Irina-vaiman.ru

Дизайн и Архитектура
12 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Правила выживания на узбекском застолье

Правила выживания на узбекском застолье

Правила выживания на узбекском застолье

Сначала вас усадят на пол, потом поставят рядом тарелку с пловом и предложат есть руками, — именно так выглядит узбекское застолье для иностранцев. Чтобы не попасть впросак, а получить удовольствие от знакомства с удивительной узбекской культурой, соблюдайте следующие нехитрые правила, о которых «Особому блюду» рассказал Дилмурат Исраилов, шеф ресторана «Урюк» на Курской.

От приглашения на плов не отказываются. И не забудьте взять с собой всех домашних и друзей, иначе до глубины души обидите хозяина

«У нас, у узбеков, правило есть: «куда зовут, туда и идем». Но! С собой мы обязательно возьмем детей, жену, друзей, еще кого-нибудь. Чем больше гостей, тем больше праздник, тем больше уважают хозяина. Вот на свадьбу, с утра обязательно всем знакомым плов раздаем. Такая традиция есть только в Узбекистане. Готовим на 500-600 человек, а если много знакомых, то и на тысячу»

Пришли с супругой? Не возмущайтесь, когда вашу вторую половинку усадят за отдельный стол. Будьте толерантны к традициям

«Женщины отдельно сидят, а мужчины отдельно. Дети играют во дворе. А когда захотят, они могут забежать на кухню или в основной зал и покушать. Они дети. Им все можно»

Не сопротивляйтесь, если предложат сесть на пол

«Не у всех есть большой стол. Поэтому часто вместо него стелется дастархан, все за ним и рассаживаются. На стол выкладывают все, что есть в доме. Подача начинается с горячих закусок, с самсы или маленьких чебуречков с мясом. Салаты в это время уже на столе, вместе с конфетами, фруктами и овощами. После этого подают горячее. Сначала супы, потом манты, плов или шашлык»

Быть идеальным гостем не трудно. Главное на 100% слушаться хозяев и делать то, что они просят. Просят попробовать странное на ваш взгляд блюдо? Пробуйте!

«Самые важные гости, родители должны сидеть на самом видном месте, а хозяева обычно около двери. Но вообще, считается, что садиться надо туда, где есть место. Зашли, увидели свободное место, сели. Говорят, что самый хороший гость молча сядет туда, где есть место, и будет есть все, что ему предложат, а когда уйдет, будет молиться за этот дом»

С пустыми руками в узбекские гости не ходят. Захватите закуски, а вот алкоголем надо быть осторожнее – в большинстве семей на него наложено табу

«Обязательно надо приходить с лепешками и фруктами, виноградом обычно. Это самое дорогое. Иногда можно даже самсу принести. Никто не обидится. Когда с пустыми руками заходят, уже не нормально»

Забудьте о пренебрежении к тем, кто трогает еду руками. В Узбекистане считается дурным знаком, если хозяин не разломил для вас лепешку

«Когда гости уже расселись, заносят лепешки, хозяева ломают их на всех. Пришел еще один гость? Снова заносим лепешки, снова ломаем – это знак уважения»

Сами также старайтесь есть руками. За то, что вы измажетесь соусом, здесь вас никто не осудит

«В гостях все равно дают ложки к плову и все едят ими, а вот дома едим руками из общей тарелки. Это вкуснее. А вот манты все едят руками. Знаете, почему горячее надо есть руками? Потому, что руки чувствуют тепло и передают в мозг сигнал, что еда горячая, а значит, что вы уже не обожжете язык, подуете на еду, если надо, подождете, пока чуть остынет. А с ложкой так не получится»

Поить, скорее всего, будут горячим чаем. Даже в жару. Кстати, именно горячая жидкость, лучше всего освежает. Попробуйте сами

«В жару у нас зеленый чай пьют. Горные места, давление – только этот напиток. А зимой пьем черный чай. У нас есть чай с молоком и солью. Чай всегда с наватом подается. Гостям не наливают полную пиалу, потому что это не красиво. Чай разливает хозяин или его дочери»

Узбеки очень любопытный народ, готовьтесь к тому, что в беседе за столом у вас выпутают все секреты. Запретных тем нет

«Обо всем говорят за столом. О чем могут говорить узбекские женщины? О семье, о детях, о работе. А мужчины – политики. Не могут они не поговорить про Америку, Россию или футбол. Обсуждают все свежие новости. Сами ничего не сделают, но обговорят все»

Дресс-кода как такового нет, но мужчине стоит позаботиться о белоснежной накрахмаленной рубашке

«Когда в гости идут, а тем более на свадьбу, обязательная белая рубашка, костюм и туфли. Не знаю почему, но так все одеваются. Джинсы и футболка – нельзя»

Читайте так же:
Стол ресепшен своими руками

Как сделать пышный той и сохранить нервы и кошелёк

Жизнь рядового казаха состоит из череды застолий: той, поминки, юбилей, кудалык и бесик-той случаются в его жизни в различных комбинациях практически каждый выходной. В наваре от этой тоезависимости в первую очередь точки питания – от забегаловок до солидных ресторанов. Но часто после свадьбы вместо радости у организаторов остается горечь от бездарно потраченных средств. Так как же и пышный той организовать и деньги сэкономить? Рецептом делится специалист.

Многие рестораны, которые в нашем городе вопреки кризисам открываются с завидным постоянством, по сути этими вечеринками и выживают. Но некоторые делают это уж очень цинично. Горожанка Акдина КЕНЖЕГАЛИЕВА пару месяцев назад арендовала для встречи сватов один из часто рекламируемых развлекательных комплексов в Привокзальном. Аренда банкетного зала на 5 часов для 70 приглашенных гостей обошлась ей в 96 тысяч тенге. На бешбармак администрация запросила 48 килограммов мяса!

В целом обещавший стать царским бешбармак, казы, карта, рыба и спиртное обошлись устроительнице в 231 тысячу тенге, не считая аренды.

– Каково же было мое удивление, когда я не обнаружила на столах ни закупленных мною казы, ни рыбы стоимостью 1500 тенге за кило, ни свежего языка. Они подменили мои продукты. Мне стало стыдно перед гостями за сервировку столов и за едва теплый чай, который лениво разливали официантки.

К сожалению, Акдина Кенжегалиева так и не предъявила претензий администрации ресторана, опасаясь судебных тяжб и длительных разбирательств. А ведь именно на это и рассчитывают нечистоплотные дельцы от ресторанного бизнеса.

ТЫСЯЧА И ОДИН СПОСОБ ОБМАНА

Следует признать, что воруют практически всюду. Воруют бессовестно и все: повара, официанты, бармены и, разумеется, владельцы. Но как? Каковы наиболее распространенные способы обмана посетителей ресторанов, кафе, баров и прочих общественных заведений?

К примеру, ресторан предварительно требует якобы положенное по калькуляции количество мяса, однако за день до банкета запрашивает дополнительные 10-20 килограммов, мотивируя тем, что мяса «неожиданно» не хватило. Никто не станет торговаться и конфликтовать накануне важного торжества из-за «каких-то» 10 килограммов, тем более деваться все равно некуда, а месть обиженного персонала, как всем известно, страшна – а вдруг повар лично плюнет в казан с куырдаком?!

Есть еще один способ – разложить по столам на вашем многолюдном банкете залежавшиеся продукты, а ваши свежие предложить затем VIP-клиентам. Возможно, об этом не знает сам директор ресторана или сделает вид, что не знает о процветании подобного прибыльного «небольшого обмана», приносящего, меж тем, неплохую прибыль заведению.

Еще один из распространенных способов – это уменьшение веса предлагаемых гостям кушаний. И впрямь, как вы узнаете по разложенным по нескольким блюдам кусочкам мяса, потянут они суммарно на 48 килограммов или нет? Преимущество банкетов в том и состоит, что никто из устроителей не станет при званых гостях взвешивать салаты и закуски.

Напитки, особенно на больших банкетах, исчезают с подозрительной быстротой и в больших объемах. Их затем разбирает по негласному правилу персонал. «Мои братишки, работающие в городе официантами, каждую неделю отправляют мне коньяк ящиками», – хвастала однажды одна моя знакомая.

Остатки, которые порой превышают по объему потребленное гостями, по традиции делится между охранниками, официантами, грузчиками и другими работниками.

МЕНЮ В ЗАЛ!

Итак, можно ли хотя бы немного сэкономить? Одна из моих знакомых поваров согласилась вместе со мной рассчитать конкретные расходы, необходимые для проведения одного торжества. Она, что называется, в теме. Работает шеф-поваром в одном из городских ресторанов. Назовем ее Галиной.

– Как правильно рассчитать примерное меню для торжественного застолья?

По словам Галины, даже относящиеся к среднему классу атыраусцы приглашают на свадьбу как минимум 300 человек. Поэтому ее меню рассчитано именно на такое количество приглашенных гостей.

– Сейчас меню многих банкетов во многом схожи. Оно состоит из 4-5 видов салатов, 3 видов холодных закусок. Предлагаются 2 вида горячего блюда – в первую очередь бешбармак, и любое второе блюдо на выбор, как правило, тефтели или голубцы.

В ее ресторане 300 человек рассаживают за столы в среднем по 16 человек. То есть расчет идет на 37 порций, если ориентироваться по количеству столов.

Холодные закуски. На каждый стол рассчитываются по 2 тарелки холодных закусок, мясного, куриного и рыбного ассорти.

Необходимые продукты:

казына каждого человека по 45 граммов – 13 килограммов (по 15-18 кусков), язык – 1 штука рассчитывается на 6 тарелок – всего 7 штук, колбаса – на каждого по 20 граммов – 6 килограммов, сыр – на каждого по 10 граммов – 3 килограмма.

Читайте так же:
Стол при увольнении с работы

Для куриного ассорти обычно используются фаршированные или запеченные окорочка, на 37 порций по 37 штук обоих видов. Если используются и крылышки, то на каждую тарелку по 3, итого 111 штук.

Для рыбного ассорти 17 килограммов судака: для котлет фарш, по 30 граммов на порцию – 8 килограммов; рыба в кляре, порция по 27-28 граммов – 8 килограммов. Осетровые в вареном виде по 50 граммов на каждого – 9 килограммов, семга – 10 граммов – 3 килограмма (каждая тарелка по 8-10 кусков), рыба – 20-25 граммов – 5 кг.

Салат. Его виды зависят от выбора и вкуса заказчика. Наиболее часто заказываемые виды салатов «Президентский», «Пекинский», «Сельдь под шубой» и т. д. Каждый вид салата по 600-650 граммов – 51 порция.

А помидоры и огурцы покупают по 51 штуке. Зелень учитывается в пучках: 60 пучков листового салата, 4 больших пучка петрушки, 4 больших пучка укропа, 12 пучков кудрявой петрушки.

Мясо. Для бешбармака обычно закупается мякоть без костей – 54 килограмма мякоти.

Тефтели на каждого по 80 граммов – 24 килограмма, голубцы – 15 килограммов.

Спиртные напитки. 60 бутылок водки, 30-32 бутылки коньяка. Натуральный сок – 180-200 литров, негазированная минеральная вода – 5 упаковок, газированная минеральная вода – 5 упаковок.

Фрукты. Раскладываются в вазы объемом 3 литра. На каждую вазу 3 яблока, 2 апельсина, 2 груши, 2 киви, по желанию дополняется виноградом, ананасами, бананами.

Для чая. Полтора килограмма чая, 15 банок консервированного молока, 6 коробок молока в тетрапакетах. Конфеты – 6 килограммов, разновидности сухофруктов – по 2 кг, пирожные, булочки – по 222 штуки.

И НЕ ЗАБУДЬТЕ ПРО ДОГОВОР

Юрист Александр РОТЕНБЕРГ советует:

– С поставщиком услуг должен быть составлен всесторонний договор. В приложении, которое является неотъемлемой частью договора, клиент должен указать полный список закупленных им продуктов с указанием их стоимости. Если используется прейскурант ресторана, то их цена тоже должна быть указана в договоре. Если одна из сторон не выполнила требования договора, то другая сторона вправе потребовать возмещения нанесенного ей ущерба.

Кроме того, по словам юриста, необходимо обязательно сохранить чеки на закупленные товары. Не будет лишним перед употреблением продуктов снять на видеопленку, сфотографировать накрытые столы. Потому что все это может при необходимости стать ценным доказательством.

В большой семье. Зачем астраханские казахи делают тусау кесу, а ногайцы изгоняют из младенцев глупость

Рождение ребенка – важнейшее событие в любой семье. Появление на свет нового человека, первые дни его жизни с глубочайшей древности были обставлены различными обрядами, ритуалами и таинствами. Предки верили, что их соблюдение принесет младенцу здоровье, благополучие, оградит от несчастий в будущем. Некоторые обычаи сохранились и по сей день.

Чтоб никто не догнал

Один из них – разрезание пут. Говорят, подобный обряд существовал у многих народов. Но если для кого-то это фольклор, то в казахских семьях он практикуется и сейчас.

Описание обряда тусау кесу хранится в архиве нематериального культурного наследия Астраханской области. О нем рассказали сотрудникам областного методического центра народной культуры старожилы астраханских сел Марпуга Маженовнысовна Бикмухамбетова (село Затон Камызякского района), Турдубике Уразовна Калиева (село Лебяжье Камызякского района) и Калимат Кайсалиевна Кабышева (село Рассвет Наримановского района).

Период, когда ребенок делает первые шаги, один из самых важных в его жизни. Казахи верят, что от него зависит не только умение ходить как таковое, но и будущая судьба человека.

Обряд разрезания пут проводил житель аула или родственник, качества которого родители хотели видеть в своем ребенке, с пожеланиями: «Жvрдек болсын, талтак боп оспесiн» , то есть чтобы был быстрый на подъем, вырос хорошим человеком.

Ножки ребенка перевязывали веревкой, свитой из пестрой ленты, зеленой травы и высушенной толстой бараньей кишки. Лента — чтоб вырос хорошим, честным человеком, не переходил дорогу другим. Трава — чтоб было много растительности, а следовательно молока, чтоб был удачлив в дороге. Баранья кишка — чтоб был всегда сыт, рос и жил без печали.

Веревку завязывали на ножках ребенка восьмеркой. Между ножек ставили хлеб с дырочкой, защищающий от нечистой силы, конфеты, курт. Перерезающий ленту приговаривал: «Кашсан кvтыл, кусан жет» , т.е. «Будет убегать — пусть его не догонят, будет преследовать — пусть догонит».

Разрезание пут – праздник, на который приглашались родственники, гости.

Торжество сопровождалось общим угощением. После чего взрослые и дети участвовали в играх и шуточных развлечениях. Перед только что начавшим ходить ребенком клали различные предметы: ножницы, молоток, камчу, домбру, украшение и т.д. По предмету, который взял ребенок, угадывали его будущую профессию.

Прогнать глупость со двора
У ногайцев, как и у многих народов, число сорок имеет сакральное значение. И большинство «детских» обрядов связаны с этим периодом.

Читайте так же:
Как сделать стол ребенку в машину

«Первые 40 дней после рождения младенца очень значимы, в этот период происходит этап его «очеловечивания». До 40-го дня ребенку дают имя, укладывают впервые в колыбель, сбривают первые волосы, снимают старую одежду, одевают в специальную рубашку (ийткоьйлек) , — рассказывает активистка АРОО «Центр ногайской культуры «Эдиге» Эльвира Хасанова. — По наблюдениям наших предков считалось, что после 40 дней ребёнок воспринимает окружающий его мир более осознанно, начинает узнавать родные лица, произносит первые звуки».


Младенец, которому больше 40 дней, называется у ногайцев «кыркынаншыккан бала».

Тело младенца считается слабым, а чтобы оно поскорее стало здоровым, не подвергалось болезням, 40 дней ребенка купают в подсоленной воде.

Обряд сбривания волос проводит дедушка ребенка со стороны матери — нагашатасы. Новорожденного ему приносят домой. Родители дарят мужчине рубашку, он же преподносит ребенку в виде дара бычка или барана. Первые волосы называются «карыншаш», что переводится как «утробные волосы». Ногайцы верят: если их не сбрить, ребенок будет постоянно болеть, у него будет дурной глаз, его проклятия будут сбываться. Волосы мальчика заворачивают в платочек или кусок ткани и привязывают к хвосту лошади — это сделает ребенка сильным, быстрым, выносливым как лошадь. Волосы девочки хранят дома в сундуке, чтобы она была хранительницей домашнего очага, трудолюбивой, хозяйственной. В народе про мальчиков, которые не оправдывают ожиданий, говорят: «Его утробные волосы дома оставили, наверно».

Первая рубашка ребенка называется «собачья». Она шьется из подола нательной рубахи свекра матери новорожденного или почтенного старца, чтобы младенец принял их мудрость, был долгожителем. Так было раньше, говорит Эльвира Хасанова. Сейчас ее заменяет первая распашонка ребёнка, которую на него надели сразу после рождения.

Когда ребенку исполняется 40 дней, считается, что от него уходит «глупость» – то есть он начинает осознавать окружающий мир. В этот день пекут три хлеба с отверстиями посередине. Два из них отдают детям, которых приглашают в гости.

Первую «собачью» рубашку снимают с ребенка и продевают через отверстие в хлебе, который привязывается на шею собаке. А затем дети начинают гонять ее, чтобы собака унесла глупость младенца, «йитакыл», и все плохое в нем. После обряда детей угощают сладостями, чаем.

Практикуется у ногайцев и разрезание пут. Но обряд отличается от того, как проводят его в казахских семьях. Когда ребенок делает первые шаги, принято ставить его на середину комнаты и звать к себе со словами: «Атин, атинджуьр, балам» («Атин, атин ходи, дитя мое»). Во время обряда тысавкесуьв присутствуют бабушки, тети и соседки. Ребенка ставят на платок или ткань и завязывают ноги тесьмой (тысав), сплетенной из разноцветных ниток – треножат. Под ноги малышу кладут деньги, которые потом отдают женщине, перерезавшей путы. Для перерезания пут выбирают женщину здоровую, шуструю (алгыр), деловую и хозяйственную. Можно пригласить родственницу, соседку или подругу, главное — чтобы у нее было много хороших качеств, так как верят, что они переходят к ребенку. При перерезании произносят благопожелание: «юрсин, шапсын бала-йыгылмасын» («чтобы ребенок ходил, бегал и не падал»). Женщина обычно говорит: «Сендейболсын!» («Пусть будет таким (ой) как ты!»). Помимо денег, лежащих у ног младенца, ей дарят также отрез ткани кийит.

Обряды разные, но объединяет их одно: желание, чтобы ребенок рос здоровый и счастливый, стремление дать ему все лучшее, защитить от бед и несчастий. Как бы мы ни отличались друг от друга, а любовь к детям у всех одна и не зависит от национальности.

8 казахских традиций, о которых вы не знали

Беташар, тұсау кесу, шілдехана. У казахов есть много традиций, которые соблюдают и сейчас. Но есть и те, которые современникам неизвестны. Сталкивание ягодицами, воскрешение старушек, зашифрованные послания на платочках, а также мужская версия свадебного букета невесты: «Степь» выбрала восемь любопытных традиций, что затерялись в веках.

8 казахских традиций, о которых вы не знали

  • Facebook
  • Twitter
  • VK

Ералы Оспанулы – известный казахстанский художник и писатель. В 2015 году вышла его книга «Казахские народные обычаи». В своем труде автор дает уникальную возможность не только узнать об особенностях жизни наших предков, но и увидеть их в графике. В книге он повествует обо всех традициях и обычаях казахского народа. «Степь» выбрала восемь самых интересных.

Құрсақ той – Празднование беременности

Новость о наступлении беременности в казахских семьях воспринималась с огромной радостью. Свекровь невестки, удостоверившись в приятных изменениях, со словами: «Ақ келіннің құрсағы ақ айранға толыпты» – «Утроба белой невестки наполнилась белой простоквашей», приглашала к праздничному дастархану женщин – родственниц и соседок. В честь радостного события резали барана. Приготовленное мясо преподносили гостям в соответствии с их возрастом и положением. Самой старшей из женщин подавали голову, а беременной асықты жілік – берцовую кость с коленной чашечкой. Гости поздравляли семью с радостным событием и желали всего наилучшего виновнице торжества. Делились с ней своим жизненным опытом и давали полезные советы. После празднества о беременной начинали заботиться всем миром. Готовя что-нибудь вкусное у себя дома, женщины обязательно приглашали ее к себе в гости или передавали угощение для нее. Свекровь невестки изготавливала специальный оберег, с защитой внутри сурой из Корана, который невестка носила на шее или пришивала на уровне груди треугольный тумар-оберег с подвешенными семью мелкими камушками, призванными защитить от сглаза.

Читайте так же:
Как крафтится стол кузнеца

Жарысқазан – Состязание с казаном

Казахские женщины рожали стоя, повисая на аркане или на бау крепко и красиво вытканную ленту. Часто использовали для этого и көген специальную длинную привязь для приплода домашнего скота, которая имела для кочевников сакральное значение. Көген, на удачу, натягивали внутри юрты справа налево. Когда у беременной женщины (начинались роды и) схватки учащались, то одна из близких родственниц принималась готовить одно из быстроприготовляемых блюд. Например, қуырдақ – жарила на курдючном жире нарезанные кубиками печень, сердце, легкое и мякоть баранины. Для этого она брала нож и со скрежетом точила о край казана, при этом громком приговаривая: «Қара қазан бұрын пісе ме, қара қатын бұрын туа ма?» – «Что раньше случится: пища в черном котле скорее сварится или черная баба раньше разродится?». Кроме того, за что бы она ни бралась, она старалась делать это как можно громче. С шумом перемешивала скворчащее мясо, гремела посудой. После того, как ребенок благополучно рождался, все должны были отведать приготовленное блюдо. Чтобы шея ребенка скорее окрепла, и он мог держать голову, на самое высокое место подвешивали обглоданную шейную часть позвоночника овцы. Пуповину мальчика привязывали к гриве коня, а пуповину девочек прятали в сундук.

Көтендестіру – Обряд встречи двух рожениц

Часто в большой семье случалось так, что свекровь и невестка, или несколько снох рожали примерно в одно время. По обычаю им не полагалось видеть друг друга до истечения сорока дней с момента рождения своих детей. Считалось, что от этого новорожденные могут заболеть чесоткой. Поэтому роженицы встречались только спустя какое-то время. Для этого одна из снох приглашала обеих женщин к себе в гости и устраивала для них обряд первого свидания көтендестіру сталкивание их ягодицами. При этом каждая из них приходила, имея при себе сверток с угощениями. Сноху, пришедшую первой, хозяйка юрты проводила на почетное место и садила лицом к стене. Вторую же, подошедшую немного позже, усаживала спиной к уже сидящей. Потом, по условному сигналу хозяйки, они брали свертки в левую руку, пропускали под правой ногой и правой рукой одновременно передавали друг другу. Затем раскрывали подарки, чтобы отведать угощения и только после этого обернувшись, радостно здоровались. После совершения ритула көтендестіру, женщины, столь необычным способом вернувшие себе возможность общаться свободно, как прежде, принимались благодарить сноху и вручали ей свои подарки.

Өгізге теріс мінгізу – Сажание свата на вола задом наперед

Внутри юрт сватов часто поджидали затаившиеся женщины, которые набрасывались на них и осыпали мукой, обмазывали лица сажей, разведенной на сметане или грязью из лужи. Вдоволь потешившись над сватами, женщины помогали гостям привести себя в порядок, после чего провожали на почетное место, а сами по нескольку человек усаживались вокруг каждого из них. Затем, дав немного угоститься едой, они начинали задавать разные вопросы с заковыркой, загадкой, просили повторить скороговорку или продолжить недопетую песню. При этом, желая сбить с толку, огорашивали всякими пустяками и когда сват терялся, выводили наружу и в наказание окатывали водой с ног до головы. Если сват оказывался при этом еще и строптивым, то могли столкнуть в какой-нибудь водоем, а затем долго не давать ему выбраться на сушу. Некоторым привязывали на шею веревку и водили по аулу. Особо неугодившим набрасывали на голову платок или, надев саукеле – головной убор невесты, связанного сажали задом наперед на вола и выгоняли в степь. Затем, увидев, как тот трясется в седле и, проскакав какое-то расстояние, беспомощно скатывается на землю, смеялись от души.

Кемпір өлді – Старуха умерла

Еще одной интересной традицией являлось «Кемпір өлді!» – мнимая смерть одной из женщин аула невесты. Для этого одна из старушек, прямо на глазах у жениха падала на землю и, раскинув в разные стороны руки, принималась изображать умершую. При виде этого все остальные женщины вскидывали вверх руки и принимались громко причитать: «Ой-бай! Кемпір өлді!» – «Ой-бай! Старуха умерла!». Но стоило ей руки вложить какой-нибудь подарок, как она тотчас же оживала и вскакивала на ноги. Естественно, прежде чем «оживить» старушку, жених или его дружок не упускал возможности удостовериться, на самом ли деле она умерла. Под мнимое негодование обступивших женщин он заглядывал ей в лицо, тянул за руки, пытался приподнять и поставить на ноги, пощипывал, щекотал. Преграда «Кемпір өлді!» является своеобразным пожеланием, чтобы праздник не был омрачен внезапной кончиной кого-нибудь. Если принять во внимание, что все жители аула являются представителями одного рода, то внезапная кончина одного из них тут же превращалась в общее горе. Естественно, в таких случаях праздник в ауле сменялся похоронами и поминками.

Читайте так же:
Шторы под столешницу на кухне

Мойын тастар – Метание шейного позвонка овцы

Невеста наотрез отказывалась идти к юрте молодоженов и тогда женщины относили ее, посадив на ковер. В ақ отау сначала входила невеста. При этом она должна была переступить порог обязательно правой ногой и ею же ударить по левой стороне за дверным косяком. Жених входил за ней и совершал то же действие. После этого жениха провожали на почетное место и угощали пищей, приготовленной из мяса животного, которое он подарил женщинам, принимавшим участие в установлении юрты молодоженов. В первую очередь он должен был обглодать шейную часть позвоночника овцы и, завернув ее в белую материю, глядя вниз, выбросить через откинутый полог верхнего свода юрты. Этот обычай назывался мойын тастар. Смысл его заключался в том, чтобы дым из нового очага всегда был ровным и шел только вверх. Тем временем кость снаружи караулили аульные юноши. Едва она вылетала изнутри юрты, как парни, опережая друг друга, бросались ловить ее. Считалось, что тот, кто станет обладателем шейной кости, вскоре тоже женится. Если жених с первой попытки не сумел выбросить кость, то после каждого промаха вынужден был обматывать ее новым куском ткани и бросать заново до удачной попытки. Иногда, одна из присутствующих женщин, вызывалась помочь ему выбросить кость и затем, за оказанную услугу, получала подарок.

Сәлемдеме – Весточка от замужней дочери

После свадьбы невестке предстояло вписаться в привычный, размеренный ритм жизни аула своего мужа. Конечно, жизнь у каждой из них складывалась по-своему, но все они, при первой же возможности, стремились передать какую-нибудь вещицу в качестве весточки своим родным. Часто таковыми служили вышитые платочки или другие небольшие предметы собственного рукоделия. По орнаментам, вышитым на них, родители девушки могли получить зашифрованную информацию о ее судьбе, о том, насколько ей хорошо или туго живется после замужества. Например, если их дочь вышивала на платке классический орнамент қошқармүйіз – бараний рог, очень тонкими, неровными линиями, это означало, что с нею никто не считается и часто обижают. А если платок был богато расшит элементом құсмұрын – птичий клюв, то это указывало на то, что ее встретили как родную дочь и всячески балуют, оказывая различные знаки внимания. В последнем случае родители девушки, на радостях, спешили поделиться хорошей новостью с близкими. Приносили в жертву барана и за богатым дастарханом отмечали приятную весть.

Ат тергеу – Придумывание новых имен для родственников мужа

Вышедшая замуж женщина никогда не называла старших родственников мужа по имени. Его братьям и сестрам она также должна была придумать новые прозвища. Поэтому с первого дня пребывания в ауле мужа невестка находилась под пристальным наблюдением своих новых родичей. Этот обычай назывался ат тергеу. Ее находчивость, умение сравнивать, уместность и безобидность подобранных имен, прозвищ и кличек – все это критически оценивалось родственниками мужа, так как они должны были соответствовать и отвечать характеру каждого, что было делом не простым, являлось своего рода искусством. Учтивые снохи даже названия вещей и понятий, связанных с именами родных мужа, не употребляли, заменяя их словами, косвенно передающими смысл в иной форме. Так, если в имени человека имелось слово сокол, то оно заменялось названием ястреб. Если имелось слово курган, то его сменял холм. Бывало ленивого мужа, женщина называла работягой и т.д. В целом, традиция ат тергеу являлась признаком взаимного уважения и почтения, существовавшего между снохой и родными мужа.

Иллюстрации взяты из книги Ералы Оспанулы «Казахские народные обычаи».

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector