Irina-vaiman.ru

Дизайн и Архитектура
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Правила переноса словконсультация по русскому языку на тему

Правила переноса слов
консультация по русскому языку на тему

Волошина Елена Владимировна

Правила переноса слов, упражнения переноса слов, проверочная переноса слов. Презентация по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
pravila_perenosa_slov.docx16.53 КБ
perenos_slov.pptx500.31 КБ
proverochnaya_po_perenosu_slov.doc24.5 КБ
uprazhneniya_prenosa_slov.docx14.36 КБ

Предварительный просмотр:

Правила переноса в русском языке

1. При переносе слов нельзя ни оставлять в конце строки, ни переносить на другую сторону часть слова, не составляющую слога; например, нельзя переносить просмо-тр, ст-рах.

2. Нельзя отделять согласную от следующей за ней гласной.

Примечание 1. При переносе слов с односложной приставкой на согласную, стоящую перед гласной (кроме ы), желательно не разбивать приставку переносом; однако возможен перенос и в соответствии с только что приведёным правилом: без-умный и бе-зумный, без-ответственный и бе-зответственный; раз-очарованный и ра-зочарованный; без-аварийный и бе-заварийный.

Примечание 2. Если после приставки стоит буква ы, то переносить часть слова, начинающуюся с ы, не разрешается.

Примечание 3. Слова, в которых в настоящее время приставка отчётливо не выделяется, переносятся в соответствии с основным правилом: ра-зорять, разо-рять; ра-зуть, ра-зум.

3. Нельзя отрывать буквы ъ и ь от предшествующей согласной.

4. Нельзя отрывать букву й от предшествующей гласной.

5. Нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку одну букву.

6. При переносе слов с приставками нельзя разбивать односложную приставку, если за приставкой идёт согласный.

7. При переносе слов с приставками нельзя оставлять в конце строки при приставке начальную часть корня, не составляющую слога.

8. При переносе сложных слов нельзя оставлять в конце строки начальную часть второй основы, если эта часть не составляет слога.

9. Нельзя оставлять в конце строки или переносить в начало следующей две одинаковые согласные, стоящие между гласными.

Это правило не относится к начальным двойным согласным корня: сожжённый, поссорить, а также к двойным согласным второй основы в сложных словах: нововведение.

10. Нельзя разбивать переносом односложную часть сложносокращённого слова.

11. Нельзя разбивать переносом буквенные аббревиатуры, как пишущиеся одними прописными, так и пишущиеся частью строчными, частью прописными или прописными с цифрами: СССР, МИД, КЗоТ, ТУ-104.

12. Из изложенных выше правил переноса следует, что

многие слова можно переносить различными способами; при этом следует предпочитать такие переносы, при которых не разбиваются значащие части слова. Возможные варианты переносов:

дерз-кий, дер-зкий, де-рзкий

род-ство, родст-во, родс-тво

скольз-кий, сколь-зкий, ско-льзкий

Але-ксандр, Алек-сандр, Алексан-дра, Алекса-ндра, Александ-ра

кресть-янин, крестья-нин, кре-стьянин, крес-тьянин

сест-ра, се-стра, сес-тра

Некоторые слова не подлежат переносу, например: Азия, узнаю, фойе.

13. Нельзя переносить сокращённые обозначения мер, отрывая их от цифр, указывающих число измеряемых единиц: 1917/г., 72/м, 253/км, 10/кг.

14. Нельзя переносить «наращения», т.е. отрывать при переносе от цифры соединённое с ней дефисом грамматическое окончание; например, нельзя переносить: 1/-е, 2/-го.

15. Нельзя разбивать переносами условные графические сокращения типа т.д., и т.п., и пр., т.е., о-во.

16. Нельзя переносить на другую строку пунктуационные знаки, кроме тире, стоящего после точки или после двоеточия перед второй частью прерванной прямой речи.

17. Нельзя оставлять в конце строки открывающую скобку и открывающие кавычки.

Упражнение к теме «Правила деления на слоги. Правила переноса слов»

Задание: разбейте на слоги данные слова; в скобках разделите эти же слова для переноса; выделите слова, которые нельзя разделить для переноса.

Голыш, голышом, ершом, ураган, тюрбан, орган, сиятельный, плёночный, обгонять, бесспорный, гамма, бессрочный, уборочный, урождённый, изголовье, новелла, зубрила, диадема, телеграмма, эмблема, пальма, казарма, рифма, фирма, тьма, яма, желтизна, отчизна, королевна, ведьма, арена, флейточка, радио, точка, редька, калька, вуалька, каланча, паинька, перебранка, дублёнка, ящерка, прейскурант, перекраиваться, перекраивался, приятный, средства, осунувшийся, искусство, действия, расписание, деятельность, упал, представитель, вожжи, коллектив, аппарат, комиссия, равноправный, объектив, борются, район, сотрудник, въезд, выезд, подъезд, расправиться, подделаться, рассыпается, сотрудник, подытожить, используя, разыскать, накопленный, отгрузил, отгрузится, подъезжать.

Правила переноса слов на сайте «Справочная служба русского языка»

Правила переноса слов в пособии Л.В. Балашовой, В.В. Дементьева «Курс русского языка»

Упражнения к теме «Слог. Правила переноса слов» в пособии Л.В. Балашовой, В.В. Дементьева «Курс русского языка»

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Волошина Елена Владимировна Учитель начальных классов МОУ СОШ №9 г.Надыма Правила переноса в русском языке

/ 1. При переносе слов нельзя ни оставлять в конце строки, ни переносить на другую сторону часть слова, не составляющую слога . Н апример , нельзя переносить просмо-тр , ст-рах .

2. Нельзя отделять согласную от следующей за ней гласной . Например Неправильно: люб- овь Правильно: лю-бовь

Примечание 1 . При переносе слов с односложной приставкой на согласную, стоящую перед гласной (кроме ы), желательно не разбивать приставку переносом; однако возможен перенос и в соответствии с только что приведённым правилом: без-умный и бе-зумный , без-ответственный и бе-зответственный ; раз-очарованный и ра-зочарованный ; без-аварийный и бе-заварийный .

Примечание 2 . Если после приставки стоит буква ы, то переносить часть слова, начинающуюся с ы, не разрешается. Неправильно: роз- ыгрыш Правильно: ро-зыгрыш , розыг-рыш

Примечание 3. Слова, в которых в настоящее время приставка отчётливо не выделяется, переносятся в соответствии с основным правилом : ра-зорять , разо-рять ; ра-зуть , ра -зум .

3. Нельзя отрывать буквы ъ и ь от предшествующей согласной. Неправильно: под- ъезд Правильно: подъ-езд

4. Нельзя отрывать букву й от предшествующей гласной. Неправильно: во- йна Правильно: вой-на

5. Нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку одну букву. Неправильно: а- кация акаци -я Правильно: ака-ция

6. При переносе слов с приставками нельзя разбивать односложную приставку, если за приставкой идёт согласный. Неправильно : по-дбить Правильно: под-бить

7. При переносе слов с приставками нельзя оставлять в конце строки при приставке начальную часть корня, не составляющую слога. Неправильно : прис-лать Правильно : при-слать

8. При переносе сложных слов нельзя оставлять в конце строки начальную часть второй основы, если эта часть не составляет слога. Неправильно: пятиг-раммовый Правильно: пяти-граммовый , пятиграм-мовый

9. Нельзя оставлять в конце строки или переносить в начало следующей две одинаковые согласные, стоящие между гласными. Неправильно : жу-жжать Правильно : жуж -жать Это правило не относится к начальным двойным согласным корня: сожжённый, поссорить , а также к двойным согласным второй основы в сложных словах: нововведение.

10. Нельзя разбивать переносом односложную часть сложносокращённого слова. Неправильно : спе-цодежда Правильно : спец-одежда

11. Нельзя разбивать переносом буквенные аббревиатуры, как пишущиеся одними прописными, так и пишущиеся частью строчными, частью прописными или прописными с цифрами: СССР , МИД, КЗоТ, ТУ-104 .

12. Из изложенных выше правил переноса следует, что многие слова можно переносить различными способами ; при этом следует предпочитать такие переносы, при которых не разбиваются значащие части слова. Возможные варианты переносов: шум- ный , шу- мный дерз -кий, дер- зкий , де- рзкий

13. Нельзя переносить сокращённые обозначения мер, отрывая их от цифр, указывающих число измеряемых единиц: 1917/г ., 72/м, 253/км, 10/кг .

14. Нельзя переносить «наращения», т.е. отрывать при переносе от цифры соединённое с ней дефисом грамматическое окончание; Н апример , нельзя переносить : 1 /-е, 2/- го .

15. Нельзя разбивать переносами условные графические сокращения типа т.д., и т.п., и пр., т.е., о-во.

16 . Нельзя переносить на другую строку пунктуационные знаки , кроме тире, стоящего после точки или после двоеточия перед второй частью прерванной прямой речи.

17. Нельзя оставлять в конце строки открывающую скобку и открывающие кавычки.

Источники: Правила переноса слов на сайте «Справочная служба русского языка» Правила переноса слов в пособии Л.В. Балашовой и В.В . Дементьева « Курс русского языка»

Предварительный просмотр:

1. Раздели слова на слоги. Подчеркни слова, которые нельзя переносить.

Аня каша кустик еда вилка карандаш ряд

2. Найди ошибки и исправь их.

пинал оля лапата наташа

3. Обозначь количество букв и звуков в словах.

кукла ясли день слон

1. Раздели слова на слоги. Подчеркни слова, которые нельзя переносить.

Аня каша кустик еда вилка карандаш ряд

2. Найди ошибки и исправь их.

пинал оля лапата наташа

3. Обозначь количество букв и звуков в словах.

кукла ясли день слон

1. Раздели слова на слоги. Подчеркни слова, которые нельзя переносить.

Аня каша кустик еда вилка карандаш ряд

2. Найди ошибки и исправь их.

пинал оля лапата наташа

3. Обозначь количество букв и звуков в словах.

кукла ясли день слон

1. Раздели слова на слоги. Подчеркни слова, которые нельзя переносить.

Аня каша кустик еда вилка карандаш ряд

2. Найди ошибки и исправь их.

пинал оля лапата наташа

3. Обозначь количество букв и звуков в словах.

кукла ясли день слон

Предварительный просмотр:

Упражнения по теме «Правила переноса слов»

Поиграем в игру “Назови одним словом”.

День недели после пятницы (суббота).

Игра на льду на коньках в небольшой мяч или шайбу (хоккей).

Результат сложения (сумма).

Место, где продают билеты (касса).

Запишите слова, соблюдая правила переноса слов.

Запишите слова, разделив их на слоги. Охарактеризуйте слоги. Разбейте слова согласно правилам переноса. Определите, соответствуют ли слоги переносу слов.

Осенний день. Поблекли травы. Сырой, туманный холодок. И вдруг нежданно у канавы Расцвел шиповника цветок.

Запишите слова, исправив ошибки в переносе слов. Какие правила переноса слов здесь нарушены? Есть ли слова, в переносе которых ошибок допущено не было? Разбейте слова на слоги, охарактеризуйте слоги в 1-м и 2-м словах.

По-ддержал, на-двязать, доп-латить, про-следить, дос-мотр, nepec-мотреть, там-оженники, бес-крайний, станц-ия, касс-ир, пое-здка.

Как вы думаете, какие слова здесь написаны? Прочитайте.

Жин, ки, сне; лен, ка, дарь

Из скольких слогов состоят эти слова? А теперь запишите эти слова, разделив для переноса. Сколько способов переноса в словах из трех слогов?

Прочитай слова. Спиши только те слова, которые можно перенести, разделяя их для переноса.

Олень, окно, соловей, убирай, сок, телефон, улица, юла, золотой.

Прочитай слова. Выпиши слова, в которых три слога, разделяя их для переноса.

Работа, кошка, белочка, хлеб, мель, роза, двери, купание, тетради.

Произнесите слова по слогам. Затем запишите их, разбивая для переноса. Какие из данных слов перенести нельзя?

Родители, отец, ребенок, сирота, семейство, родные, мать, семья, племянник.

Прочитайте шуточное стихотворение. Выпишите слова, которые нельзя перенести с одной строки на другую.

Особенности переноса слов на другую строку

Русский язык относится к числу языков, слова в которых состоят из слогов, причем нередко их количество бывает больше 2-х. Эта особенность приводит к потребности в переносе слов, если они слишком длинные и не могут оставаться на строке целиком. Для переноса отдельных частей слова существуют определенные правила.

Перенос слов в предложениях русского языка заключается в способе деления слов на части, которые можно без потери смысла и плавности текста перенести на другую строку. Части слова переносятся по строкам с учетом морфемного строения слова.

Иногда перенос невозможен в принципе: чаще всего такое происходит, когда слова имеют только одну гласную или являются слишком короткими, из-за чего выделение в них отдельных частей невозможно.

В остальных случаях, когда слова имеют возможность переноса, существительные, глаголы, прилагательные и другие части речи могут быть частично перенесены автором на следующую строку и скорректированы под оформление текста.

Главным условием при переносе является возможность выделения в слове нескольких частей, разделение которые не искажает значение слова.

Чаще всего слова при переносе разделяются по слогам и переносятся частями. Но также существуют и другие правила переноса, наравне с большим количеством исключений.

Основные правила, которые помогут правильно оформить текст с переносами слов:

Слог — это часть слова, которую можно произнести одним толчком воздуха. Слог состоит из сочетания букв и звуков. Каждый слог состоит из гласного и от одного до нескольких согласных.

  1. Слова переносятся с одной строчки на другую по слогам.
  2. Разделительные Ъ и Ь не переносятся, а остаются на строке вместе с предыдущим слогом.
  3. Й также не переносится, составляет закрытый слог и при переносе не отрывается от предыдущей гласной.
  4. Перенос слов с приставками требует быть внимательным к окончанию самой приставки, а также следующей за ней букве.
  5. Правила переноса в современном русском языке допускают вариативность при переносе слов, в середине которых находится стечение нескольких согласных.
  6. Двойные согласные между гласными разделяются при переносе с одной строки на другую.
  7. Сложные слова, имеющие более одного корня, делятся на части для переноса на стыке составных частей.

Особенности, как правильно разделять, примеры

Многие из указанных выше правил имеют свои особенности применения.

При переносе слов по слогам нужно учитывать следующие нюансы:

  • односложные слова не подлежат переносу, а пишутся на строке целиком;
  • согласные без гласной не могут переноситься самостоятельно;
  • фонетический слог, состоящий только из одной гласной, не может считаться самостоятельным и не переносится.

Переносить слова с приставками также следуют по особым правилам:

  • если приставка заканчивается на согласную, после которой также идет согласная, перенос слова происходит между приставкой и корнем;
  • перенос слов, не употребляющихся без приставки, возможен между приставкой и корнем;
  • к приставке, заканчивающейся на гласную, не присоединяется согласная корня при переносе;
  • если корень слова начинается с гласной кроме Ы, то возможны варианты при переносе;
  • если слово имеет приставку, а также корень, начинающийся на Ы, то эта буква присоединяется к приставке, перенос слова в таком случае происходит после нее.

Несмотря на вариативность разбивания слов со стечением согласных в середине, при переносе их по строчкам следует помнить, что автору предпочтительно не разбивать существующие в слове морфемы.

Двойные согласные не следует разбивать, если они употребляются в слове после приставки, заканчивающейся на гласную.

Соединительная гласная в сложных словах должна оставаться с первым корнем, а не переноситься.

Примеры разделения слов на морфемы для переноса по строчкам:

  1. Слова переносят по слогам, которые состоят из одной гласной и от одной до нескольких согласных: кни-га, иск-ра, ры-нок, вы-ра-же-ние. Особенности переноса:
  • односложные слова не разрывают: скунс, мать, Джон;
  • сочетания букв без гласной не отрывают от слова: вью-нок, а не вь-юнок;
  • фонетический слог из одной гласной не отрывают от слова: иг-ра, а не и-гра.
  1. Ь и Ъ знаки: коль-цо, подъ-езд.
  2. Й: линей-ка, копей-ка, май-ка.
  3. Перенос с приставками:
  • между согласными приставки и корня: под-бивать, рас-копать;
  • в словах, которые не употребляются без приставки: ис-подтишка или испод-тишка;
  • гласная приставки + согласная корня: за-писать, на-нести;
  • гласная корня: без-оружный или бе-зоружный, не рекомендуется переносить как безо-ружный, чтобы не отрывать гласную от корня;
  • Ы в корне: сы-митировать.
  1. Сочетание нескольких согласных: род-ство, родст-во.
  2. Двойные согласные: клас-сный, отмен-ный.
  3. Сложные слова: тепло-ход, само-вар, сверх-новый.

Перенос слов на другую строку с тире и дефисом

Для начала следует определить специфику каждого из знаков. Несмотря на схожесть, тире и дефис отличаются друг от друга не только способом применения, но и внешним видом.

  • тире — это пунктуационный знак, который используется для отделения мыслей, замены связующего слова и выглядит так «—»;
  • дефис — это орфографический знак, который тождественен со знаком переноса и выглядит так «-».

Знак тире не используется при переносе внутри слова. Если перенос в предложении логически пришелся на тире, то пунктуационный знак препинания остается на строке до переноса, а часть после тире переносится на следующую строку.

Если слово разделено дефисом, и перенос слова приходится на это разделение, переносить слово можно. Следует отметить, что в некоторых случаях различие между написанием слов слитно и через дефис может потеряться. В этом случае справочники указывают на необходимость повтора дефиса на следующей строке в начале перенесенной части. Однако это считается факультативным правилом русского языка.

Факультативное правило — это правило, которое может применяться по желанию автора.

Перенос слов с разделительным мягким и твердым знаком

Твердый и мягкий знаки не имеют своих звуков, но обладают сильным влиянием на русскую письменность. Они используются для смягчения и твердости внутри слов.

Как уже говорилось ранее, переносить Ъ и Ь, отрывая их от предшествующей согласной, нельзя. Это обусловлено тем, что новую строчку нельзя начинать с буквы, не имеющей звука, а также тем, что твердый и мягкий знаки непосредственно влияют на звучание согласной, после которой они находятся.

Это правило работает с твердым и мягким знаками как в корне, так и в приставке.

Нюансы переноса имен собственных

Имена собственные в русском языке переносятся по таким же правилам, как и все остальные слова. Следует учитывать, что нельзя переносить короткие имена и названия, переносить одну букву или буквы, не образующие слога.

Однако стоит учитывать негласное правило, согласно которому перенос имен собственных не следует делать из уважения к именам и названиям. Если перенос приходится на имя собственное, следует перефразировать предложение или переносить имя собственное целиком.

Какие слова нельзя переносить

В русском языке существует ряд слов, перенос которых запрещен в силу особенностей их написания.

Урок русского языка на тему "Как переносить слова с одной строки на другую". 2-й класс

Цель: повторить правила переноса; формировать умение переносить слова с одной строки на другую.

Планируемые результаты: учащиеся научатся переносить слова с одной строки на другую; аргументировано отвечать, доказывать своё мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.

  • познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
  • регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;
  • личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивами.

Оборудование: учебники В.П. Канакиной и В.Г. Горецкого “Русский язык” для 2 класса по программе “Школа России”, тесты по теме “Перенос слов”, карточки с иллюстрациями, карточки “Смайлы”.

Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Учитель: Отгадайте загадку. Найдите слова с безударной гласной, подберите проверочные слова.

Раскалённая стрела
Дуб свалила у села. (Молния)

Ученики: стрела (стрелы), свалила (свалит), у села (сёла).

Учитель: Выполните словарную работу. Отгадайте загадки. Запишите отгадки.

а) Белый камень во рту тает. (Сахар)

Стоит Алёнка – платок зелёный,
Тонкий стан, белый сарафан. (Берёза)

По полю рыщет,
Поёт, да свищет,
Деревья ломает,
К земле прислоняет. (Ветер)

Что за скрип, что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я . (капуста)

Круглое, румяное,
Я расту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (Яблоко)

III. Самоопределение к деятельности

Учитель: Прочитайте предложение на доске.

Учитель: В чём ошибка?

Ученик: Слова изучаем и перенос неправильно разделены на слоги.

Учитель: А как правильно разделить эти слова на слоги для переноса?

Ответы учащихся: изу-ча-ем, пе-ре-нос.

Учитель: Сформулируйте тему урока.

Ученики: Как переносить слова с одной строки на другую?

Учитель: Сформулируйте задачи урока.

Ученики: Учиться правильно переносить слова. Знать правила переноса слов.

IV. Работа по теме урока

Учитель: Сегодня на уроке мы узнаем несколько правил переноса слов.

1.Запишите слова, разделите их на слоги для переноса. Картинный диктант.

Машина, дерево, книга, молоко, магазин.

Формулирование первого правила переноса слов:

Ученики: Слова переносятся с одной строки на другую по слогам.

2. Послушайте стихотворение.

Мы изучаем перенос,
Вот как слова я перенёс.
Едва – е-два.
И получил за это два.
Укол – у-кол.
И получил за это кол.
Опять – о-пять.
Теперь, наверно, будет пять?

— А вы как думаете?

Ученик: Пять за этот ответ нельзя поставить, потому что одну букву нельзя оставлять на строке и одну букву нельзя переносить при переносе слов.

Учитель: Запишите эти слова.

Сформулируйте второе правило переноса слов.

Ученики: Не переносятся слова, которые имеют один слог и слог, состоящий из одной гласной буквы.

Учитель: Придумайте и запишите слова, которые нельзя переносить.

Например: шкаф, школа, руль, шесть, яма, змея.

3. Прочитайте слова на доске. Правильно ли они разделены для переноса?

Ученик: Эти слова нужно разделить иначе.

Строй-ка, ру-чей, день-ки, пень-ки.

Учитель: Запишите эти слова. Сформулируйте третье правило переноса слов.

Ученики: Буквы й и ь не отделяются от стоящей перед ними буквы при переносе слов.

4. Прочитайте рассказ на интерактивной доске. Найдите слова с удвоенными согласными. Как их надо переносить с одной строки на другую?

Поездка

В воскресенье группа ребят поехала за город. В кассе они купили билеты. К перрону подошёл поезд. Пассажиры быстро вошли в вагоны. Приятно смотреть из окна вагона.

Ученики: груп-па, в касс-се, пер-рону, пас-сажиры,

Учитель: Сформулируйте четвёртое правило переноса слов.

Ученики: При переносе слов с удвоенными согласными одну букву оставляют на строке, а другую переносят.

Учащиеся читают на доске стихотворение:

Эти буквы близнецы,
Удалые молодцы,
Ты одной закончи строчку,
А другой её начни.

5. Чтение правила о переносе слов в учебнике. (Упражнение №107, с. 71)

Поднимает руки класс — это раз,
Повернулась голова – это два,
Руки вниз, вперёд смотри – это три,
Руки в стороны пошире развели мы на четыре,
С силой их к плечам прижать – это пять.
Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

VI. Закрепление изученного материала

1. Выполнение упражнения №108, с.71.

2. Работа в парах. Записать слова и разделить их для переноса.

Ученики: Ёжи-ки, ежа-та, ежи-ха, ежо-вый, ежо-нок.

3. Прочитайте текст на интерактивной доске. (При чтении учитель слово паук разделяет голосом на два слога.)

Шёл ёж. Глядь – зверь не зверь.

А вот так – кыш, и всё тут.

А тот – трус, шмыг в щель!

— Ну, друг, в чём тут суть?

Ответьте, почему в этом тексте слово паук лишнее?

Ученик: Потому что в этом слове два слога, а в остальных по одному.

Учитель: Мы можем разделить слово паук для переноса?

Ученик: Да. Па-ук.

Учитель: А остальные слова из текста мы можем разделить для переноса?

Ученик: Нет, потому что они состоят из одного слога.

VII. Сочинение “буриме” (рифмованные строчки)

Учитель задаёт ученикам два слова, например, переносом, носом, и просит сочинить двустишие. Это может выглядеть примерно так:

Все знакомы с переносом,
Не останемся мы с носом.

VIII. Рефлексия. Тесты.

1. Разделите слова для переноса.

Грачи — .Чайка — .
Книжка — .Кормушка — .

2. Подчеркните слова, состоящие из одного слога. Подчеркните в словах гласные буквы.

3. Подчеркните слова, неверно разделённые для переноса.

4. Подчеркните слова, которые нельзя переносить.

1. Разделите слова для переноса.

Цветы — .Лейка — .
Стрижка — .Верхушка — .

2. Подчеркните слово, начинающееся со слога МОР.

Море, мороз, мороженое, морковь, молоко.

3. Подчеркните слова, неверно разделённые для переноса.

4. Подчеркните слова, состоящие из двух слогов.

Тебя в стране любимой ждут
Походы, игры и науки,
И каждый шаг твой берегут
Её заботливые руки.

(Самооценка тестов. Выставление отметок учащимися. Сдача тестов на проверку учителю).

Конспект урока по русскому языку на тему " Как переносить слова с одной строки на другую?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повторить правила переноса слов; формировать умение переносить слова с одной строки на другую.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему » Как переносить слова с одной строки на другую?»»

Тема: Как переносить слова с одной строки на другую?

Цели: повторить правила переноса слов; формировать умение переносить слова с одной строки на другую.

Планируемые результаты: учащиеся научатся переносить слова с одной строки на другую; анализи-ровать, делать выводы, сравнивать.

Ход урока I. Организационный момент

II. Актуализаций знаний

1. Орфографическая минутка

Зима. На сосне сидят птицы. Они ищут пишу. Я сыплю в кормушку крошки.

— Проверьте безударные гласные. (Зима — зИмы, пишем бук­ву И. Сосна — сОсны, пишем букву О. Они — он, пишем букву О.)

— Кто может проверить безударную гласную в слове кормушку? (В кормушку насыпают корм.)

— Какие орфограммы в словах пищу, ищут? (ЩУ пиши с бук­вой У.)

(Учитель диктует предложения. Слово сидят записано на доске.)

— Поставьте ударение в словах, подчеркните безударные глас­ные, вспомните, какими словами мы их проверяли.

2. Словарная работа

— Запишите слово желтый.

— Какая буква пишется не так, как слышится? (Буква Ё на месте звука О.)

— Подберите однокоренные слова. (Желток, желторотик, желтизна, желтуха, пожелтели.)

— Какие буквы чередуются в корне? (Ё-е.)

— Выделите корень. Подчеркните букву Е. (Желт-.)

III. Самоопределение к деятельности

Мы изучали перенос, Вот как слова я перенес: Едва я перенес е-два И получил за это «два». Укол я перенес у-кол И получил за это «кол». Опять я перенес о-пять. Теперь, наверно, будет «пять». А. Шибаев

— Как вы думаете, будет у ученика «пять»? (Нет.)

— Почему? (Он не знает правила переноса.)

— Какое правило забыл мальчик? (Одну букву нельзя оставлятьна строке или переносить.)

Чтобы не получать «два», мы сегодня повторим правила пе­реноса.

IV. Работа по теме урока

— Откройте учебник на с. 71. На какой вопрос мы сегодня ответим? (Как переносить слова с одной строки на другую?) Упр. 107 (с. 71).

— Прочитайте правила переноса.

— Как переносят слово? (По слогам.)

— Чего нельзя делать? (Одну букву оставлять или переносить на другую строку, отделять буквы И, Ь и Ъ от буквы, стоя­щей перед ними, переносить слова, состоящие из одного слагав)

— Как переносят удвоенные согласные? Упр. 108 (с. 71),

— Прочитайте слова. На какие группы можно разделить слова? (Слова, которые можно перенести, и слова, которые нельзя перенести.)

(Вариант I записывает слова, которые можно переносить, ва­риант II — слова, которые нельзя переносить. Два ученика рабо­тают на обратной стороне доски.)

— Проверьте, правильно ли выполнили работу ученики на доске.

— Кто из вас выполнил все правильно? Поставьте на полях «!».

V. Физкультминутка

А часы идут, идут — Тик-так, тик-так, В доме кто умеет так? Это маятник в часах Отбивает каждый такт. (Наклоны влево и вправо.) А в часах сидит кукушка, У нее своя избушка. (Глубокий присед.) Прокукует птичка время, Снова спрячется за дверью. (Приседания.)

Стрелки движутся по кругу, Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.) Повернемся мы с тобой Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.) А часы идут, идут, (Ходьба па месте.) Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.) А бывает, что спешат, Словно убежать хотят. (Бег на месте.) Если их не заведут, То они совсем встают. (Остановиться.)

VI. Закрепление изученного материала Упр. 109 (с. 72).

— Прочитайте стихотворение шепотом. Кто хочет прочитать стихотворение выразительно?

— Придумайте заголовок. (Осень.)

— Какие слова употреблены в переносном значении? (Загля­нула, желтые метели.)

— Выполните письменное задание к тексту.

— Какие слова подчеркнули? (Осень, сад, за.) Упр. 110 (с. 72).

— Прочитайте, что нужно сделать в упражнении. (Составить две загадки о нотах.)

— Поработайте в парах.

— Какие загадки у вас получились? (Семь ребят на пяти про­водах отдыхают. Стая птах на лесенке заиграли песенки.)

— Выполните письменное задание.

VII. Рефлексия

(На доске запись.)

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

— Спишите скороговорку, разделив слова для переноса. (Шла Са-ша по шос-се и со-сала (соса-ла) суш-ку.) (Проверка. Сверка с образцом на доске. Самооценка с помо­щью «светофора».)

голоса
Рейтинг статьи
Читайте так же:
The escapists стул
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector