: о́кна – окно́

— А, например, в польском языке ударение всегда падает на предпоследний слог в слове, во французском – на последний. Ударение в русском языке помогает различать не только формы одного слова, но и разные слова. Например: а́тлас – атла́с, хло́пок – хлопо́к.

6. Работа с учебником.

— Смотрим упр. 163.

— Прочитайте по себя стихотворение. Запишите пары слов, в которых смысл зависит от места ударения.

— Прочтите выписанные слова. Знаете ли вы еще какие-то подобные слова?

7. Вопрос для любознательных.

— Какое смысловое различие в выделенных словах:

1. Густые хлеба в поле – будет и на столе хлеба вволю.

  1. На путях я вижу сорок

Резво скачущих сорок.

Этот вид мне очень дорог

Читайте так же:
Стол для игр с водой своими руками

Средь неведомых дорог.

/Подсказка на экране/

8. Слово учителя.

— Мы хотим правильно говорить, поэтому учимся правильно говорить на литературном языке, а он предполагает нормированность, соблюдение правил.

— Разве есть четкие правила постановки ударения? Конечно же есть.

— Но, усвоение правильного ударения сопряжено с рядом трудностей, объясняющихся его особенностями.

— Первая состоит в том, что ударение в русских словах не прикреплено к определенному слогу в слове. Такое ударение называют свободным, оно может быть на любом слоге слова. Посмотрите на таблицу №1.

— Второй особенностью русского ударения является его подвижность, его способность менять свое место в зависимости от формы слова. Смотри таблицу №2.

— Третьей особенностью русского ударения является его изменчивость с течением времени. Посмотрите на примеры, таблица №3.

— Четвертой особенностью русского ударении являются двойные ударения в словах. Пример: договор и договор.

9. Чтение стихотворения. Словарная работа.

— Послушайте стихотворение, в котором есть слова с двойным ударением. Попробуйте определить, какие это слова.

Мой дядя выяснял лет сорок,

И все же выяснить не мог –

Как говорить вернее — творог?!

А может правильней – творог?!

И как-то он в молочной лавке

Его увидел на прилавке, –

Лицо, как роза, расцвело,

Решил купить он полкило.

Но тотчас, на прилавок глядя,

Опять задумался мой дядя:

“Ведь, вероятно, он не дорог,

Пойдёт в ватрушку и в пирог”.

А как спросить: ”Почему творог?”

А может, правильнее – творог?

И шум, и очередь, и давка,

Но дядя дольше всех стоит

И сам с собой говорит:

Ну да, я к произношенью строг,

Не допускаю оговорок;

Но как же всё-таки – творог,

А может правильнее творог!

Задачу эту смог решить

Мой дядя, лишь дойдя до кассы, –

Сказав: “Прошу вас получить

За полкило твороженной массы”.

Кассирша мало разбиралась

В местоимениях, в падеже

И так сказала: ”Не осталось,

Она распродана уже!”

Комбайнер жатвою пропах

Он раньше птиц на старте,

Могучий полевой размах

Вошёл в его характер

— Какое значение имеет слово комбайнер, а комбайнёр?

(комбайнер – машина, а комбайнёр – человек, который на ней работает)

— Какие слова с двойным ударением вы знаете. Смотри таблицу №4.

— Произнесите эти слова с соответствующим ударением и запомните двойное употребление.

ба́ржа — баржа́ (барж, баржей — мн. ч.)

10. Физкультминутка.

На дверях висит замок, (сомкнуть руки в “замочек”)

Кто открыть его не смог? (вытянуть руки с “замочком” вперед и потопали)

Мы замочком постучали, (постучать “замочком” по столу)

Мы замочек повертели, (повертеть “замочком” вправо-влево, вместе с туловищем)

Мы замочек покрутили, (покрутить “замочком” к себе – от себя)

И открыли! (разомкнуть руки)

11. Работа со стихотворениями.

— Запоминать новые, словарные слова надо вместе с ударением. В этом вам помогут небольшие стихи. Рифма зависит от постановки ударения , оно должно падать на один и тот же слог.

— Рифма, ритм и стихотворный размер не допускают иного – неправильного – ударения.

— Давайте сами в этом убедимся. Я читаю стихотворения, вы следите за мной, запоминаете ударения и записываете в тетрадь выделенные слова, расставляя в них ударение.

Ребята – станичники в кузов

Грузили арбузы в жару.

Недаром погрузка арбузов

Похожа скорей на игру.

Бродили по дороге

Дремота и Зевота.

В калитки и ворота.

— Так. – сказало коромысло

И на гвоздике повисло.

— Знаете, что такое коромысло.

Вдруг впереди тормоза завизжали:

Это шоферы педали нажали.

Не схватился я за гриву,

А схватился за крапиву.

В мастерскую к столярам

Петя ходит по утрам.

Чтоб скорей в библиотеке

Отыскать ты книгу смог.

В ней бывает картотека.

Специальный каталог.

12. Знакомство со словарем.

— Так как же найти ударение в словах?

— А если я делаю в слове неправильное ударение, произношу «фа́рфор» вместо фарфо́р, как я могу узнать, какое ударение является правильным?

— Надо обратиться к орфоэпическому словарю. В этом словаре все слова имеют ударения и указаны литературные нормы произношения.

/Демонстрация орфоэпического словаря, а также демонстрация небольшого орфоэпического словарика, помещенного в конце учебника и мини-словарика на парте./

  1. Закрепление изученного.
  1. Тренировочные упражнения.

А) — Спишите слова. Поставьте в них ударения. При затруднении обращайтесь к орфоэпическим словарикам.

Ве́рба, щаве́ль, крапи́ва, свёкла, звони́т, подбодри́ть, по́нял, приняла́, ста́туя. цепо́чка, то́рты, ба́нты, арбу́з, повтори́м, сре́дства, краси́вее.

Б) Взаимопроверка. /правильный вариант на экране/

В) — Прочтите про себя пары слов, соблюдая указанные ударения. Запишите их в два столбика: 1-й пары слов, в которых ударение служит для различения слов; 2-й – пары слов, где ударение служит для различения грамматических форм одного слова.

Па́хнуть – пахну́ть, и́збы – избы́, уже́ – у́же, до́ма – дома́, о́рган – орга́н, у́гольный – уго́льный, зи́мы – зимы́, ве́рхом – верхо́м, досы́пать – досыпа́ть, бе́гом – бего́м, подре́зать – подреза́ть, издалёка – издалека́.

Читайте так же:
Смарт стол это

Г) Проверка выполнения работы.

2. Беседа с учащимися. Вывод.

— Так зачем нам нужно ударение? Какова его роль в устной речи?

/Учащиеся делают вывод о роли ударения/.

а) позволяет грамотно говорить;

б) говорить так, чтобы тебя понимали;

в) быть культурным человеком;

  1. VI.Подведение итогов урока.
  1. Игра «Третий лишний»

— Определите, какое слово лишнее.

Конечно, нарочно, игрушечный

Чувство, баловство, радость

Что, чтобы, нечто

— По какому принципу находили лишнее. /количеством слогов/.

2. Беседа с учащимися.

— Какую тему мы сегодня изучали и закрепляли?

— Что нового узнали об ударении?

— Какое значение имеет в словах ударение?

3. Заключительное слово учителя.

— Сегодня мы работали со многими словами. Обращаться с ними нужно осторожно.

Класть или положить: сестра-филолог объяснила, как правильно применять оба глагола, чтобы не казаться безграмотным

Класть или положить: сестра-филолог объяснила, как правильно применять оба глагола, чтобы не казаться безграмотным

Наш родной язык не только красив и богат, он еще и безумно сложен. При этом не только для иностранцев, но и для нас самих. На современном этапе в русской разговорной речи присутствуют слова, в употреблении которых многие люди допускают ошибки. Это относится и к таким глаголам, как «класть» и «положить». Например, «ложи чертежи на стол», «поклади в портфель тетрадь», «ложь масло в кашу». Для того чтобы ваша речь была грамотной, нужно выучить правила, касающиеся этих глаголов.

Класть, а не ложить

Класть или положить: сестра-филолог объяснила, как правильно применять оба глагола, чтобы не казаться безграмотным

Чтобы сделать правильный выбор между двумя указанными глаголами, следует остановиться на глаголе «класть». А «ложить» нужно просто игнорировать во всех случаях. Почему люди часто путаются, как сказать правильно? Это связано с тем, что некоторые думают, будто это два слова, имеющие совершенно одинаковое значение. Но в действительности такой формы, как «ложить» в русском языке не существует. Далее следует выяснить, почему нужно говорить именно «класть».

Когда без приставки не обойтись

Класть или положить: сестра-филолог объяснила, как правильно применять оба глагола, чтобы не казаться безграмотным

Как уже говорилось выше, нет такого слова «ложить». Не существует и такой формы прошедшего времени, как «ложил», и формы будущего времени «буду ложить». В русском языке присутствуют глаголы:

  • положить;
  • доложить;
  • наложить;
  • сложить;
  • приложить;
  • переложить;
  • уложить;
  • заложить;
  • вложить;
  • выложить.

Нетрудно заметить, что в каждом из этих слов есть приставка. О том, что глагол «ложить» в нашем языке отсутствует как таковой, сказано еще в толковом словаре В. И. Даля . Следует также отметить немаловажный факт: указанные глаголы с приставками можно употреблять в прошедшем времени и в будущем, а в настоящем — нет.

Вот некоторые примеры:

  1. Несколько книжек Алена положила на полку, а потом отправилась на кухню, чтобы помочь старшей сестре готовить ужин.
  2. Тренер предупредил ребят, что им придется приложить много усилий, чтобы добиться победы в соревнованиях.
  3. Как только приеду домой, непременно наложу на царапину повязку.

Но нельзя забывать и об исключении. В русском языке есть такой глагол, как «ложиться». Как видим, приставки здесь нет, но присутствует возвратная частица «-ся». Это несовершенный вид, а в совершенном слово выглядит, как «лечь». Например, «ложиться спать рано» и «лечь спать рано».

Когда приставка не нужна

Класть или положить: сестра-филолог объяснила, как правильно применять оба глагола, чтобы не казаться безграмотным

Интересно то, что у глагола «класть» наблюдаются противоположные свойства. Его нужно употреблять без приставок. Так, не существует в русском языке глагола «покладу». Но оказывается, раньше он был, а на сегодняшний день эта форма устарела. Лексема «класть» употребляется и в настоящем, и в будущем, и в прошедшем времени.

В качестве примеров можно привести следующие предложения:

  1. Перед самым экзаменом Андрей клал в обувь монетку — где-то он прочитал, что это сулит получение хорошей оценки.
  2. Повар сообщил, что соус он кладет в мясо, лишь когда готовка подходит к концу.
  3. «Вещи будешь класть в этот шкаф», — сказала мать Людмиле.

Дальше подытожим, какой из двух глаголов нужно использовать.

Какой из двух глаголов выбрать: подведем итоги

Класть или положить: сестра-филолог объяснила, как правильно применять оба глагола, чтобы не казаться безграмотным

Есть одно правило, которое запомнить нетрудно. Корень «-лож-» употребляют с приставкой, и приставочный глагол будет отвечать на вопросы: что сделал? (сделала, сделано и так далее). Примеры: переложил, уложила, сложено. Без приставки существует лишь глагол «ложиться» («Ложился на поля туман. «).

Корень «клад-» присутствует в тех глаголах, что будут отвечать на вопросы несовершенного вида: что делать? (делаю, делает и так далее).

  • класть руки в карманы;
  • кладу в яму песок;
  • кладет дрова в печку.

Приставочные глаголы с корнем «клад», отвечающие на вопросы совершенного вида, являются ненормативными. Так, нельзя говорить: «покладу», «склал», «перекладет», «складешь». А без приставки неправильным будет употреблять слова с корнем «-лож-«: «ложи», «ложь», «ложишь», «ложу».

В заключение стоит отметить, что если вы в художественной литературе встречаете такую форму, как «ложить», то это происходит лишь потому, что автор хочет тем самым подчеркнуть неграмотность персонажа.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector