Irina-vaiman.ru

Дизайн и Архитектура
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Илья Ильич Обломов (персонаж)

Илья Ильич Обломов (персонаж)

Илья Ильич Обломов — главный герой романа И. А. Гончарова «Обломов». Это молодой дворянин тридцати с небольшим лет. От его фамилии произошло слово «обломовщина», ставшее нарицательным, и обозначающее застой.

Содержание

Образ героя [ править | править код ]

Роман И. А. Гончарова начинается с описания главного героя:

Про его внешний вид можно сказать, что он мягкий во всём: в чертах лица, в описании тела, его движениях, душе. Автор пишет, что Обломов обрюзг не по годам. Наш герой убежден, что идеальная жизнь — это безделие и беззаботность, что породило инертность и леность во всём его жизненном укладе. Обломову не нужно думать о заработке, так как он потомственный дворянин и имеет имение с доходом. Чин коллежского секретаря позволял ему занимать низшие руководящие должности, но Обломов проработав кое-как пару лет, уволился под предлогом болезни, что подчеркивает его ипохондрию.

Состояние покоя и апатии — его нормальное ежедневное состояние. Он часто погружается в задумчивость, не замечая происходящего вокруг, зевает во время бесед и постоянно лежит. Другие герои произведения подчеркивают его лень и бездеятельность.

Обломов получил образование юриста, но при этом не пользовался своими знаниями. Читать он не любил, а больше раздумывал, мечтал и размышлял. Действия он вообще не любил и избегал их как мог. Не любил прогулки и балы, светская жизнь казалась ему скучной. Он понимал, что остановился в развитии, но его «ум и воля давно были парализованы, и кажется, безвозвратно…» [4]

Он пытался что-то делать, носил в голове планы годами, но все решения откладывал на завтра, которое никогда не наступало. Трудности и перемены его пугали, потому он ничего в жизни до конца не доводил. Да и вообще привык с детства к тепличности условий.

Несмотря на такую леность и несостоятельность, Обломов является честным и добрым, доверчивым и наивным человеком. Чувство любви к нему пришло поздно, лишь в 33. Но даже любовь к очень деятельной девушке, не вытаскивает Обломова из его привычного состояния.

Мнения критиков [ править | править код ]

В. И. Одиноков определяет, что счастье Обломова граничит с бездной, которую необходимо преодолевать: «Он смутно понимал, что она Ольга выросла и чуть ли не выше его, что отныне нет возврата к детской доверчивости, что перед ними Рубикон и утраченное счастье уже на другом берегу: надо перешагнуть». То есть чтобы обрести счастье с Ольгой, ему необходимо было преодолеть бездну той рутинной жизни, которая его окружала и устраивала, и которую изменить он не мог. [5]

А. В. Дружинин в своей статье пишет о любви к данному образу: «Он дорог нам как человек своего края и своего времени, как незлобный и нежный ребенок, способный, при иных обстоятельствах жизни и ином развитии, на дела истинной любви и милосердия… Он дорог нам по истине, какою проникнуто все его создание, по тысяче корней, которыми поэт-художник связал его с нашей родной почвою. И наконец, он любезен нам как чудак, который в нашу эпоху себялюбия, ухищрений и неправды мирно покончил свой век, не обидевши ни одного человека, не обманувши ни одного человека и не научивши ни одного человека чему-нибудь скверному». [6]

Г. В. Мосалева подмечает, что весьма насыщенный внутренний мир героя знал только автор. Обломов никому не раскрывал душу, все другие герои знали лишь внешнюю сторону и судили по ней. [7]

Читайте так же:
Щелкает петля двери

Фильмография [ править | править код ]

В фильме «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» 1979 года Обломова играет молодой Олег Табаков, который получил приз «Золотой щит Оксфорда».

Сравнительная характеристика Обломова и Манилова — героев романа И. А. Гончарова «Обломов» и поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»

Социальное и семейное положение, возраст

Илья Ильич Обломов и Манилов — дворяне, помещики. Первый — владелец деревни Обломовки и трёхсот крепостных душ, второй — деревни Маниловки, в которой Чичиков насчитал более двухсот изб. Оба помещика раньше служили. Манилов «служил в армии, где считался скромнейшим, деликатнейшим и образованнейшим офицером». После отставки он поселился в своём имении. Обломов же служил в Петербурге, в канцелярии, имел чин коллежского секретаря и выполнял мелкую работу. После отставки он продолжал жить в столице.

Авторы указали, что Обломов — «человек лет тридцати двух–трёх отроду», а Манилов — «ещё вовсе человек не пожилой». Обломов — человек холостой, женится он только в конце романа на Агафье Матвеевне Пшеницыной, доброй, заботливой, хозяйственной вдове с двумя детьми. Родного сына Илья Ильич назвал Андреем в честь своего друга Андрея Штольца.

Манилов женат уже более восьми лет. Его жена Лизанька по характеру очень похожа на мужа: такая же сентиментальная и бесхозяйственная. Своих сыновей Манилов назвал претенциозно: Фемистоклюс и Алкид (первое имя носил древнегреческий полководец, а второе — это имя Геракла, данное ему при рождении).

Оба помещика нашли счастье в семейной жизни: жизнь с заботливой Агафьей Матвеевной напоминает Обломову его благословенную Обломовку, а у сентиментального Манилова полная идиллия с такой же сентиментальной женой.

Портрет: внешность, манера поведения, речевая характеристика

В описании внешности, манер и речи героев поэмы «Мёртвые души» Гоголь выделяет основную, ведущую черту, своего рода стержень образа. Такой деталью-лейтмотивом образа Манилова является сахар. Автор отмечает, что «черты его лица были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару» (том 1, глава 2). Манилов был голубоглаз, белокур, «улыбался заманчиво». В его манере поведения «было что-то заискивающее расположения и знакомства». Человеку, познакомившемуся с ним, он кажется добрым и приятным, но через несколько минут общения с Маниловым собеседник почувствует «скуку смертную». Автор отмечает, что «от него не дождёшься никакого живого или хоть даже заносчивого слова» (том 1, глава 2).

У Манилова неповторимая манера говорить неопределённо и «сладко» («позвольте вам этого не позволить», «майский день… именины сердца…»).

У Ильи Ильича Обломова тоже приятная внешность, но, в отличие от Манилова, в выражении его лица не было никакой слащавости, а было видно спокойное добродушие. Глаза у Ильи Ильича тёмно-серые, добрые. Мягкость души была видна не только в глазах, но и «в улыбке, в каждом движении головы, руки». Даже когда Обломов был взволнован, движения его были плавные и неторопливые.

В речи Ильи Ильича совершенно отсутствует слащавость и приторность, свойственные речам Манилова. Он изъясняется простым, но грамотным русским языком. С ним любит беседовать его друг Андрей Штольц, человек умный и очень образованный.

Характер

Обломов и Манилов стали именами нарицательными для ленивого, бездеятельного человека, проводящего жизнь в бесплодных мечтаниях и праздных размышлениях.

Читайте так же:
Как ставить полки около зачаровальни

И тому, и другому герою свойственны такие черты характера как лень, безволие, беспечность, бесхозяйственность. Оба героя слишком доверчивы. Обломов доверяет ехать в Обломовку, чтобы навести там порядок в делах, совершенно незнакомому человеку, которого порекомендовал ему брат хозяйки квартиры, тоже мало ему знакомый. А Манилов, поначалу озадаченный тем, что Чичиков хочет купить у него мёртвые души, совершенно успокоился уверением, что эта сделка будет законна и что государственная «казна получит даже выгоды, ибо получит законные пошлины».

В хозяйственных делах Манилов и Обломов ничего не понимают. В Обломовке всем заправляет староста, а в Маниловке — приказчик. Манилов никогда не ездил на поля, и «хозяйство шло как-то само собою».

Манилов, с точки зрения Гоголя, — это не живая, а мёртвая душа, так как в нём нет ни духовных запросов, ни благородства. Он абсолютно утратил духовные ориентиры. Полная бесчувственность героя видна в кощунственной фразе, которую он произносит, решив не продать, а подарить Чичикову мёртвые души: «…умершие души в некотором роде совершенная дрянь» (том 1, глава 2).

Обломова, несмотря на его лень, апатию, инертность, нельзя назвать мертвой душой. Думается, что неправа Ольга Ильинская, которая, не смогла превратить Обломова в энергичного человека и сказала ему: «…я думала, что оживлю тебя, что ты можешь ещё жить для меня — а ты уж давно умер». Душа Обломова жива, она добра и чиста, и не вина героя, что он предпочитает проводить время в размышлениях и мечтаниях. Илья Ильич не признаёт кипучую жизнь, в которой «вечно пламя, трескотня, жар, шум…» Петербургская светская жизнь, по его мнению, это «вечная беготня взапуски, вечная игра дрянных страстишек» и т. п. Прав он, говоря Андрею Штольцу: «Свет, общество! <…> Всё это мертвецы, спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества!» О светских людях, проводящих время за картами, Обломов отзывается так: «Разве это не мертвецы? Разве не спят они всю жизнь сидя? Чем я виноватее их, лёжа у себя дома и не заражая головы тройками и валетами?» (часть 2, глава 4).

Манилов в своём имении живёт счастливо, погружённый в мечты, но иногда приезжает в город и с удовольствием общается с уездными светскими людьми.

Обломов в своих думах и мечтах не только мечтает о счастливой жизни в Обломовке, но и размышляет о судьбе человечества.

Манилов не рассуждает о человечестве и отвлечённых понятиях. Его мечты конкретны, например, мечта о том, чтобы провести от дома подземный ход, но для чего — неизвестно.

Сравнительная характеристика Обломова и Манилова (таблица)

Параметры сравненияОбломовМанилов
ВозрастЕму года 32–33.Человек средних лет.
Происхождение, социальное положениеОба героя — дворяне, помещики, владельцы крепостных крестьян.
Семейное положениеЖенится в конце романа на вдове с двумя детьми Агафье Пшеницыной.Женат более 8 лет, есть 2 сына.
Место проживанияПетербург (живёт там уже 12-й год безвыездно).Родовое имение — деревня Маниловка в 15 верстах от уездного города NN.
ВнешностьГлаза тёмно-серые, добрые, выражение лица спокойное, добродушное, но с отсутствием сосредоточенности.Глаза голубые, «сладкие, как сахар», на лице постоянно слащавое выражение.
Наличие слуг, ведение хозяйстваВ Петербурге ему прислуживает Захар, крепостной из Обломовки.

В Петербурге у него появились приятели: Волков, Судьбинский, Пенкин, Алексеев. Приятельские отношения Обломов поддерживал и со своим земляком, живущим в Петербурге, Михеем Андреевичем Тарантьевым.

Жизнь Обломова в романе И.А. Гончарова «Обломов»

Жизнь Обломова в романе И.А. Гончарова «Обломов»

Жизнь Обломова в романе И.А. Гончарова «Обломов» вызывает особый интерес современного читателя. Ведь проблемы, затронутые в произведении, актуальны и сегодня, а главный вопрос — действительно ли герой не умел жить, как считал Н.А. Добролюбов, — очень спорный.

С самого начала романа заглавный герой Илья Ильич предстаёт перед нами на первый взгляд в абсолютно абсурдной ситуации: ежедневно он лежит на диване в своей комнате. Причём назвать это необходимостью нельзя, ведь он не болеет. Один день полностью повторяет другой: никаких впечатлений, устремлений, смысла. Это «растительное существование»: Обломов просто безмятежно лежит, а о нём заботится верный Захар.

Жить так герою удобно, никакие обстоятельства и события не нарушают уравновешенный быт. Своим бездействием Илья Ильич не тяготится, его всё устраивает. А вопросы о смысле жизни, о цели существования, которые, так или иначе, волнуют людей, совсем не относятся к Обломову.

Понять характер заглавного героя помогает описание его жилища на Гороховой улице. Это большая квартира, обставленная довольно шикарно. Но на картинах висит фестонами паутина, зеркала зачастую используются вместо бумаги, на столе расположились объедки и неубранная посуда, повсюду валяются вещи, ковры в пятнах. В общем, неуютно и грязно. Однако Илья Ильич и не тяготится такой обстановкой, точнее — он попросту не замечает отсутствия чистоты. Иногда барин упрекает своего слугу за неряшливость. Но Захар на всё отвечает, что убираться не стоит, ведь пыль соберётся опять. Он как бы «отзеркаливает» лень своего хозяина. Обломов не может управиться с собственной жизнью, а уж с жизнью других и подавно.

А ведь у героя есть имение. Обломовка. Однако делами он не занимается, лишь собирается что-то сделать, строит планы, мечтает. Но всё это опять-таки — лёжа на диване. Да и прожекты такие, что не имеют ничего общего с реальностью. Кстати, родители его также ничего не меняли в деревенском укладе: «…Старик Обломов как принял имение от отца, так передал его и сыну…»

То есть живёт Илья Ильич в особом мире, куда кто-то постоянно вторгается: светский повеса Волков, скучный чиновник Судьбинский, пройдоха и негодяй Тарантьев. Всех привлекает тепло души хозяина, ведь Обломов готов выслушать каждого (только вот когда он пытается рассказать о своих делах, все тут же убегают). Как человек, в духовном плане Илья Ильич выше их всех. Но апатия не даёт герою стать ни дельцом, ни чиновником, ни прожигателем жизни.

Наиболее ярко видна лень Ильи Ильича при сопоставлении с другим персонажем. Это Андрей Иванович Штольц — старинный приятель. Герой просто наполнен энергией, всё ему удаётся. Да и трудится Штольц с удовольствием. Он всегда чем-то занят, у него большой круг общения. И хотя Андрей Иванович постоянно в разъездах, не забывает он и про своего друга. Он пытается расшевелить Обломова и ему удаётся это сделать. Штольц знакомит Илью Ильича с Ольгой Ильинской, справедливо полагая, что красивая женщина сможет пробудить интерес к жизни.

Так и происходит. Заглавный герой слышит арию, которую исполняет Ольга, и переполненный восторга, почти признаётся ей в любви. Молодая женщина даёт надежду на ответные чувства. Как меняется Обломов! Теперь он рано встаёт, всегда аккуратен и опрятен, много читает, даже напевает (так много в нём энергии).

Однако долгое лежание на диване не прошло бесследно. Постепенно Илья Ильич начинает тяготиться такой жизнью: «Разве это не жизнь? Разве любовь не служба?» Да, он делает Ольге предложение, но сомнения в правильности такого поступка постепенно одолевают героев. Обломов считает, что Ольга не может любить его: «Нет, этого быть не может. Любить меня, смешного, с сонным взглядом, с дряблыми щеками… Она всё смеётся надо мной…» Ильинская же отчаивается переделать апатичного мужчину, признаётся себе, что любила придуманный образ «будущего Обломова».

Разрыв отношений потрясает героев. Для Ильи Ильича эта любовь навсегда остаётся самым светлым воспоминанием в жизни. Но где-то в глубине души он даже рад: теперь ничто не отвлекает его от дивана и халата.

Конечно, невольно возникает вопрос, почему же Обломов такой ленивый. Ответы кроются в детстве маленького Илюши. Именно тогда заложился его характер, который и определил дальнейшую жизнь: «Может быть, детский ум его давно решил, что так, а не иначе следует жить, как живут около него взрослые. Да и как иначе прикажете решить ему?» Родители героя — беспечные помещики, которые больше всего переживают о еде. Обсуждение того, что приготовить, становится самым волнующим событием для всех обитателей барского дома. Воспитанием мальчика особо не занимаются. Он растёт в любви, но абсолютно несамостоятельным. Да и зачем, если слуги делают всё за него, «стоит только мигнуть». В пансионе у Штольца Илюша учится без интереса, университет тоже считает «наказанием». Лишённый проблем, обязанности заботиться о себе и окружающих, Обломов вырастает безвольным, апатичным, слабым, не приспособленным к жизни.

Не нужна кипучая энергия и взрослому Илье Ильичу. Его единственное желание — это покой. Его он и находит в доме Агафьи Матвеевны Пшеницыной. Она вдова с двумя детьми и хозяйка дома, куда переезжает Обломов после того, как лишается денег. Это простая, спокойная и застенчивая женщина. Пусть она не очень умная и образованная, но добрая и кроткая. Именно Пшеницына окружает героя такой заботой и вниманием, какие он видел только в Обломовке. Причём она не пытается изменить Илью Ильича, а принимает его таким, какой он есть. С ней Обломов и находит своё счастье: он женится на Агафье Матвеевне и у них рождается сын Андрюша. Теперь герою не надо покидать свой диван, о чём-либо беспокоиться. Илья Ильич как бы «впадает в спячку» и тихо умирает от удара (инсульта).

Так проходит жизнь человека. Заметим, что герой не является отрицательным в полном смысле этого слова. Обломов от природы любознательный, добрый, мягкий. Он гостеприимный хозяин, галантный и обходительный с Ольгой, образованный и любящий искусство. Конечно, он понимает никчёмность, пустоту и однообразие своего существования (ведь запретил же он Штольцу пускать Ильинскую, чтобы она не видела угасания Обломова — физического и морального). Ему «грустно и больно». Но лень… Именно лень не даёт изменить жизнь, сделать её яркой и разнообразной. Однако надежда есть: Пшеницына отдаёт Андрюшу на воспитание в семью Штольца, поэтому мы верим, что мальчик не повторит судьбу своего отца.

Сон Обломова — необходимая часть романа Гончарова

Роман Гончарова «Обломов» был полностью опубликован в 1859 г. и вызвал огромный интерес читателей. Это объяснялось не только художественным талантом автора, но и своевременностью произведения. В нем отражается губительное влияние на человека его бездействия, усыпления всех стремлений и сил. Писатель не пытается растолковать причины подобной апатии, впечатления самого автора в романе встречаются нечасто. Спокойно и вдумчиво описывает Гончаров предмет, заинтересовавший его, и, завершив повествование, предоставляет читателю право свободно рассуждать над изображенным.

Пред нашим внутренним взором появляется комната, в которой безотлучно лежит на диване «человек лет тридцати», Илья Ильич Обломов. Умный и честный, не утративший моральных ценностей, он приходит к пониманию того, что все его душевные силы «зарыты в нем, как в могиле» и не нашли применения. «Отчего я такой?» — спрашивает себя герой. Ответ на этот вопрос содержится в XIX главе романа — знаменитом «Сне Обломова».

Чтобы показать связь между средой и человеком, обстоятельствами и характером, литература обращается к детству и годам воспитания своих героев. «Сон Обломова», в котором рассказывается о том, как рос Обломов, вскрывает причины обломовщины, объясняет, почему Илья Ильич стал таким, каким он изображен в начале романа.

В описании Обломовки большую роль играет пейзаж. Природа. отказывается от всего «дикого и грандиозного». Жизнь обломовцев уподобляется природе, она предсказуема и однообразна. Они желают одного: чтобы один день был похож на другой. Послеобеденный сон становится символом жизни обломовцев — материя преобладает над сознанием. Единственная форма духовной жизни в Обломовке — погружение в мир сказок и легенд. Такой кругозор не может развить в человеке способность к практической деятельности, но культивирует вдумчивую созерцательность. Жизнь проходит мимо обломовцев, и им остается «только наблюдать за ней».

Обломовка всеми силами отгораживается от внешнего мира, поэтому взаимоотношения с ним сведены до минимума. Натуральное хозяйство не требует «быстрого и живого обращения» денег, поэтому «единственное употребление капиталов — держать их в сундуке» усвоено так прочно, что обломовцы с большим трудом расстаются с деньгами. Но в целом они не скупы и охотно делятся тем, что производят сами.

Большая патриархальная семья, все «знают друг друга как самого себя».

Внутреннее содержание эпизода автор раскрывает путем подробных описаний. Гончаров умеет остановить момент, который особенно поразил его чем-нибудь, — и разобрать его полностью, осмотреть со всех сторон, предъявить читателю в первоначальном виде. Все детали романа рассматриваются очень отчетливо, и это позволяет глубже понять его смысл.

«Сон Обломова» имеет особое значение в строении романа. Второй эпилог показывает, что определяющее слово в произведении – обломовщина. Именно девятая глава раскрывает ее причины, что выводит произведение на новый уровень. Гончаров не только указал нам явление из реальной жизни, но и выявил путь его возникновения. Девятая глава служит ключом к остальной части романа. Усвоив ее, можно понять, как надо бороться с обломовщиной. Да и надо ли?

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector