Irina-vaiman.ru

Дизайн и Архитектура
8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какое склонение у слова шкаф

Какое склонение у слова шкаф

Шкаф (устар. шкапъ [1] ) — мебельное изделие (преимущественно с дверками, с ящиками или без них) для хранения предметов различного функционального назначения [2] .

Слово происходит от швед. Skap или нем.  Schaff , от нем.  Schaffen  — приводить в порядок [3] .

Содержание

История [ править | править код ]

История шкафа в привычном для человека XXI века смысле началась в XVII—XVIII веке.

Прототипы [ править | править код ]

Самый простой и естественный прототип шкафа — это достаточно объёмное углубление в относительно твёрдых материалах — стене или полу пещеры, в дереве (дупло); место, подготовленное самой природой для хранения различных припасов и полезных вещей. Научившись обрабатывать древесину, человек использовал полую часть срубленного ствола как готовое хранилище. Позже он научился выдалбливать в стволах нужную ему для складирования нишу. Ещё позже человек научился делать ящики. Когда человек научился приделывать к ящику крышку, по сути, он и получил первый «шкаф» [4] . Наиболее раннее свидетельство об использовании в быту деревянных ящиков с крышкой найдено в Египте и датируется III веком до н. э. [5]

У развитых цивилизаций Востока, предположительно, ящик с крышкой переняли и хорошо освоили жители Древней Греции и Рима, и передали его впоследствии всем остальным народам Европы [6] . Однако римляне изобрели при этом ещё один вид «протошкафа» — «armarium» (от лат.  arma  — оружие). Как понятно из названия, первоначально это было место для хранения в доме оружия и место это, как связанное с тайной жизни и смерти, было сакральным. Другое сакральное место, где хранились особо почитаемые римлянами изображения богов-покровителей домашнего очага — лары и пенаты — называлось «ларарий» (лат.  lararium ). Ларарий тоже напоминает «протошкаф», он представлял собой или нишу в стене, часто с дверцами, которые открывались во время трапез и празднеств, или небольшой шкафчик, имитирующий своей формой храм [7] . В ларарии хранились не только изображения богов, но и прочие сакральные предметы, к примеру, пучки волос, состриженные во время посвящения юношей в мужчины или детские куклы девушек, выданных замуж.

Постепенно и «armarium» развился в некое подобие шкафа в виде полок, располагавшихся обычно в нише, иногда с дверцами, для хранения домашнего скарба, ремесленных изделий, пергаментных и папирусных свитков и восковых табличек. От латинского «armarium» произошли современные итальянские, испанские и французские слова, обозначающие «шкаф» — armario, armadio и armoire соответственно, хотя долгое время так именовались преимущественно открытые шкафы для рукописных и позже печатных книг [5] . От этого же слова происходит название специальной ниши или отдельного шкафчика в алтарной части католических храмов — «almery», где священники хранили предметы культа (чаши, судки, блюдца, подносы, священное масло и священнические облачения) [8] [9] .

Средневековье [ править | править код ]

Вплоть до позднего Средневековья, кроме армариев в храмах и монастырях, функцию хранения временно неиспользуемых предметов обихода, — то есть, собственно, функцию шкафа, — выполняли разнообразные по форме и размерам ящики с крышкой. В России они получили название «ларь», от шведского (варяжского) слова «larr». После монгольского нашествия их стали чаще назвать «сундук» (от тюрк. сандық — ящик). Понадобились сотни лет, чтобы грубо сколоченный ящик обрёл ножки, ручки с торцов, усиленный металлическими углами и полосами корпус, замок, внутренние отделы и обивку.

К эпохе Возрождения лари и сундуки использовались повсеместно. Помимо хранения и транспортировки домашнего скарба, одежды и инструментов, были сундуки для оружия, для денег (сундуки-сейфы), сундуки-саркофаги (особенно в храмах) и даже сундуки-троны. Сундуки исполняли и роль кровати, стола, скамьи или стула. Размеры сундуков варьировались от крохотных шкатулок до гигантских, внутри которых можно было не только хранить вещи, но и спать. Развиваясь и варьируясь всё больше, сундуки стали превращаться уже в особые предметы мебели, одним из которых в конце концов и стал шкаф в современном смысле слова. Для этого сундук поставили на торец и снабдили полками и выдвижными ящиками. Произошло это, по всей вероятности, в Голландии [5] , но долгое время этот вариант шкафа сосуществовал и развивался одновременно с другими формами мебели для хранения.

В парижском Музее декоративного искусства представлен грубоватый, похожий на сторожевую будку, экспонат. Конечно, он уступает своим современникам-ларям-сундукам по красоте и богатству отделки, но зато гораздо удобнее их. Табличка гласит, что это — редчайший дошедший до нас образец шкафа XIII века [10] .

Сундук «готический», 1490-1500, Германия

Ренессанс [ править | править код ]

К XIV веку в Италии, в соответствии с развивающимся вкусом и растущим благосостоянием горожан, неуклюжий, грубый сундук преобразился в помпезное, изысканное кассоне, — особый сундук, делавшийся специально для свадебного приданого из дорогих пород дерева, с резьбой, инкрустацией и росписью. В Италии же из сундука произошёл специальный столик с двумя ножками, опиравшийся на стену — креденца (от ит. credenza — вера, уверенность), на котором пробовали, не отравлено ли блюдо, перед тем, как подать на стол. Позже креденца обзавелась вторым ярусом и дверцами и поселилась не только в сервировочных, но и в гостиных, и в комнатах для переодевания [4] .

Читайте так же:
Система дверей купе альянс

Из креденцы или параллельно с ней во Франции развился особый вид шкафа — дрессуар (фр.  dressoir ), на втором ярусе которого расположились открытые полки. На полках выставлялись напоказ ценные наборы столовой посуды и прочие предметы гордости хозяев. Дворяне так стремились перещеголять друг друга содержимым дрессуаров, что королю пришлось законодательно ограничить количество полок, разрешённое тому или иному лицу. Так, барону по статусу полагалось две, графу три, а герцогу четыре полки [5] . Хорошо зная об этом указе французского короля, невесте английского короля Генриха VIII Анне Болейн к свадьбе подарили дрессуар, в котором было двенадцать полок [4] . Дрессуар, предназначенный для экспозиции наиболее ценной посуды в доме, соответственно украшался и был сам по себе весьма дорогим предметом мебели. С удешевлением производства стекла дрессуар превратился в уже вполне похожего на современные горки, буфеты (серванты).

Из небольших сундуков, предназначенных для хранения важных документов, драгоценностей, редких книг и письменных принадлежностей развился другой тип мебели — кабинеты. Эти изящные шкафы и шкафчики, которые могли составляться или изготавливались сразу ярусами, со множеством выдвижных ящиков, появились в Италии в XVI веке и предназначались для хранения самого важного в жизни дворянина — переписки. В XVII веке европейские правители взяли за правило обязательно ставить в комнатах, где они работали с перепиской, такие вот кабинеты. Разумеется, на украшения в таких случаях не жалели ни средств, ни инженерного остроумия, и часто это были настоящие ювелирные изделия. Своим правителям в меру своих средств подражали и подданные [11] :

В эту пору кабинет-шкаф превратился в весьма затейливое сооружение. Он нередко снабжался откидной или выдвижной доской для письма. Фасады напоминали красивые здания, они украшались колонками, карнизами и даже балкончиками. На дверцах и ящиках выполняли настоящие картины из различных материалов. Кабинеты, сделанные мебельщиками разных стран, имели свои особенности. Например, испанские мастера украшали наружные стенки прорезными металлическими накладками, под которые наклеивали цветной бархат, а дверцы и ящики инкрустировали слоновой костью. Флорентийские мебельщики любили делать кабинеты из чёрного дерева и украшали их самоцветами. На ящиках изображались объёмные цветы, птицы и фрукты. В немецком Аугсбурге, славившемся резчиками по дереву, обязательным атрибутом была богатая резьба.

Постепенно название столь дорогого предмета интерьера перешло к названию комнаты, в которой он располагался, и где обычно хозяева вели деловую жизнь.

Новое и Новейшее время [ править | править код ]

Самым плодотворным для истории мебели оказался XVIII век. Именно в это время складываются основные и привычные для человека XXI века формы мебели. В Англии под франкоязычным названием гардероб (от французских слов garde — «хранить», rоbе — «одежда») появился ставший затем самым популярным вид шкафа — платяной шкаф. Вместе с гардеробом изобрели и вешалку-«плечики». В Англии же стали выпускать специальные книжные шкафы со стеклянными дверцами, — тоже весьма популярный вид шкафа. Во Франции знаменитый придворный мебельщик Людовика XV Андре-Шарль Буль, объединив итальянские кассетоне всё с тем же сундуком, изготовил для своего покровителя то, что позже стало называться комод и появилось почти в каждом доме [4] [5] . Обычными стали бюро и секретеры, соединявшие в себе функции удобных шкафчиков с письменным столом.

На протяжении XIX века формы всех шкафов искали оптимальное сочетание размеров, материалов и функциональности, становясь всё более простыми в изготовлении и относительно доступными по цене. Шкафами стали обзаводиться семьи среднего и ниже достатка. Обычным в XIX веке стало употребление в шкафах зеркал.

В XX веке широко распространились шкафы-купе, примечательные тем, что дверцы у них открываются не настежь, а в сторону, экономя при этом пространство комнаты. По мнению одних, идея таких дверец для шкафа пришла из Японии, где в домах многие внутренние стены — это смещаемые перегородки [4] . По мнению других, идея принадлежит Наполеону, посоветовавшему скрыть беспорядок в казармах с помощью подвижных ширм, а жители Калифорнии в 1950-е, мол, только что и заменили ширму дверью на колёсиках [5] . По мнению третьих, шкафы-купе изобрели итальянские дизайнеры в 1950-е, когда разрабатывали так называемое «социальное жильё» для бедных слоёв населения [10] .

В 1926 году датский инженер Кристиан Стинструп [en] представил миру бесшумный, безвредный и долговечный холодильный шкаф, предназначенный именно для дома, открыв новую страницу в развитии шкафов для хранения пищи [5] [12] . А в 1945 году, по утверждениям источников, некий французский дизайнер Поль Кадовис представил модель шкафа, совмещавшую в себе функции гардероба, буфета и книжного шкафа одновременно, — в России эта модель стала чрезвычайно популярна под названием «стенка» [4] [5] [10] .

Читайте так же:
Шкаф в паркинг своими руками

Существительное — это главная часть русского языка

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сегодня мы расскажем об ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМ. С этим термином, конечно, все мы знакомы еще со школы и прекрасно представляем, о чем идет речь.

Тем не менее оно слишком объемно и имеет массу нюансов. Самые главные из них мы и решили объединить в этой статье.

Блокнот

Существительное — это.

Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет, живое существо или какое-нибудь явление. Отвечает на вопросы «Кто?» и «Что?», а также на их формы в различных склонениях.

О точном происхождении этого термина ученые спорят до сих пор. Есть две точки зрения. По одной, корни надо искать в древнеславянском слове «сущий», которое, в свою очередь, переводится как «существующий» и «тот, который есть».

То есть этим словом наши предки обозначали все предметы, лица и явления, которые существуют на самом деле.

Определение

А вот по второй версии — термин заимствован из латинского языка. В нем с древних времен существовало такое словосочетание, как «nomen substantivum», что переводится «имя сущности или субстанции».

И это можно считать как раз именем существительным, но в латинском языке.

Имя существительное как часть речи

Существительные – это слова, которых больше всего в русском языке. И они могут обозначать самые разные понятия:

  1. Название вещей – кровать, шкаф, ножницы, велосипед, компьютер, самолет.
  2. Название лиц – мальчик, девочка, человек, полицейский, президент. В том числе и собственных имен – Петя, Вася, Таня, Маша.
  3. Название живых организмов и растений – тигр, орел, кошка, собака, дуб, сосна, бабочка, щука, бактерия.
  4. Название веществ и продуктов – сахар, соль, вода, молоко, хлеб, мясо, кислота.
  5. Название событий и фактов – спектакль, каникулы, беседа, пожар, землетрясение, выборы.
  6. Название эмоций и чувств – печаль, страх, радость, любовь, гнев, стресс, счастье.
  7. Название качеств и состояний – доброта, глупость, нерешительность, полнота, худоба.
  8. Название действий – поездка, бег, аплодисменты, увольнение.
  9. Название географических объектов – Россия, Москва, Волга, Европа, Тихий океан.

В предложениях существительные чаще всего употребляются в качестве подлежащего или дополнения.

Например, «Мама мыла раму», где слово «мама» является как раз подлежащим, а «рама» — дополнением.

Морфологический разбор (признаки) имен существительных

Морфологические признаки – это набор категорий, которые присуще каждой части речи. У существительных они делятся на постоянные и непостоянные.

К постоянным морфологическим признакам относятся:

  1. Склонение;
  2. Род;
  3. Одушевленность;
  4. Собственные и нарицательные.

А непостоянные морфологические признаки:

  1. Падеж;
  2. Число.

Сейчас о каждом из этих пунктов расскажем подробнее.

Склонение имен существительных

В русском языке есть три вида склонений. У них нет каких-то особых названий, а так просто и называют – первое, второе и третье.

    К 1-му склонению относятся существительные мужского и женского рода, которые в именительном падеже имеют окончания на А/Я.

Например: шпага, дядя, деревня, мужчина.

Сюда же добавляются слова, у которых род опознается только в контексте всего предложения.

Например: неряха, плакса, молодчина, выскочка.

Эти слова могут относиться как к представителям мужского рода, так и женского.

Склонения

Например: стол, автор, чудовище, слово, село, море.

Например: ложь, дань, радость, горечь, вещь, роскошь, ночь

Есть еще группа существительных, которые принято выделять в отдельную группу – разносклоняемых.

Это слова среднего рода, у которых имеются окончания МЯ. Например: бремя, время, племя, имя. Сюда же добавим слова «путь» и «дитя». Дело в том, что почти во всех падежах эти существительные склоняются как 3-е склонение, а в творительном – как во 2-м.

Рода имен существительных

Род – это признак, который указывает на половую принадлежность того или иного существительного.

Их также три разновидности:

    Мужской род – слова, к которым применимо местоимение «он». В начальной форме имеют нулевое окончание или окончание на А/Я.

Например: танк, ястреб, папа, дядя.

Пример: няня, мама, ночь, дочь.

Пример: слово, золото, молоко, варенье, печенье.

Род

Также есть слова, так называемого, общего рода. Они могут быть как мужского, так и женского.

Например: плакса, умница, жадина.

А есть еще слова, у которых род вообще отсутствует, так как они употребляются только во множественном числе.

Пример: сани, брюки, ножницы, сливки.

Одушевленные и неодушевленные существительные

Существительные могут быть одушевленными и неодушевленными. Различить их весьма просто.

Читайте так же:
Шкаф купе нижняя направляющая отступ

К одушевленным относятся все слова, к которым применим вопрос «Кто?». Это люди, названия профессий, животные, мифологические и литературные персонажи, а также игрушки.

Например: Вася, папа, пожарный, лошадь, Геракл, Гарри Поттер и плюшевый медведь.

Интересно, что к одушевленным существительным также относятся слова «умерший», «покойник» и «мертвец». А вот слово «труп» является исключением – это неодушевленное существительное.

Соответственно, к неодушевленным существительным относятся все остальные слова, к которым применим вопрос «Что?». Это могут быть вещи, явления, растения и даже космические тела.

Например: кровать, куртка, тополь, ромашка, Марс, Юпитер.

Одушевленность

В некоторых случаях одушевленные существительные могут превращаться в неодушевленные. Это происходит, когда речь идет о сообществе различных живых существ.

Например: человечество, молодежь, стая, стадо, коллектив, группа.

Собственные и нарицательные имена существительные

Этот признак существительных характеризует их уникальность.

Так, к нарицательным относятся общие понятия. Их подразделяют на:

  1. Конкретные – собака, ручка, телефон, компьютер.
  2. Абстрактные – радость, испуг, смех, впечатление.
  3. Собирательные – молодежь, детвора, листва.
  4. Вещественные – золото, гречка, мука, железо.

Собственные существительные обозначают вполне конкретные вещи. Это могут быть:

  1. Имена и фамилии людей – Александр Сергеевич Пушкин, Максим Горький, дядя Степа.
  2. Клички животных – Шарик, Мурзик, Мухтар.
  3. Географические названия – Москва, Соединенные Штаты Америки, Днепр.
  4. Астрономические названия – Земля, Луна, Марс, Венера.
  5. Названия исторических событий – Великая Отечественная война, Бородинская битва.
  6. Название праздников – Новый Год, День Конституции, День Победы.
  7. Название литературных произведений – Му-му, Сказка о золотой рыбке, Война и мир.
  8. Название произведений искусства и архитектуры – Черный квадрат, Лунная соната, Кремль.
  9. Название газет, журналов и телевизионных программ – Московский комсомолец, Мурзилка, Что? Где? Когда?
  10. Название известных брендов – Ашан, Кока-Кола, Тез-Тур.

Кот

Иногда могут происходить превращения нарицательных существительных в собственные и наоборот.

Например, магазин «Продукты» — это конкретное название, хотя само слово «продукты» является нарицательным. А вот название компании «Ксерокс» со временем, наоборот, превратилось из собственного в нарицательное, так как этим словом называют любой копировальный аппарат.

Падежи имен существительных

Падеж – один из непостоянных признаков существительных. Он характеризует отношение слова к другим членам предложения (что это?) или словосочетания (что это?).

  1. Именительный – отвечает на вопрос «Кто?/Что?»
  2. Родительный – «Кого?/Чего?»
  3. Дательный – «Кому?/Чему?»
  4. Винительный – «Кого?/Что?»
  5. Творительный – «Кем?/Чем?»
  6. Предложный – «О ком?/О чем?»

Падежи

Есть в русском языке и существительные, которые не изменяются в зависимости от падежей. Самый яркий пример – слово «пальто». Но это не означает, что оно не склоняется, просто о конкретном падеже можно судить только из контекста всего предложения.

Числа существительных

И последний морфологический признак существительных характеризует единичность или множественность предметов, явлений и так далее.

Например: дом – дома, рука – руки, человек – люди.

Число имени

Правда есть в русском языке слова, которые не изменяются по числам. Так, всегда в единственном числе употребляются существительные: мука, олово, бархат, любовь. А всегда во множественном – ножницы, сливки, брюки.

Вместо заключения

Существительные могут также употребляться в прямом и переносном значении. Например, стена дома (прямое) и стена дождя (переносное), женская шляпка (прямое) и шляпка гвоздя (переносное), каменный мост (прямое) и каменное лицо (переносное).

Этот прием очень часто можно встретить в литературе, с его помощью писатели и поэты делают свои произведения более образными. Хотя многие существительные в переносном значении уже давно стали и частью нашей повседневной речи.

Вот и все, что мы хотели рассказать об ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМ. До новых встреч на страницах нашего блога.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (1)

Обычно кстати с этой темой проблем не возникает. Все знают, что существительные отвечают на вопросы: «кто» и «что». Также все заучивают падежи, ну а мужской / женский род тоже довольно просто.

Чаще возникают проблемы с причастиями, прилагательными, наречием, даже с глаголами. Порой очень трудно бывает определить что это за часть речи.

Три типа склонения имён существительных. Русский язык. 4 класс. Разработка урока

учащиеся должны знать: существительные бывают 3– х типов склонения:

  • 1 склонения – мужского рода и женского рода с окончаниями -а -я,
  • 2 склонения – мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями: -о, -е,
  • 3 склонения – женского рода с мягким знаком на конце.

должны уметь:

  • определять тип склонения по роду и окончанию в именительном падеже,
  • определять тип склонения в любом другом падеже по алгоритму,
  • формировать учебную задачу урока, отвечать на поставленные вопросы,
  • сотрудничать между собой и с учителем.

Оборудование: учебник «Русский язык» (автор Рамзаева), тетрадь, предметные картинки овощей, фруктов и ягод, корзинки, презентация к уроку.

Читайте так же:
Максимальная высота дверей для шкафа

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент. (1 мин.)

Прозвенел звонок для нас,
Вы зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Улыбнулись, подбодрились.
Начинаем наш урок.

II Самопроверка домашнего задания по эталону. Упр. 173, стр. 91.(3 мин.)

– Проверьте, так ли вы выполнили домашнее задание. Отметьте значком на полях.

+ – справился

? – сомневался

– не справился

Дети проверяют домашнее задание по образцу.

Дети на полях в тетради оценивают свою работу знаками.

Дети поднимают руку.

III. Актуализация знаний (3 мин)

– Ребята, как вы считаете, научились ли вы определять тип склонения имен существительных в именительном падеже и в косвенных падежах?

Расскажите, как вы определяете тип склонения существительных.

Какого склонения бывают имена существительные?

Дети отвечают на поставленные вопросы.

Какие существительные относятся к 1-му склонению?

К 1-му склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями -а -я.

Какие существительные относятся ко 2-му склонению?

Ко 2-му склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о -е.

Какие существительные относятся к 3-му склонению?

К 3-му склонению относятся существительные женского рода с окончанием с мягким знаком на конце.

Как определить тип склонения существительного в косвенных падежах?

Чтобы определить тип склонения в другом падеже надо: существительное поставить в именительный падеж, определить род и выделить окончание.

IV. Поставка учебной задачи (2 мин.)

Из всего сказанного, как вы думаете: какое название темы нашего урока?

Какие задачи поставите перед собой?

Тема: 3 типа склонения существительных.

Задачи: учиться правильно определять тип склонения;

Давать правильные и точные ответы на поставленные вопросы;

писать без ошибок слова и предложения;

сотрудничать между собой и с учителем.

V. Работа по теме урока. (20 мин.)

1. Упражнение «Собери в корзину»

На доске предметные картинки овощей, фруктов, ягод.

– Посмотрите на доску. Что вы видите?

Ребята 1 – варианта выбирают существительные 1 склонения и записывают в тетрадь эти слова.

Ребята 2-го варианта – работают с существительными 2-го склонения.

К доске пойдут два ученика. Для них по корзине. Они будут раскладывать картинки соответственно по типу склонения.

Картофель, репа, редька, малина, баклажан, яблоко, перец, рябина, чеснок, лук, смородина, капуста, помидор, редис, морковь, клубника, огурец.

2 ребенка работают у доски с картинками, раскладывают картинки в корзину по типу склонения, а все остальные работают в тетради по вариантам.

Давайте проверим, какой «урожай» собрали ребята 1 варианта.

Что в корзине у 2 варианта?

Что не вошло в корзинки?

Дети проверяют корзинки ребят, работающих у доски с опорой на экран.

Почему это существительное стало лишним?

Слово «морковь». Это существительное 3– го склонения.

2. Игра «Не ошибись».

Я буду вам называть слова с мягким знаком на конце. А вы должны записать существительные 3 -го склонения. За доской работают 2 ученика.

Жизнь, фосаль, печь, дочь, помощь, картофель, степь, автомоболь, тетрадь, лошадь, конь, лень, день, пень, боль, сушь, тюль.

Дети самостоятельно записывают существительные. За доской 2 ученика, После окончания работы их проверяют еще два.

Взаимопроверка по эталону на экране. Отмечают значком:

Физминутка электронная. (5 мин.)

3. Ребята у доски. Упр. 177 с.93.

Спишите, определите склонения существительных.

К доске выходят ученики, анализируют и выполняют по 1 предложению.

VI. Тест 10 мин. (2мин. объяснение)

Сейчас вы будете выполнять тест, сидя за компьютером.

Помните правила поведения. Внимательно читайте задания.

VII Итог. (2 мин.)

Над какой темой мы сегодня работали?

Были ли трудности в выполнении заданий?

Как считаете, хорошо ли поработали на уроке?

Кому еще предстоит потренироваться?

Домашнее задание – разноуровневые карточки.

1 уровень на «3».

Задание: обозначь склонение имён существительных.

Тишина, лошадка, тишь, тетрадка, лето, ночка, тетрадь, утро, тень, тенек, лошадь, зверь, глушь, душ, заводь.

2 уровень – на «4».

Задание: обозначь склонение и падеж имён существительных.

У дружбы ( ) нет границ, у знаний нет дна.

Не красна книга письмом ( ), красна умом.

Золото испытывается огнем, друг – опасностью ( ).

3 уровень – на «5».

Задание: обозначь склонение и падеж зависимых существительных. Составить с данными словосочетаниями распространенные предложения.

Рейка из железа ( ), дорога в деревню ( ), дверь из кухни ( ), мост из дерева ( ), окно в комнату ( ),трубка из стекла ( ).

1, 2, 3 склонение имен существительных

1, 2, 3 скло­не­ние имен суще­стви­тель­ных раз­ли­ча­ют по родо­вой при­над­леж­но­сти сло­ва и окон­ча­нию в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла. Рассмотрим, как опре­де­лить 1-е, 2-е, 3-е скло­не­ние суще­стви­тель­ных.

Склонение явля­ет­ся посто­ян­ным грам­ма­ти­че­ским при­зна­ком име­ни суще­стви­тель­но­го. Большинство слов этой само­сто­я­тель­ной части речи име­ют грам­ма­ти­че­скую кате­го­рию 1, 2 или 3 скло­не­ния.

Читайте так же:
Electrolux духовой шкаф инструкция часы

ОпределениеСклонение — это изме­не­ние име­ни суще­стви­тель­но­го по паде­жам.

Чтобы понять, какое скло­не­ние име­ет сло­во, обо­зна­ча­ю­щее пред­мет, опре­де­лим его родо­вую при­над­леж­ность. В рус­ском язы­ке все суще­стви­тель­ные, упо­треб­ля­ю­щи­е­ся в фор­ме един­ствен­но­го чис­ла, име­ют один из трех родов:

  • муж­ской род (он, мой) папа, лагерь,
  • жен­ский род (она, моя) девоч­ка, пес­ня,
  • сред­ний род (оно, моё) крыль­цо, пение.

Начальной фор­мой име­ни суще­стви­тель­но­го явля­ет­ся име­ни­тель­ный падеж един­ствен­но­го чис­ла. В соот­вет­ствии с родо­вой при­над­леж­но­стью и окон­ча­ни­ем началь­ной фор­мы сло­ва́ этой само­сто­я­тель­ной части речи отно­сят к 1, 2 или к 3 скло­не­нию.

1 склонение существительных

Первое скло­не­ние объ­еди­ня­ет име­на суще­стви­тель­ные муж­ско­го и жен­ско­го рода с твер­дой или мяг­кой осно­вой, кото­рые име­ют окон­ча­ние -а/-я в началь­ной фор­ме.

Посмотрим, как изме­ня­ют­ся по паде­жам и чис­лам суще­стви­тель­ные 1 скло­не­ния.

1 склонение существительных

В рус­ском язы­ке слов муж­ско­го рода пер­во­го скло­не­ния немно­го:

  • папа
  • дедуш­ка
  • пра­де­душ­ка
  • стар­ши­на
  • муж­чи­на
  • юнга
  • юно­ша
  • судья
  • дядя
  • вла­ды­ка
  • вое­во­да
  • слу­га
  • Савва
  • Илья
  • Фома
  • Кузьма

и все корот­кие муж­ские име­на такие, как Коля, Толя, Ваня, Саня, Федя, Яша, Витя и пр.

Большую часть 1 скло­не­ния состав­ля­ют оду­шев­лен­ные и неоду­шев­лен­ные суще­стви­тель­ные жен­ско­го рода:

  • мама
  • жена
  • бабуш­ка
  • тётя
  • тёща
  • внуч­ка
  • девуш­ка
  • жен­щи­на
  • коро­ва
  • доро­га
  • кра­со­та
  • река
  • кни­га

В рус­ском язы­ке име­ют­ся суще­стви­тель­ные с окон­ча­ни­ем -а/-я, кото­рые обо­зна­ча­ют носи­те­лей каких-либо качеств:

Примерысиро­та, под­ли­за, плак­са, невеж­да, неря­ха, чистю­ля, бро­дя­га, непо­се­да и пр.

В одной и той же грам­ма­ти­че­ской фор­ме они могут обо­зна­чать как лиц муж­ско­го, так и жен­ско­го пола:

Настя, ты насто­я­щая лаком­ка!

Знаете, Витя у нас лаком­ка.

Это суще­стви­тель­ные обще­го рода, кото­рые в соот­вет­ствии с их грам­ма­ти­че­ской фор­мой отне­сём к пер­во­му скло­не­нию.

Особенности склонения существительных на -ия

Отметим осо­бен­но­сти скло­не­ния суще­стви­тель­ных жен­ско­го рода с конеч­ным бук­во­со­че­та­ни­ем -ия:

  • копия
  • стра­те­гия
  • план­та­ция
  • сту­дия
  • дик­ция
  • гео­мет­рия
  • опе­ра­ция
  • эмо­ция

У таких слов в фор­ме датель­но­го и пред­лож­но­го паде­жа окон­ча­ние -и, а не -е, как у боль­шин­ства суще­стви­тель­ных пер­во­го скло­не­ния.

Сравним:

  • и. п. (что?) серия, тра­ва
  • р. п. нет (чего?) серии, тра­вы
  • д. п. доба­вим (к чему?) к се́рии, тра­ве́
  • в. п. посмот­рю (что?) серию, тра­ву
  • т. п. инте­ре­су­юсь (чем?) сери­ей, тра­вой
  • п. п. сооб­щу (о чём?) о се́рии, о тра­ве́

2 склонение существительных

К это­му типу скло­не­ния при­над­ле­жат сло­ва муж­ско­го рода с твер­дой и мяг­кой осно­вой, кро­ме суще­стви­тель­но­го «путь», с нуле­вым окон­ча­ни­ем и сред­не­го рода с окон­ча­ни­ем -о/-е:

  • замок , крот , мороз , бал­кон , подъ­езд , пароль ,
  • шило, крыло, горе, име­ние, ружьё.

Некоторые суще­стви­тель­ные муж­ско­го рода вто­ро­го скло­не­ния име­ют мяг­кую осно­ву, кото­рая окан­чи­ва­ет­ся бук­во­со­че­та­ни­я­ми -ий, -ей, -ой, -ай:

  • жре­бий , гер­ба­рий , калий , дель­фи­на­рий ,
  • воро­бей , хок­кей , сухо­вей , лицей ,
  • рой , строй , кон­вой , слой , отбой ,
  • май , край , попу­гай , кара­вай , обы­чай .

Посмотрим, как изме­ня­ют­ся по паде­жам и чис­лам суще­стви­тель­ные вто­ро­го скло­не­ния.

2 склонение существительных

Обратим вни­ма­ние на осо­бен­но­сти скло­не­ния суще­стви­тель­ных, закан­чи­ва­ю­щих­ся соче­та­ни­ем -ий, -ие.

Особенности склонения существительных на -ие, -ий

Ко вто­ро­му скло­не­нию при­над­ле­жит боль­шая груп­па суще­стви­тель­ных сред­не­го рода с конеч­ным бук­во­со­че­та­ни­ем -ие:

  • сомне­ние
  • укра­ше­ние
  • уме­ние
  • заяв­ле­ние
  • теле­ви­де­ние
  • созвез­дие
  • поко­ле­ние

В рус­ском язы­ке суще­стви­тель­ные сред­не­го рода на -ие и муж­ско­го рода на -ий скло­ня­ют­ся по-особому. Если изме­нить сло­ва «созна­ние» и «соля­рий», то уви­дим, что в фор­ме пред­лож­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла они име­ют окон­ча­ние , а не .

Сравним со сло­вом «крыль­цо», кото­рое име­ет удар­ные падеж­ные окон­ча­ния:

  • и. п. (что?) созна́ние, соля́рий, крыль­цо́
  • р. п. нет (чего?) созна́ния, соля́рия, крыль­ца́
  • д. п. дам (чему?) созна́нию, соля́рию, крыль­цу́
  • в. п. видим (что?) созна́ние, соля́рий, крыль­цо́
  • т. п. гор­жусь (чем?) созна́нием, соля́рием, крыльцо́м
  • п. п. сооб­щаю (о чём?) о созна́нии, о соля́рии, о крыль­це́

Это напи­са­ние запом­ним, обра­тив вни­ма­ние, что если в осно­ве сло­ва на -ия, -ий, -ие пред­ше­ству­ет бук­ва «и», то в окон­ча­нии датель­но­го или пред­лож­но­го паде­жа пишет­ся тоже «и»:

  • Мария — к Марии, о Марии,
  • гер­барий — в гер­барии,
  • сияние — о сиянии.

3 склонение существительных

3 скло­не­ние объ­еди­ня­ет суще­стви­тель­ные жен­ско­го рода, кото­рые закан­чи­ва­ют­ся мяг­ким соглас­ным или шипя­щим, с нуле­вым окон­ча­ни­ем в началь­ной фор­ме:

  • гавань , фасоль , запись , болезнь , пло­щадь , при­гарь ,
  • гуашь , пустошь , горечь , помощь , упряжь , моло­дежь .

После шипя­щих соглас­ных пишет­ся мяг­кий знак, кото­рый ука­зы­ва­ет на жен­ский род сло­ва и его при­над­леж­ность к тре­тье­му скло­не­нию в отли­чие от слов муж­ско­го рода вто­ро­го скло­не­ния (багаж, борщ, обруч).

В фор­мах трех паде­жей един­ствен­но­го чис­ла, роди­тель­ном, датель­ном и пред­лож­ном, суще­стви­тель­ные тре­тье­го скло­не­ния име­ют оди­на­ко­вое окон­ча­ние -и (у при­ста­ни, к при­ста­ни, о при­ста­ни).

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector