Irina-vaiman.ru

Дизайн и Архитектура
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тест по роману Ф. М. Достоевского; Преступление и наказание. тест по литературе (10 класс) по теме

Тест по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".
тест по литературе (10 класс) по теме

Тихонова Галина Алексеевна

1. В каком из отрывков описана комната Раскольникова?

А) «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, …имевшая самый жалкий вид со своими жёлтенькими, пыльными и всюду отставшими обоями… Было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу… и, наконец, неуклюжая большая софа, занимавшая чуть не всю стену и половину ширины всей комнаты».

Б) «Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной… Всё было разбросано в беспорядке… Через задний угол была протянута дырявая простыня. В самой же комнате было всего только два стула и клеёнчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый кухонный сосновый стол, некрашеный и ничем не покрытый».

В) «Комната походила будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырёхугольника. В углу, направо, находилась кровать, подле неё, ближе к двери, стул… У самых дверей… стоял простой тесовый стол, покрытый синенькою скатертью; около стола два плетёных стула… Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам».

2. Найдите портрет Раскольникова.

А) «Это был господин… чопорный и осанистый, с осторожною и брюзгливою физиономией».

Б) «Худосочный и золотушный человек, малого роста, до странности белокурый, с бакенбардами в виде котлет».

В) «Он был замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, тёмно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен».

3. Что отнёс Раскольников старухе-процентщице в залог, когда ходил на «пробу»?

А) Колечко, подаренное Дуней;

Б) серебряные часы на цепочке;

В) серебряную папиросочницу.

4. Как ударил Раскольников старуху?

А) Лезвием топора;

Б) обухом топора.

5. Куда убийца дел награбленное?

А) Подкинул к глухому деревянному забору;

Б) схоронил в углублении под камнем;

В) выбросил в Неву.

6. «Я себя убил, а не старушонку. А старушонку эту … убил, а не я». Вставьте слово, употреблённое Раскольниковым:

7. «Свобода! Свобода! Он свободен теперь от этих чар, от колдовства, обаяния, наваждения». Эта мысль возникает у Раскольникова:

А) после первого сна о забитой кляче;

Б) после четвёртого сна о «трихинах».

8. Что заставило Раскольникова сделать явку с повинной?

А) Множество неопровержимых улик против него;

Б) раскаяние в содеянном;

В) невозможность жить, на каждом шагу притворяясь.

9. Что мучило Раскольникова на каторге пуще всего?

А) Ужасы каторжной жизни;

Б) ненависть к нему каторжников;

В) стыд за то, что должен смириться с «приговором слепой судьбы».

10. Кто из героев считал, что Раскольников и он- «одного поля ягоды»?

11. Какую библейскую легенду читала Соня Раскольникову?

А) О возвращении блудного сына;

Б) о воскресении Лазаря;

В) о бедном самаритянине.

12. Найдите портрет Сони.

А) «Девушка очень молоденькая, простоволосая, без зонтика и перчаток. На ней было шёлковое, из лёгкой материи платьице, едва застёгнутое, и сзади, у талии, в самом начале юбки, разорванное».

Б) «Волосы у неё были тёмно-русые, глаза почти чёрные, сверкающие, гордые. Перчатки на ней были не только заношенные, но даже изодранные».

В) «Это была скромно и даже бедно одетая девушка, очень ещё молоденькая, почти похожая на девочку, с ясным, но как будто несколько запуганным лицом. На ней было очень простенькое домашнее платьице, на голове старая, прежнего фасона шляпка».

13. «Он плакал и обнимал её колени. В первое мгновение она ужасно испугалась, и всё лицо её помертвело. Она вскочила с места и, задрожав, смотрела на него». Это описание из сцены признания Раскольникова:

14. «Сон это продолжается или нет,- думал он и чуть-чуть, неприметно опять приподнял ресницы поглядеть: незнакомый стоял на том же месте и продолжал в него вглядываться». Кто этот «незнакомый»?

Б) Порфирий Петрович;

15. «Ей три дороги: броситься в канаву, попасть в сумасшедший дом или броситься в разврат, одурманивающий ум и окаменяющий сердце». Так думал Раскольников:

Читайте так же:
Перетянуть кровать тканью своими руками пошаговая инструкция

В) о Катерине Ивановне;

16. Кто из героев «из последних средств своих помогал своему бедному и чахоточному товарищу и почти содержал его в продолжение года»?

17. Кому дана характеристика: «Угрюм, мрачен, надменен и горд… Великодушен и добр. Чувств своих не любит высказывать и скорей жестокость сделает, чем словами выскажет сердце»?

В) Порфирию Петровичу;

18. Кто из героев живёт по принципу «возлюби, прежде всех, самого себя, ибо всё на свете на личном интересе основано»?

19. Кто из героев был раздавлен на улице лошадьми?

А) Катерина Ивановна;

20. Кто из героев помог поместить детей Катерины Ивановны в сиротское заведение?

21. Какой чин имел Мармеладов?

А) Коллежский регистратор;

Б) коллежский асессор; В) титулярный советник.

22. Какой отрывок характеризует Катерину Ивановну?

А) «В благородном губернском дворянском институте воспитывалась и при выпуске с шалью танцевала при губернаторе»;

Б) «она хлеб чёрный один будет есть да водой запивать, а уж душу свою не продаст, а уж нравственную свободу свою не отдаст за комфорт».

1-1; 2-3; 3-2; 4-2; 5-2; 6-2; 7-1; 8-3; 9-3; 10-1; 11-2; 12-3; 13-2; 14-3; 15-2; 16-1; 17-2; 18-1; 19-2; 20-4; 21-3; 22-1.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный тест по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» позволит проверить знания учащихся 10 класса, вызвать интерес к более детальному чтению художественного произведения, подг.

Тест по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Тест для обобщающего урока по роману «Преступление и наказание».

Тест по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Предлагаемый тест помогает проверить знание учащимися содержания романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Первый вариант теста более сложный, чем второй и третий. В этих вариантах требуетс.

Тесты по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Достоевский написал очень большое и сложное произведение, поэтому в школе оно изучается очень тяжело, дети читают его неохотно. Все уроки по данному произведению похожи один на другой. Поэтому для раз.

Исследовательская работа по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» на тему «Опыт современного прочтения романа Достоевского «Преступление и наказание»

Федор Михайлович Достоевский – пиФедор Михайлович Достоевский – писатель чрезвычайно индивидуальный. У негосвое , очень отличное от других классиков русской литературы от.

«Преступление и наказание Родиона Раскольникова по роману ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Тема урока: «Преступление и наказание Раскольникова по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»Тип урока — развитие критического мышлен.

Методическая разработка литературного квеста «Преступление или преступления?» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Литературный квест — это один из вариантов игры-поиска, столь популярной в наше время в молодежной среде. Маршрут литературного квеста связан с сюжетом и героями книг, предложенных д.

Бой на Калиновом мосту — Русская сказка

Бой на Калиновом мостуВ некотором царстве, в некотором государстве жили-были царь с царицей. Была у царицы любимая подружка – попова дочь. Была у царицы любимая служанка – Чернавушка.
Вот скоро ли, долго ли – родилось у каждой по сыну-молодцу. У царицы – Иван-царевич, у поповны – Иван-попович, у Чернавки – Ванюшка – крестьянский сын. Стали ребятки расти не по дням, а по часам. Выросли богатырями могучими.
Вот раз возвращались они с охоты – выбежала царица из горенки, слезами заливается:
– Сыны мои милые, напали на нашу страну страшные враги, змеи лютые, идут на нас через речку Смородиную, через чистый Калинов мост. Всех людей кругом в плен взяли, землю разорили, огнём пожгли.
– Не плачь, матушка, не пустим мы змея через Калинов мост.
Словом-делом собрались – поехали. Приезжают к реке Смородиной, видят: всё кругом огнём сожжено, вся земля Русская кровью полита. У Калинова моста стоит избушка на курьих ножках.
– Ну, братцы, – говорит Иван-царевич, – тут нам жить и сторожить, не пускать врагов через Калинов мост, в черёд караул держать.
В первую ночь стал сторожить Иван-царевич. Надел он золотые доспехи, взял меч, в дозор отправился.
Ждёт-пождёт – тихо на речке Смородиной. Лёг Иван-царевич под ракитовый куст да и заснул богатырским сном. А Ванюшке в избушке не спится, не лежится. Встал Ванюшка, взял дубинку железную, вышел к речке Смородиной и видит: под кустом Иван-царевич спит-храпит.
Вдруг в реке во́ды взволновались, на дубах орлы раскричались – выезжает чудо-юдо шестиглавый змей. Как подул на все стороны – на три версты всё огнём пожёг. Ступил его конь ногой на Калинов мост.
Выскочил тут Ванюшка, размахнулся дубинкой железной – три головы снёс; размахнулся ещё разок – ещё три сшиб. Головы и туловище в реку столкнул. Пошёл в избушку да и спать лёг.
Утром-светом вернулся Иван-царевич.
– А что, братец, как у тебя ночь прошла? – спрашивает Иван-попович.
– Тихо, братцы, мимо меня и муха не пролетела.
Сидит Ванюшка, помалкивает.
На другую ночь пошёл караулить Иван-попович. Ждёт-пождёт – тихо на речке Смородиной. Лёг Иван-попович под куст и заснул богатырским сном. Среди ночи взял Ванюшка железную па́лицу, пошёл на речку Смородиную. А у Калинова моста под кустом Иван-попович спит-храпит…
Вдруг в реке во́ды взволновались, на дубах орлы раскричались – выезжает чудо-юдо девятиглавый змей. Вскочил Ванюшка, сошлись они, ударились – только земля кругом застонала. Чудо-юдо девятиглавый змей Ванюшку по щиколотку в землю вбил. Разгорячился Ванюшка, разошёлся, размахнулся дубинкою – три головы снёс.
– Стой, Иван – крестьянский сын, дай мне, чуду-юду, роздыху.59
– Какой тебе роздых, вражья сила! У тебя девять голов, у меня одна.
Размахнулся Ванюшка – ещё три головы снёс, а чудо-юдо ударил – по колено Ванюшку в землю вогнал. Тут Ванюшка изловчился, захватил горсть земли и бросил змею в глаза.
Пока змей глаза протирал, брови прочищал, Ванюшка – крестьянский сын сшиб ему три последние головы. Головы и туловище в воду бросил. А Иван-попович всё проспал, ничего не слыхал.
На третью ночь собирается караулить Ванюшка. Обувает сапоги яловые, надевает рукавицы пеньковые, старшим братьям наказывает:
– Братцы милые, я на страшный бой иду, лежите – не спите, моего крика слушайте.
Вот стоит Ванюшка у Калинова моста, за ним земля Русская. Пошло время за́ полночь, на реке воды взволновались, на дубах орлы раскричались. Выезжает Змей Горыныч, чудо-юдо двенадцатиглавое. Каждая голова своим напевом поёт, из ноздрей пламя пышет, изо рта дым валит.

Читайте так же:
Кровать или кравать проверочное слово

Ступил змей на Калинов мост. Тут Ванюшка выскочил, размахнулся, сбил змею три головы, а змей его по щиколотку в землю вогнал, подхватил свои три головы, чиркнул по ним огненным пальцем – все головы приросли, будто век не падали. Дыхнул на Русь огнём – на три версты всё пожёг кругом.
Видит Ванюшка – плохо дело, схватил камешек, бросил в избушку – братьям знак подать. Все окошечки вылетели, ставеньки в щепы разнеслись – спят братья, не слышат.
Собрал силы Ванюшка, размахнулся дубинкой – сбил змею шесть голов. А змей огненным пальцем чиркнул – приросли головы, будто век не падали, а сам Ванюшку по колена в землю вбил. Дыхнул огнём – на шесть вёрст Русскую землю сжёг.
Снял Ванюшка пояс кованый, бросил в избушку – братьям знак подать. Разошлась крыша тесовая, покатились ступеньки дубовые, спят братья, спят-храпят, беды не ведают.
Собрал Ванюшка последние силы, размахнулся дубинкой, сшиб змею девять голов. Вся сыра земля дрогнула, вода всколебалася, орлы с дубов попа́дали. Змей Горыныч подхватил свои головы, чиркнул огненным пальцем – приросли головы, будто век не падали, а Ванюшку по пояс в землю вогнал. Дыхнул огнём – на двенадцать вёрст Русскую землю сжёг.
Снял Ванюшка рукавицу пеньковую, бросил в избушку – братьям знак подать. Раскатилась избушка по брёвнышку. Проснулись братья, вскочили. Видят: вздыбилась речка Смородиная, с Калинова моста кровь бежит, на Русской земле стон стоит. Бросились братья на помощь Ванюшке. Пошёл тут богатырский бой. Чудо-юдо огнём палит, дымом душит. Иван-царевич мечом сечёт. Иван-попович копьём колет. Ванюшка дубинкой бьёт.
Никак змея не одолеть.
Изловчился Ванюшка и отбил змею огненный палец. Тут уж братья отсекли змею все двенадцать голов, туловище разрубили, в воду бросили.
Отстояли Калинов мост.
Утром рано-ранёшенько вышел Ваня – крестьянский сын в чисто поле, о землю грянулся, обернулся мушкой и полетел в змеиное царство. Долетел Ванюшка до змеиного дворца, сел на окошечко. Сидят в белокаменной палате три змеиных жены, слёзы льют:
– Убил Ваня наших любимых мужей. Как мы ему с его братьями мстить будем?
Старшая жена золотые волосы чешет, громким голосом говорит:
– Напущу я на них голод, сама выйду на дорогу, сделаюсь яблоней. Кто моё яблоко сорвёт, сразу умрёт.
Средняя жена серебряные волосы чешет, громким голосом говорит:
– А я напущу на них жажду великую, сама сделаюсь колодцем с ключевой водой. Кто моей воды попьёт, сразу умрёт.
Третья жена медные волосы чешет, громким голосом говорит:
– А я на них сон да дрёму напущу, обернусь сама тесовой кроватью с пуховой периной. Кто на кровать ляжет – огнём сгорит.
Всё Иванушка выслушал, всё на сердце сложил. Полетел в чисто поле, о землю грянулся, добрым молодцем стал. Пошёл в избу, разбудил братьев и говорит:
– Братья мои милые, убили мы змеев, остались змеёныши: надо самоё гнездо разорить, пепел развеять, а то не будет на Калиновом мосту покоя.
Вот собрались, мост переехали, по змеиному царству поехали. Едут, едут, кругом ни кола, ни двора, ни сада, ни поля – всё огнём сожжено. Стали братья на голод жаловаться. А Ванюшка помалкивает. Вдруг видят: стоит яблоня, а на яблоне золотые яблочки. Обрадовались братья, коней подгоняют, к яблоне поспешают, а Ванюшка поскакал вперёд и давай рубить яблоню, топтать, давить яблоки – только треск пошёл. Братья сердятся, а Ванюшка помалкивает.
Едут дальше. Долго ли, коротко – стала жара страшная, а кругом ни речки, ни ключа. Вдруг видят: на жёлтом песке, на крутом бугорке стоит колодец золотой с ключевой водой; на воде чарочка золотая плавает.60
Бросились братья к колодцу, а Ванюшка впереди. Стал рубить колодец, воду мутить, чарочку топтать, только стон по степи пошёл. Братья злобятся, а Ванюшка помалкивает.
Ну, поехали дальше. Долго ли, коротко – напал на братьев сон, накатила дрёма. Глаза сами закрываются, богатыри в сёдлах качаются, на гривы коням падают. Вдруг видят: стоит кровать тесовая, перина пуховая. Братья к кровати поспешают, а Ванюшка впереди всех, им лечь не даёт.
Рассердились братья, за мечи схватились, на Иванушку бросились, а Иванушка им говорит:
– Эх, братцы любимые, я вас от смерти спас, а вы на меня злобитесь! Ну-ка гляньте сюда, богатыри русские.
Схватил Ванюшка сокола с правого плеча, на кровать бросил – сокол огнём сгорел. Братья так и ахнули. Вот они ту кровать в мелкие щепочки изрубили, золотым песком засыпали.
Доехали богатыри русские до змеиного дворца, убили змеёнышей, дворец сожгли, пепел по ветру развеяли да со славой домой воротилися.
Задал царь пир на весь мир. Я на том пиру была, мёд и пиво пила, по подбородку текло, а в рот не попало.

Читайте так же:
Кровати geoby инструкция

Особенности монтажа и качественные характеристики тесовой крыши

Нестандартный внешний вид дома с тесовой крышей заслуженно радует глаз и привлекает к себе внимание. Жильё с такой кровлей отличается уютом и комфортом. Оно долгие годы остаётся сухим и тёплым.

Тёс представляет собой тонкую доску из различных пород древесины, получаемую в результате продольной распиловки бревна. Название «тёс» образовано от слова обтёсывать. Именно таким способом первоначально получали этот строительный материал. Он имеет универсальное применение и с успехом используется в судостроительстве, а также для покрытия кровли, при обшивке стен и устройстве перекрытий.

Выпускаемый тёс может иметь особый вид в зависимости от специального назначения. Например, современный тип дорожечного кровельного тёса является доской, оснащённой двумя продольными желобками. Они предназначены для стока воды.

Достоинства тесовой крыши

Тесовая крыша является особой разновидностью кровли. Для её изготовления чаще всего применяются сосновые деревянные доски. Такой вид кровельного материала считается идеальным вариантом для зданий из сруба и бруса. Число почитателей тесовой крыши растёт с каждым годом.

Нестандартный внешний вид дома с тесовой крышей заслуженно радует глаз и привлекает к себе внимание

Многих привлекают неоспоримые достоинства такой крыши:

  • экологическая чистота используемого природного материала;
  • самобытность и оригинальный дизайн деревянной конструкции;
  • простота монтажных работ;
  • оптимальные весовые характеристики;
  • возможность самостоятельно выполнять ремонтные работы даже при наличии минимального набора инструментов.

Недостатки кровли из тёса

Основных недостатков у крыши из тёса не так много, и они, как правило, не останавливают настоящих ценителей красоты натуральной древесины:

  • тёс является очень пожароопасным материалом. Как и любая древесина, кровля из тёса легко воспламеняется и быстро сгорает. Именно по этой причине предусмотрена обработка такого строительного материала специальными огнезащитными составами;
  • требуется строго соблюдать все нормативы и правила при монтаже дымовых труб. Это поможет предотвратить возгорание деревянной кровли;
  • дерево подвержено процессам гниения и воздействию вредных микроорганизмов. Чтобы минимизировать затраты на ремонт и замену испорченного кровельного материала, следует обрабатывать тёс специальным антисептическим составом. Это поможет защитить кровлю от образования плесени, мха и гнилостных изменений. Обработку повторяют каждые четыре года;
  • при строительстве кровли из тёса следует учитывать способность древесины давать усадку. В зависимости от исходного материала и внешних условий усадка может составлять почти 10%.
Читайте так же:
По возможности кровать dbl

Тесовая крыша устанавливается достаточно легко и быстро, но сам процесс монтажа имеет ряд определённых особенностей

Особенности конструкции тесовой крыши

Обработка досок для кровли из тёса имеет некоторые особенности:

  • Доски нижнего слоя следует обстругать не только сверху, но и по кромкам.
  • Доски верхнего слоя строгаются снизу и по бокам.
  • Нижние доски укладывают сердцевиной вниз, а верхние доски – сердцевиной вверх.
  • При изготовлении сплошной тесовой крыши швы между рядами можно скрыть при помощи наслоения верхнего ряда досок на нижний.
  • При укладке досок следует выдерживать расстояние шага в 60 см.
  • Для устройства водостока можно использовать специальный дорожечный кровельный тёс или самостоятельно выполнить на внешней стороне желобки для схода воды с крыши.
  • Крепить кровельный тёс следует при помощи гвоздей прямо на обрешётку, которую изготавливают из брусков 5Х5 см или 6Х6 см или отёсанных жердей 6Х7 см.

Виды тесовой крыши

Крыша из тёса выполняется из пиломатериала:

Обрезного

Все стороны у такого тёса обработаны, а для профиля характерно прямоугольное сечение.

Крыша из тёса выполняется из обрезного и не обрезного пиломатериала

Не обрезного

Тёс имеет только две обработанные стороны. На двух других сторонах сохраняется поверхность древесного ствола.

Важные нюансы

Тесовая крыша устанавливается достаточно легко и быстро, но сам процесс монтажа имеет ряд определённых особенностей.

  • Для выполнения крыши из тёса следует приобретать только сухой пиломатериал.
  • Толщина доски должна быть не менее 2 см и не превышать 4 см. Оптимальная ширина доски составляет 25 см.
  • При покупке досок других размеров возможно образование в процессе монтажа коробления. Это способно нарушить целостность и плотность кровельной поверхности.
  • Угол наклона кровли из тёса составляет от 28 до 45 градусов.

Этапы монтажа тесовой кровли

Уложить тесовую крышу можно двумя разными способами: продольным и поперечным.

Продольный способ

Продольный способ более распространённый. Он практичный и может выполняться по-разному:

  • Расположение двух кровельных слоёв впритык. Стык между верхними досками наслаивается на среднюю часть нижних досок.
  • Однослойное расположение досок. В процессе укладки образуется нащельник и доски верхнего ряда перекрывают на 5 см нижний ряд досок.
  • Нижние доски монтируются с зазором и доски верхнего ряда наслаиваются на них более чем на 5 см. Такой вид монтажа называется вразбежку.

Двухслойный способ является самым прочным и долговечным. Крепить доски к обрешётке следует в местах пересечения посредством двух гвоздей.

Уложить тесовую крышу можно разными способами

Поперечный способ

Поперечный способ выполняется путём настила кровельного тёса снизу вверх, выдерживая направление параллельно коньку крыши. Верхние доски при этом перекрывают предыдущие на 5 см.

Правила ухода за крышей из тёса

Продлить срок службы и сохранить все качественные характеристики тесовой крыши возможно при регулярном и правильном уходе за кровлей. Необходимые мероприятия по уходу не отличаются сложностью и не занимают много времени.

  • Весной следует снимать с поверхности крыши всю снежную массу.
  • Необходимо периодически осматривать поверхность крыши на предмет дефектов, которые нужно сразу же устранять.
  • Если поверхность деревянной кровли окрашена, то дыры и трещины нужно устранить при помощи специальной замазки с добавлением масляной краски. После полного высыхания замазки поверхность покрывают краской.
  • Если крыша из тёса покрыта битумом, то все изъяны заделываются замазкой, в составе которой есть мел и битум. После засыхания замазанный участок покрывается горячим битумом и тканевой заплаткой.
Читайте так же:
Матрас короче кровати на 10 см что делать

Устройство крыши из досок (видео)

Если для выполнения деревянной кровли подобраны качественные и добротные пиломатериалы, которые обработаны специальными составами по всем правилам, то при должном уходе описанный тип крыши способен радовать своего хозяина долгое время.

Вопросы и задания по теме «Слово о полку Игореве»

  1. Почему «Слово» как идейно-художественный документ могло появиться в эпоху Киевской Руси (вспомните историю государства и развития культуры Руси)?
  2. Какие исторические факты положены в основу «Слова»? Приведите летописный рассказ о походе Игоря.
  3. Как построено произведение?
  4. Какую роль в идейно-художественном замысле произведения играет вступление?
  5. Что узнаем мы о Бояне из текста «Слова»?
  6. Почему автор обращается к Бояну? Какой способ изложения событий выбирает он?
  7. Перескажите, что повествует автор о походе Игоря.
  8. Охарактеризуйте главных героев поэмы.
  9. Как показаны князья?
  10. Как изображен князь Игорь? Охарактеризуйте авторское отношение к нему. Какова роль солнечной символики в раскрытии его образа?
  11. Почему Всеволод назван Буй-Туром? О чем это свидетельствует и как его образ связан с народной поэзией?
  12. Расскажите о Святославе. Почему и с какой целью в рассказ о походе Игоря и его поражении автор вводит «вещий сон» и «золотое слово» Святослава, а также плач Ярославны?
  13. Почему сон Святослава назван «вещим»?
  14. В чем заключается символический смысл выражений: «черное покрывало», «тесовая кровать», «синее вино», «крупный жемчуг»?
  15. Почему речь Святослава, обращенная к русским князьям, названа «золотое слово»?
  16. Какое значение имеет «золотое слово» в раскрытии идейного смысла поэмы?
  17. Какое место в выражении идеи «Слова» занимает плач Ярославны? Как он связан с основной мыслью автора о единстве русской земли?
  18. Как используется устная поэтическая традиция в создании образа Ярославны?
  19. Процитируйте плач, обратите внимание на обращение к силам природы, установите его связи с устным народным творчеством, вспомните мотивы причитания и народные изобразительные средства (метафоры, сравнения, эпитеты, контрастные сопоставления).
  20. Как тема войны и мира отражена в плаче Ярославны?
  21. Как образ Ярославны связан с другими образами произведения (князь Игорь, русские жены, русская природа, русская земля)?
  22. Прочтите различные переводы текста и стихотворные переложения. Каким воспринимается образ Ярославны в разных переводах?

  • «Слово» — источник поэтического вдохновения для писателей и художников литературы нового времени (Жуковский, Рылеев, Пушкин, Блок).
  • «Слово» в художественных переводах и переложениях.
  • Образ Ярославны в творчестве поэтов XIX–XX веков.
  • Исторические деятели XI–XII веков в изображении автора «Слова».
  • Художественное своеобразие «Слова».
  • Автор «Слова».
  • Народно-песенное начало в «Слове».
  • Русская земля — центральный образ «Слова».
  • Русские женщины в «Слове» как символ войны и мира.
  • Авторское отношение к образу певца-поэта Бояна.
  • Человек в «Слове».
  • Гуманизм и человечность «Слова».
  • Образы «Слова» в поэзии К.Ф. Рылеева (стихотворения «Боян», «Владимир Святой», «Рогнеда»).
  • Образы «Слова» в поэзии А.С. Пушкина.
  • «Слово» в русской музыке («Князь Игорь» А.П. Бородина).
  • Сюжеты «Слова» в живописи («Плач Ярославны» и «Боян» В.Г. Шварца, «Плач Ярославны» В.Г. Перова, «После побоища Игоря Святославича» В.М. Васнецова).
  • Жанры «плача» и «славы» в «Слове о полку Игореве».
  • Образы «Слова».
  • Художественная природа «Слова».
  • Природа в «Слове».
  • «Слово» и народная поэзия.
  • «Сердечное» искусство «Слова».

Читайте также другие темы главы «Литература периода феодальной раздробленности»:

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector