Здоровье и йога
Что такое тантра и чем она не является
В современном информационном пространстве понятие тантры искажено очень сильно. Давайте вместе разбираться, что такое тантра на самом деле.
Я всегда отказываюсь использовать слово Тантра, в особенности за пределами Индии, покольку это понятие трактуют неправильно. Тантра — это НЕ священный секс и не практика, ведущая к непрерывному оргазму.
Что такое тантра по сути
Слово Тантра состоит из двух слов «Таноти», что означает расширение, и «траяти», что означает освобождение.
Таким образом, Тантра изучает освобождение сознания посредством расширения энергетического поля. В Тантре существует множество систем включающих методы, ведущие к расширению энергетических потоков.
Сексуальные практики Тантры являют собой лишь малую часть этих методов. В большинстве методов используются «мантры» и «янтры» (священные звуки и формы), « пранаямы » (духовные дыхательные практики) и различные виды медитации на тонком уровне.
В наши дни то, что называют Тантрой, в лучшем случае являет собой своеобразную терапию для ума и освобождения сексуальности, подавленной в результате влияния Христианской религии. Большинство религиозных организаций распространяли негативные суждения о сексуальности. В этих организациях понимали, что сексуальную энергию не так легко контролировать, и, если заставить людей смотреть на нее как на грех, легче всего будет удерживать ее под контролем. Часто религиозные организации являют собой контроль, нежели свободу, чувство вины и жадность — то оружие, которое они предпочитают использовать.
Конечно, движение, развивающее более целостный подход к своему телу и сексуальности, разумно, но ограничивать понятие о Тантре такими рамками — серьезное преступление.
Одним из учителей, чьи высказывания в этом отношении были истолкованы неправильно, является Ошо. Будучи прекрасным учителем, он видел, что ученики, приходящие к нему, не готовы к глубокой внутренней работе. Если обратиться к его ранним учениям, мы найдем в них указания к практике классической чистой медитации. Ошо вел по классическому пути самопознания и осознания наблюдателя внутри себя. Однако, вскоре для него стало очевидным, что большинство последователей не могли испытать тонкие состояния из-за подавленных и вытесненных эмоций. Гнев, чувство вины, страхи, печаль и другие невыраженные эмоции заставляли людей тащить на себе огромный багаж. Тогда его учение из классического пути Йоги и Тантры преобразовалось в терапевтическое.
К сожалению, эта Нео-тантра, как назвали ее последователи Ошо, стала лицом классической Тантры. К концу своей жизни Ошо снова стал преподавать подлинную медитацию как свое основное учение. Хотя основная часть его учения была направлена на развитие осознанности, небольшая часть посвящалась сексуальным практикам Тантры. Довольно интересно наблюдать за тем, как эти немногие беседы о трансформации сексуальной энергии стали самыми популярными из всего, чему он учил.
В классической Тантре в сексуальные практики посвящали лишь тех, кто в своей духовной практике достиг состояний, когда не осталось желания получить физическое удовольствие. Поэтому, когда физическое удовольствие проявляло себя, у таких людей не возникало желания держаться за него и продлевать его. Их умы стали достаточно спокойными, чтобы свободно испытать радость своего существования. Пребывая в этом состоянии, они могли использовать могущественные силы примитивных желаний, таких как сексуальность, в качестве толчка для продвижения по духовному пути.
Сексуальное желание — это примитивная энергия, такая же как гнев, страх, голод; эти силы существуют в человеческих существах на подсознательном уровне. В Тантре мы извлекаем пользу из любой формы энергии, и это ведет нас к свободе. Когда человек находится в медитативном состоянии, он может использовать примитивные энергии для продвижения в своей практике. Но, как и в случае с большинством инстинктов, очень трудно оставаться осознанным, в то время как эти энергии активны, поскольку бессознательные схемы, относящиеся к ним, настолько сильны, что чаще всего мы просто можем в них потеряться.
Такие практики были предназначены для учеников, которые смогли обрести контроль над своими бессознательными схемами, их называли «Вирья», что означало «воины храбрости» (поскольку они победили примитивные силы своего подсознания), начинающих же учеников называли «Пашу», что значит «животное»; это подразумевало, что они были более подвластны инстинктивным позывам, заложенным в них природой.
Классическая сексуальная Тантра фокусировала внимание на тонких внутренних движениях, которые называются «ваджроли мудра», «сахаджоли мудра» и «лата мудра». Это внутренние процессы движения энергий, которые требуют умения управлять внутренними силами на тонком уровне. Не используя эти мудры и некоторые другие внутренние медитации, человек не сможет познать аутентичные сексуальные практики тантры. Сексуальная тантра и другие практики, работающие с сильными инстинктами, известны под названием «Вама Марга» или «левосторонний путь».
Перед тем как получить инициацию в эти практики, важно познать еще одно направление тантры, известное как «Дакшина марга» или «правосторонний путь». Это более медитативный поток тантрических практик. Различные методы, начиная с продвинутых пранаям (дыхательных практик), использования ритуалов, особенных медитаций на тонкие энергии и центры ( Чакры и Нади ), заканчивая работой с божественными энергиями.
Пробуждение космической энергии, называемой Кундалини — часть системы, называемой Кундалини йога (не путать с популярным ныне брендом) или Лайя йога. Это основной путь Тантры, все остальные методы берут начало в нем.
Когда мы испытываем чувственное наслаждение, это немедленно ведет к стремлению продлить приятное переживание, усиливая дуальность, разделение на субъект и объект. Йога и Тантра всегда стремились к переживанию единения, единства; но в тот момент, когда мы наслаждаемся чем-то, мы создаем разделение на «Я — тот, кто наслаждается» и «Он/Она — объект моего наслаждения». Только когда мы отказываемся от личной заинтересованности в получении удовольствия, сексуальный акт становится по-настоящему тантрическим.
Сексуальные практики могут быть использованы для попадания в высшие измерения осознанности и счастья, но, из-за сильных привычных стереотипов поведения, ассоциированных с ними, становится достаточно трудно использовать их как основной путь для попадания в эти измерения. Методы Дакшина Марга, относящиеся к Классической Кундалини йоге, указывают прямой и эффективный путь к достижению упоительной свободы, которая является неотъемлемым правом каждого человеческого существа и сущностью Тантры.
Текст переведён с английского Елизаветой Никоновой
Садашива — Йогачарья с огромным опытом, которого Парахамса Ниранджананда посвятил в секреты Тантра йоги.
Он также получил инициацию в Тантрическую Крийя йогу от Свами АнандаКапила и Свами Джанакананда Сарасвати после чего делится глубинными измерениями Тантры уже в течение 10 лет.
Осознанность и просветление: почему стоит попробовать тантрический секс
Не бойтесь экспериментов и неудач: все, что от вас требуется, – это правильная информация и открытый ум.
Тантрический секс – это древняя восточная духовная практика, которая включает в себя изучение, медитацию и работу над дыханием. Как утверждает Даун Картрайт, преподаватель тантры и основатель Института тантры Чандра Бинду, «Тантра – это древний путь медитации, имеющий корни как в индуистской, так и в тибетской буддийской духовности». Тантра рассматривает любой человеческий опыт как потенциал для личной трансформации и самореализации. К этому относится абсолютно любое занятие – еда, питье, дыхание, танцы, занятие сексом – все может осуществляться с осознанием.
В индуистской духовной традиции смысл тантрического секса заключается в том, что когда занятие любовью практикуется осознанно, то это приводит к просветлению. Тантрический секс построен на медленном общении, синхронизированном дыхании, прикосновениях, зрительном контакте и близости с вашим партнером. В отличие от традиционного секса, оргазм не является его основной целью, а скорее помогает ощутить глубокую связь. Традиционный секс вовсе не обязателен в тантрических практиках, вы можете просто быть друг с другом в состоянии приятного сексуального и чувственного блаженства.
«Тантрические практики направлены на то, чтобы помочь нам пропустить через себя больше природной энергии», – утверждает Барбара Кареллас, автор книги «Городская тантра: священный секс в двадцать первом веке».
Считается, что тантрический секс способен принести больше пользы женщинам, поскольку им требуется большее количество времени, чтобы возбудиться. Именно поэтому тантрический секс на самом деле больше соответствует женской сексуальной природе, нежели мужской.
Главные принципы тантрического секса
Дыхание точно такое же, как в йоге. Сосредоточенность на дыхании поможет вам погрузиться в момент и сделает вас более внимательным и чутким к происходящему. Ведь именно дыхание движет энергией в вашем теле.
Замедление. Барбара Кареллас рекомендует подход «3 вместо 30», то есть если вы привыкли делать что-либо 30 раз, то теперь нужно сделать всего лишь три за тот же период времени. Суть в том, чтобы научиться замедлять и «растягивать» свои действия. Занятия тантрой могут оказаться настоящей пыткой для нетерпеливых людей.
Взгляд в глаза. «В тантрическом сексе мы используем взгляд в качестве входа в душу. Это позволяет настроить глубокую осмысленную связь с вашей половинкой», – говорит Кареллас.
Энергия волны. Барбара Кареллас предлагает использовать свои мышцы в качестве энергетического насоса, а не только как мускулатуру. «Вообразите энергию, которая находится в ваших гениталиях и движется вверх по позвоночнику в остальные части вашего тела, через макушку головы проходит в тело вашего партнера», – говорит Барбара. Наверняка звучит странно и необычно, но стоит только попробовать несколько раз.
Яб Юм. Можно поэкспериментировать с такой традиционной тантрической сексуальной позицией, которая поспособствует вашей близости с партнером. Яб Юм – позиция, в которой женщина сидит на коленях у мужчины, обхватив его ногами вокруг его талии, обнимая друг друга руками и связывая корневые чакры (или гениталии). Такая позиция в тантре не всегда может заканчиваться половым актом.
Подписывайтесь на наш Facebook и не пропускайте самые полезные материалы от Beauty HUB!
Что такое тантра или как занимаются сексом йоги — Om Activ
Тантра — это учение об освобождении сознания с помощью расширения и увеличения потока внутренней энергии. Тантрическая система включает множество методов освобождения сознания, и сексуальные практики — лишь малая их часть.
Книги, статьи, видео и другие материалы о тантрическом сексе, рассказывающие о том, какие упражнения делать до, какие после, что пить, сколько нужно зажечь свечек, какую слушать музыку — это не тантра, а методы усиления чувственности.
И упражнения для продления полового акта — тоже не тантра. И это несмотря на то, что тантрический секс действительно длится не менее трёх часов. Но вот акцент в нём ставится не на физиологический оргазм, а на более тонкие ощущения. Яркий секс, который для многих является целью, в тантре — лишь небольшое условие.
Сексуальная энергия — самая мощная энергия в человеке, ведь она способна дать импульс новой жизни. В теории, если научиться этой энергией управлять, то можно расширить границы сознания.
По этой причине в тантре, в отличие от большинства других учений, применяются сексуальные практики, но они доступны не для всех последователей тантры и далеко не с самого начала.
Секс как практика появляется у последователей тантры минимум через несколько лет после начала изучения. До этого они практикуют аскезу (упражнениями на самодисциплину, самоограничение и так далее) и медитациями, чтобы преодолеть собственный эгоизм и привязанности. Секс появляется, когда он сам по себе теряет ценность, и в близости человек ищет уже не новые ощущения, а высшее проявление безусловной любви.
Расширение сознания — довольно абстрактное понятие. Попробуем добавить конкретики, что именно делает тантра и тантрический секс.
Помогает преодолеть страхи
Во время тантрического секса доверие становится более глубоким, и оно автоматически избавляет вас от большей части страхов. Существуют глубинные страхи, от которых сразу избавиться не получится, но благодаря некоторым практикам можно как минимум изменить свою реакцию на них. Для этого последователи тантры воздействуют особенным образом на мышцы промежности, тазового дна и крестцового отдела, и мы даже писали об этом здесь.
Помогает успокоить желания
Большинство желаний в сексе, да и в жизни в целом, тантра относит к «низким», то есть ненужным и сковывающим ваше сознание. Необходимые практики помогают выявить ваши тайные желания, тем самым освобождая вас от них. В то же время они добавляют высокие вибрации (любовь) в вашу жизнь, и вы легко достигаете насыщения (возможно, только с любимым человеком).
Уводит от эгоизма
Для расширения сознания необходим партнёр, поэтому тантра учит чувствовать партнёра и ориентироваться не только на свои на ощущения.
Избавляет от привязанностей
Не путайте с безразличием. Речь идёт о трансформации привязанности от алчности (желания обладать) в страсть (зависимость), любовь (привязанность) и, в самом конце, в безусловную любовь.
Безусловная любовь — это любовь, направленная одновременно на всё, что нас окружает. Но для большинства людей — это незнакомое чувство, потому что нам трудно поддерживать любовь, не направленную на конкретный объект, и мы создаём её проекции на окружающих.
Итог всего этого — вспомнить себя, осознать свою суть и своё предназначение в мире. И хоть для тантры и необходимо два человека (два начала — мужское и женское), это далеко не только секс.
Тантра. Разные взгляды и мнения
В этой статье мы только прикоснёмся к тому феномену, который принято называть тантрой, или тантризмом. Это очень глубокое понятие, поэтому в небольшой статье невозможно уместить накопленные веками знания и методы тантры, но главное — это развеять некоторые устоявшиеся мифы, преследующие тантризм в течение долгого времени, и показать ту суть, которая скрывается за понятием тантры.
Почему Фрейд? Проявления распущенности не тантра?
Техника или инструмент для расширения собственного сознания называется тантрой. Чтобы расширить границы восприятия, принято использовать энергию чакр, и в большинстве случаев она является сексуальной. Тантра — это способ за непродолжительный промежуток времени обрести какие-либо силы или богатства
Нет ничего более ошибочного, чем вышеприведённое определение тантры.
Такой анекдот сделали из тантры СМИ, псевдо-гуру йоги, любители новых экспериментов и писатели с просторов интернета. Оказалось, что тантра — это новый священный Грааль, который поможет вам обрести и силы и богатство. Особенно же приятным должен быть тот способ, которым сведущие люди предлагают заполучить «просветление», богатство, а особенно, расширить границы восприятия. Наверно, они насмотрелись фильмов наподобие «Реквиема по мечте», так у них сложилось довольно превратное понимание термина «тантра» с использованием поистине оригинальных средств и методов для «расширения границ восприятия».
Кстати, вопрос о расширении границ сознания и восприятия — это особая тема и очень животрепещущая. В особенности её привлекательность проявилась одновременно с провозглашением той самой сексуальной революции на Западе, которая с заметным опозданием пришла в страны бывшего соцлагеря. Этот проект был совершенно сознательно запущен во второй половине XX века. Более того, он тщательно планировался в течение многих лет, и, пожалуй, «зелёный свет» этому движению был дан ещё со времён популяризации фрейдистских идей так называемого психоанализа.
Конечно, дорогие новоиспечённые психологи и психотерапевты сейчас восстанут, ведь мы замахнулись на святая святых, по сути, на основу современной школы психоаналитики. Но что поделаешь, если посмотрев открытым взглядом, даже обычной логики хватит для того, чтобы заметить, откуда ноги растут у фестиваля в Вудстоке, откуда и началось движение за «свободную любовь». А при чём тут Фрейд? Да, при всём. Многие люди хотя бы частично знакомы с его теорией, так что уловить связь довольно нетрудно. Собственно, особой глубины у этой теории и не наблюдалось, поэтому и судил Зигмунд Фрейд по себе и в отличие от хороших психотерапевтов не смог устоять перед соблазном проекции собственных ощущений и пониманий на других, к тому же не только на своих прямых пациентов, но и о более широкой аудитории не забыл.
Что не есть тантризм
После строгих устоев, господствовавших в XIX веке, неудивительно, что в первой половине XX века люди устали, и смелые теории балующегося кокаином австрийского врача попали на подготовленную почву. Если вы пробовали рекламировать что-то, вы наверняка знаете какое это непростое дело. Вот и задумайтесь, каким таким магическим образом идеи Фрейда получили столь широкое распространение? Ведь тогда даже телевидения ещё не было, не говоря о других средствах массовой информации.
Можно сказать, что не было конкуренции таким идеям, что они, мол, революционные, хотя вряд ли можно называть революционным такой подход, который чуть ли не каждый человеческий шаг и мысль интерпретирует с точки зрения инстинкта воспроизведения. Однако оказалось, что вышестоящим управляющим кругам эта идея пришлась как нельзя по нутру. Кто-то хорошо понял, что с помощью этой теории можно дать народу новое объяснение их поступков и мыслей, да так, чтобы при этом у людей выработалось оправдание своим действиям в нужном русле, что повлекло бы за собой большее внимание к теме как таковой, к её практическому исследованию, и на всё это будет дано, так сказать, официальное разрешение сверху. А чтобы поднять авторитет новой доктрины, её нужно было ввести в качестве основного курса обучения в медицинских институтах, а саму дисциплину назвать психоанализом, таким образом придав вес и респектабельность тем идеям, которые позже и приведут к понятиям «свободной любви» и «сексуальной революции».
Прозорливый О. Хаксли в предисловии к своей книге «О, дивный новый мир» в 30-х годах прошлого столетия написал, что сильные мира сего никогда не позволят народу получить свободу, но чтобы у толпы не создалось впечатления, что их обманули, то вместо настоящих свобод, в том числе политических, их заменят более «удобными» свободами, такими, как сексуальная свобода, а также расширение границ сознания с помощью определённых химических субстратов. Таким образом, люди, позабыв о своих прежних притязаниях, будут довольствоваться тем, что прежде было в большом дефиците, но при новоявленной свободе стало в открытом доступе. Поэтому «Да здравствует свобода!» Пусть и не та, которую требовали, но только кто об этом помнит, ведь вместо этого появилась декларация свободной любви, а что ещё человеку надо?!
Путь тантры и сутры
Вот и подошли мы напрямую к тому, что тема тантры не только трактуется неверно, но, к сожалению, под влиянием произошедших событий выкристаллизовалось практически в лженауку. Столько ошибочных интерпретаций вряд ли можно найти в каком-то другом учении, а ведь мы сейчас говорим о философии буддизма, т. к. именно с буддизмом связаны как сутры, так и тантра — понятие о непрерывности, непрекращаемости бытия, когда мы должны начать что-то, а затем двигаться по этому пути. Тантра — это путь, и разница с сутрами состоит именно в том, каким путём человек пойдёт. В переводе с санскрита «сутра» означает ‘слияние’, в то время как «тантра» — это ‘непрерывность’. Иначе это можно выразить и более общими словами: в сутре всегда будет присутствовать цель (как мы знаем, цель в буддизме — это достижение нирваны), и при достижении этой цели заканчивается и путь. В то время как в самом понятии тантры мы видим постоянство, непрерывность. В отличие от сутры, для тантры нахождение и фиксация истины не так важны как само продолжение развития — путь. Нужно отметить, что путь этот духовный. Тантра — это путь духовного роста, который хотя и имеет начало, развитие и цель устремлений, но практически никогда не закончится. Даже при условии, что цель выполнена, развитие не остановится, т. к. суть его не в нахождении истинности или ошибочности суждений, это интересует тантру в гораздо меньшей мере, но в прохождении пути.
Тантра и буддизм
Мы должны помнить, что термин «тантра» ведёт своё начало от слога «ом», а этот слог был санскритским «прабандха», что означает непрерывность бытия. Путь, которым мы идём, и есть тантра. Таким образом, тантра рассматривает вопрос «бытийности» с точки зрения взаимоотношений. В этом случае взаимоотношения означают связь с чем-то или кем-то в самом широком смысле слова. Человек всегда находится во взаимодействии с чем-то, с объектами, субъектами или феноменами реальности. И даже здесь тантра имеет несколько подходов.
- Первый из них — Крийятантра — деятельность
- Второй — Чарьятантра — действие подкреплено также мыслями о нём, мы задаём вопрос, задумываемся.
- Третий — Йогатантра, где происходит процесс включения всего, что есть в нас, который ведёт в прозрению. Это уровень выхода за пределы интересов одной личности.
- Четвёртый, высший, так и называется Махайогатантра, где для человека перестаёт существовать понятие личного и наступает момент, когда «ты есть всё и един со всем».
Но тантра не была бы тантрой, если бы не выходила за границы идей собственного духовного роста и совершенствования. Это духовное учение не останавливается на целях развития. Достижение определённых целей лишь указывает на завершение каких-то этапов на пути, но путь бесконечен, поэтому завершив одно, тут же начинается другое. Но оно в той или иной мере базируется на воспринятом прежде и, таким образом, устанавливается связь между пройденным и новым отрезком пути, потому что тантра — это и есть непрерывность. Главное — быть в непрерывности. Звучит просто, а жить в соответствии с этим «законом тантры» ещё проще. Однако вряд ли существует «что-либо более сложное, чем эта простота».
Три категории тантры
Существует три категории тантры:
- Дхармакайя;
- Самбохогакайя;
- Нирманакайя.
Нирманакайя — это практика, похожая на Хинаяну или Малую колесницу, как её принято называть в философии буддизма, которая характеризуется строгой дисциплиной, и путь просветления здесь может быть достигнут преимущественно через практику отречения.
Самбохогакайя — категория тантры, имеющая наибольшее сходство с Махаяной или Большой колесницей буддийского учения. Внимание направлено на использование методов, которые имеют прямое отношение к пране, нади (энергетическим каналам), бинду и т. д., т. е. это тот вид тантры, который самым непосредственным образом опирается на уже известные нам техники йоги: очищение, медитация, работа с энергиями. Точнее можно сказать, что это именно тантра есть во всём, потому что сам закон или правила тантры, назовём их условно таким образом, говорят о том, что тантрой наполнено всё сущее, бытие.
Бытие в самом широком смысле, его восприятие, переживание, непосредственное взаимодействие — это и есть тантра. Ключ же к взаимодействию с бытием лежит в непрерывности тантры. Она есть и в положительном, и в отрицательном. Для тантры менее важен результат как таковой, её сосредоточение — в непрерывности в пути. Хотя, понимая это, не стоит допускать восприятия тантры на уровне «поп-искусства». Именно такое сравнение приводит в своей книге Чогьям Трунгпа «Тантра».
Тантра проходит и через истину, и через заблуждение, нигде не останавливаясь, постоянно продолжая свой путь, но это не означает, что тантра оправдывает всё и всё принимает. Отчасти вопрос о приятии можно оставить открытым, ведь по сути, тантра, как и буддизм, основаны на этом, что вовсе не означает, что тантризму нравится грубость, и, принимая грубость, мы её оправдываем. Тантра принимает, но не опускается до уровня апологетики. Нет осуждения, но нет и оправдания. Тантра — это путь.
Дхармакайя — это третья категория тантры, и только на этом уровне тантра полностью занята бытийным аспектом. Здесь происходит выход за рамки догмата, когда Ум — читта, также одно из ключевых понятий тантры, превращается в боддхичитту, т. е. «пробуждённое сознание». Находясь здесь, человек предварительно прошедший через нирманакайю, самбохогакайю, выходит на другой уровень, где уже не то что не нужно следовать предписаниям и правилам, но они практически не нужны, т. к. практикующий уже вышел на качественно новый уровень и фактически освободился от давления и господства эго или Рудры, как его называют в традиции тантры. Он узрел или, лучше сказать, пережил шуньяту — момент прозрения, откровения, тот миг, в который человеку хоть на краткое мгновение открывается мироздание «таким, какое оно есть», — то знание, которое не может быть передано словами.
Тантризм как преодоление дуализма
Такое знание, полученное не через дискурс, не посредством логики, но через развитую к тому моменту интуицию, и есть настоящее знание, побеждающее двойственность. Ведь суть всех проблем человеческого существования может быть сведена к следующему: выбор между чёрным и белым, между «да» и «нет», либо, в случае поиска компромисса, происходит объединение того и другого, но изначально корень двойственности продолжает существовать, а человек лишь учится сосуществовать вместе с этим, пытается соответствующим образом строить свою жизнь, потому что нет даже мысли о том, что этот постулат не верен. Человек изначально принял на веру, что двойственность есть истинно присущее жизни начало, и иначе быть не может. На самом же деле всё как раз наоборот.
В основе бытия лежит Единство, и об этом говорилось ещё в Ведах, когда мы читаем строки о том, что Брахман есть Всё, что Всё произошло из Брахмана и одновременно им и является. Следовательно, это и есть искомое состояние. То, к чему стремится и тантра, — прийти к изначальному состоянию единения со всем сущим и с самим собой. Когда приходит понимание себя, то граница разделявшая «Я» и «других» перестаёт существовать. Завеса спадает. Как тут не употребить известное всем слово «майя», означающее иллюзию. В разъединении «Я» с «другими» и находится эта самая иллюзия. Пройдя через ступени тантры, вы интуитивно придёте к пониманию и осознаванию того, что «Я» равно «другим», так же, как Атман равен Брахману или, иначе, Брахман и есть Атман.
Тантрическое знание родилось не само по себе, также как и буддизм. Корни этих явлений приводят нас к Ведам, поэтому неслучайно, что говоря о тантре с её тотальной непрерывностью, мы не можем не упомянуть Веды. Тантра — это ещё один метод постижения реальности. Он не оторван от окружающего мира и не противоречит принципам других философских течений. Тантра вбирает их в себя, благодаря чему одной из её основополагающих целей является духовный рост, путь совершенства, чистого видения.
Изучать тантру можно всю жизнь, но ещё важней принять этот метод, сделать его частью своего бытия, тогда знание откроется вам непосредственно, в его неискажённом виде, и вы будете жить действительно свободной жизнью, внутренне свободной, потому что именно внутренние ограничения, которые заложены в нас или выработались в процессе жизни, отделяют от переживания настоящей свободы, а свобода — это не что-то, что человек должен получить в виде награды за заслуги и усилия. Свобода — это изначально присущее жизни явление, а тантризм помогает вновь к ней прийти, наконец-то увидеть и осознать её.