Irina-vaiman.ru

Дизайн и Архитектура
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Философия безделья в романе «Обломов»

Философия безделья в романе «Обломов»

В рамках курса «Русский политический роман» политолог Борис Прокудин рассказывает, почему «Обломов» — это роман об общественном устройстве рая.

Один из самых симпатичных героев русской литературы — это Илья Ильич Обломов, написанный Иваном Гончаровым. «Многих людей я знал с высокими качествами, — говорит о нем его друг Штольц, — но никогда не встречал сердца чище, светлее и проще». Обломов умный, мягкий, очень добрый человек, но почти весь роман он лежит на диване в своем халате, что-то думает, мечтает — и очень не хочет с этого дивана вставать. И мы привыкли воспринимать Обломова как лентяя, как воплощенный символ лени и бездеятельности. Но что стоит за этой ленью?

Три сценария «успешной жизни»

В первой главе романа в гости к Обломову приходит несколько человек, которые, напротив, являются символами деятельности и воплощают собой некие сценарии «успешной жизни».

Первый — человек светский. Он знаком со всеми влиятельными людьми, у него успех, имя, связи. Он поспевает в десять мест в один день, с кем-то общается по неотложным и крайне важным делам. «Несчастный! — думает про него Обломов. — И это жизнь! Где же тут человек?» Получается бессмысленная беготня.

Второй гость — человек карьеры. У него служба, чины, власть и деньги, но он занят делами целый день. И утром нет покоя, и вечером. «Зачем такая жизнь? — думает Обломов. — Жить ему некогда». Какая-то бессмысленная суета.

Третий гость — активный гражданин, публицист. Он пишет статьи, с чем-то вечно борется, высмеивает пороки общества, следит за политикой. «Несчастный! — опять думает про него Обломов. — Тратит душу свою на мелочи».

После этих описаний кажется, что употреблять в отношении поведения Обломова негативно окрашенное слово «лень» не совсем верно. Правильнее описать его через термин «недеяние». А что такое сознательное недеяние? Это попытка избежать зла. Не действуют, например, монахи: они уходят подальше от мирской жизни в монастыри, в скиты, в пустыню, чтобы не навредить людям и своей душе. Обломов тоже не ленится в традиционном смысле этого слова. Скорее он не действует, чтобы сохранить в чистоте свою душу и остаться человеком.

Заметим, что Обломов не только необычно чист душой, но и обладает более развитой рефлексией по сравнению с другими героями романа. Все сценарии якобы успешной жизни он видит в их завершенности. Видит все опасности и искушения на этом пути, а главное, понимает, что в обществе люди живут механической жизнью, повторяют заученные действия и за этой суетой теряется главное: человек утрачивает свою сознательную целостность.

Персонаж Обломова так интересен читателям и так глубок, потому что, в отличие от окружающих, от Штольца, от Ольги, он задается непостижимыми вопросами. В чем истинный смысл жизни? В чем назначение человека?

Но если карьера — это не то, деньги — не то, власть — не то, просто труд, который пропагандирует Штольц, тоже не то — что тогда то? А вот это он еще не знает.
И самое печальное, Обломов понимает, что просто лежать на диване, как он это любит и как все делали в его родной Обломовке, тоже не то. Подобное недеяние, конечно, лучше, чем жизнь карьериста или публициста, но вряд ли в этом счастье и назначение человека.

«Тихое счастье» Обломова

В одном месте романа Обломов придается мечтам о своем «тихом счастье». Он представляет себе летний вечер в деревне в компании друзей, красавицы жены и маленьких детей. Большой круглый стол, самовар, покой и любовь. Где-то балалайка играет. Тихая идиллия.

И вот к концу романа, уже после всех мытарств с Ольгой, попыток полезной деятельности, наш герой, кажется, приходит к обломовскому счастью. Он женится на Пшеницыной — прекрасной хозяйке, которая все время что-то готовит. Она, может быть, не играет на рояле, как мечтал Обломов об идеальной жене, не поет арии Беллини, но зато локти у нее удивительно круглые. У Обломова с Пшеницыной родился ребенок. Они живут как старосветские помещики, пьют кофей, гуляют. Одним словом, покой и любовь, как он и хотел.

И тут в гости приезжает неутомимый Штольц, смотрит на это все презрительно и говорит: «Ты теперь совсем погиб, Илья!» А тот в ответ: «Да, я погиб, Андрей. » Почему Обломов так отвечает? А дело в том, что они разговаривают на разных языках. Когда Штольц говорит: «Ты теперь совсем погиб, Илья», он имеет в виду гибель для социальной жизни, активного труда и увеличения капиталов. Все это никогда не интересовало и не интересует Обломова. Когда же Обломов отвечает: «Да, я погиб, Андрей!», он горюет о том, что не смог победить лень душевную. Бог ему дал больше всех, и он был близок к тому, чтобы лучше понять смысл жизни, духовно возрасти, а ничего с этим не сделал. Вот его трагедия.

Читайте так же:
Чем отмыть подсолнечное масло с дивана

Гончаров как прототип Обломова

Нужно сказать, что Гончаров во многом писал Обломова с себя. Он тоже с виду был ленив, потому что, как и Обломов, всегда сомневался в правильности своих действий. Романы писал всегда очень медленно и помалу и завидовал писателям-помещикам: Толстому, Тургеневу — главным образом Тургеневу, который выпускал романы раз в два-три года. Толстой с Тургеневым были помещиками, за них все делали крестьяне. А у Гончарова, выходца из купцов, крепостных не было, и большую часть жизни у него отнимала служба, а романы он писал в летние отпуска.

Как Обломов, он задавался вопросом об истинном смысле жизни, но сам не мог на него ответить утвердительно. Гончаров выбрал путь писателя. «Я не знаю, в чем смысл жизни человеческой, — говорит он романом „Обломов“, — но я хотя бы поставлю этот вопрос перед вами».

Гончаров опубликовал «Сон Обломова» за 10 лет до появления романа, в 1849 году. Этот идиллический, почти сказочный рассказ о детстве Обломова он называл «увертюрой к неоконченному роману». Читатели ожидали продолжение рассказа о мальчике и были очень удивлены, что роман оказался о взрослом человеке. И на контрасте всем показалось, что аллегорический «Сон» как будто помещен в жизнь реального человека середины XIX века, написанного по принципам реализма. Но это не так. Жизнь взрослого Обломова — такая же аллегория, как жизнь сказочных обломовцев. Ведь если присмотреться, диван Обломова — это та же Обломовка, только уже в городе, где он снимает жилье.

«Что такое обломовщина?»

Очень долго, на протяжении целого столетия, доминирующим взглядом на роман Гончарова были суждения Николая Добролюбова. Его статья называлась «Что такое обломовщина?». Известный критик увидел в романе зарисовку общественной ситуации в России накануне Великих реформ. В это время, утверждал он, на первый план должны выйти новые люди, способные активно участвовать в реформировании российского общества, а лентяи-дворяне вроде Обломова, воспитанные в праздности, — уйти с дороги и не мешать. Но на самом деле роман Гончарова не о современном Добролюбову человеке середины XIX века, а о душе.

Жизнь в Обломовке

Одно из самых прекрасных мест, описанных в русской литературе XIX века, — это деревня Обломовка, изображенная в известной главе «Сон Обломова». Читая эту главу, невозможно понять: высмеивает автор Обломовку или любуется ею, сатира это или идеал несуетной жизни?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте посмотрим на отношения людей в Обломовке. Я занимаюсь изучением общественного идеала в русской литературе, и меня интересует, как устроен мир Обломовки с социально-политической точки зрения.

На первый взгляд Обломовка, то есть имение семьи Обломовых с дворней и тремя сотнями душ крепостных крестьян, — это запущенное имение. Это же сельскохозяйственная единица, но вот хозяйствование там происходит очень странно.

Основная забота помещиков Обломовых — кухня и обед. Об обеде совещаются целым домом и готовят его с самого утра, потом, поев, все ложатся спать. Проснувшись, пьют чай, дожидаются ужина и отходят ко сну, счастливые, что еще один день прошел.

Спрашивается: а в Обломовке работают? Помещик и крестьяне, триста обломовских душ? Кроме дворни, которая суетится на кухне и около кухни, люди в Обломовке скорее изображают деятельность. Помещик притворяется строгим барином, а крестьяне — покорными крестьянами.

Сам старик Обломов — отец Ильи Ильича, хозяин имения — управляет имением крайне необычно. Он целое утро сидит у окна и наблюдает за всем, что делается на дворе.

— Эй, Игнашка? Что несешь, дурак? — спросит он идущего по двору человека.
— Несу ножи точить в людскую, — отвечает тот, не взглянув на барина.
— Ну неси, неси; да хорошенько, смотри, наточи.

Потом остановит бабу:

— Эй, баба! Куда ходила?
— В погреб, батюшка, — донесся со двора голос остановленной бабы. — Молока к столу достать.
— Ну, иди, иди! … Да смотри, не пролей молоко-то!

Так старик Обломова руководит своим хозяйством, ни разу в жизни не поинтересовавшись ни о доходах имения, ни о расходах.

С точки зрения входившего в обиход XIX–XX веков культа европейской производительности такой способ ведения хозяйства вызывает улыбку. И правда, это способ, при котором крестьяне работают настолько неэффективно, что прибыли имения хватает только на еду для господ и дворни. Питаются в доме Обломовых плотно, но вот уже на новую мебель хозяевам трехсот душ денег не хватает, и старый барин сидит на кресле, кожи на котором «осталось только на спинке один клочок». Но барин этого не замечает, потому что это не главное, а главное — мир в душе.

Такой дедовский способ хозяйствовать, конечно, кажется смешным читателям романа. Но за ним можно увидеть утерянный старинный общественный договор, по которому крестьяне получали от бояр с дружинниками защиту, а за это должны были их кормить в прямом смысле слова. Если не брать в расчет отдельных злоупотреблений, до XVII–XVIII веков такой порядок не предполагал чрезмерного обогащения помещиков за счет крестьянского труда.

Читайте так же:
Как поставить задний диван опель астра

Но в Обломовке можно увидеть и элементы анархии, которые так дороги русскому сердцу. Да, формально есть помещики и крестьяне, но между ними нет антагонизма, они живут в состоянии согласия, самоуправления и отсутствия внешней власти, какой-то общей обломовской общиной.

Символ этого единения — «исполинский пирог», который в Обломовке пекут по воскресениям. Сначала его два дня едят господа, на третий и четвертый день остатки поступают в девичью. «Пирог доживал до пятницы, — пишет Гончаров, — так что один совсем черствый конец, без всякой начинки, доставался, в виде особой милости, Антипу [конюху]».

Но есть и еще одно соображение по поводу Обломовки. Это место, «близкое к раю». Мы вполне можем говорить об Обломовке в таких словах, потому что она является герою во сне, в ностальгической грусти по утерянному раю детства.

Так вот, если попытаться вообразить себе место неподалеку от рая, как оно должно выглядеть? Во-первых, там должно быть вечное лето, солнце всегда в зените, тепло и зелено. Во-вторых, оно должно быть, конечно, отгорожено от внешнего мира: никаких властей сверху, никаких соседей, никаких вторжений. В-третьих, там должен быть всеобщий достаток и отсутствие проблем. Люди не болеют и почти даже не умирают. И в-четвертых, самое главное, в отношениях между людьми там должна быть любовь и согласие, а в душе у всех — мир и покой.

Вот вам Обломовка. Можно возразить, что написана она автором как комедия, все обитатели Обломовки смешные и нелепые. Но как иначе писать о сокровенном, если не защищаться иронией? Пусть критики клюнут на эту иронию и называют Обломовку царством обжор и лентяев, а наиболее идейные — даже сатирой над пережитками крепостничества. Мы-то знаем, что это место, где все люди друг друга любят.

Русский роман о человеческой душе

Добролюбов заклеймил Обломова как «лишнего человека», пример деградации дворянства, уже неспособного на прогрессивную деятельность. Пройдет всего несколько лет, и в русскую литературу ворвутся настоящие «люди действия»: через три года будет написан Базаров, через четыре — Рахметов и так далее. И Обломов останется один в своей «нелепой» асоциальности, выбравший недеяние ради поиска смысла жизни и души.

«Обломов» — это не повествование Гончарова о своих современниках. Это большой русский роман о человеческой душе.

Образ и характеристика Обломова в романе Гончарова «Обломов»

В романе «Обломов» Иван Гончаров затрагивает проблему формирования личности, выросшей в обстановке, где всячески пытались ущемить проявление самостоятельности.

Образ и характеристика Обломова поможет читателю разобраться, какими становятся люди, привыкшие с детства получать желаемое с помощью других.

Внешний образ Ильи Ильича Обломова

Илья Ильич Обломов был полный. Небольшие пухлые руки, узкие плечи, бледный цвет шеи указывали на излишнюю изнеженность. В молодости барин отличался стройностью. Симпатичный блондин нравился девушкам. Сейчас он полысел. Андрей Штольц советует товарищу сбросить лишний вес, аргументируя тем, что от него клонит в сон. Посещая квартиру Обломова, он часто видит, что барин спит на ходу, ищет любой предлог, лишь бы прилечь на диван. Да и отечность дает понять, что со здоровьем плохо. Причиною могли послужить набранные килограммы.

Поднимаясь с кровати, Обломов кряхтит как старик. Он называет себя:

В одежде всегда неряшлив. Постельное белье меняет редко. Слуга Захар часто делает ему замечания. Штольц уверяет, в таких халатах как он носит, уже давно не ходят. Носки на нем с разных пар. Рубаху мог запросто одеть навыворот, и не заметить.

Жилье и быт

Около восьми лет Илья Обломов живет в просторной съемной квартире, в самом центре Петербурга. Из четырех комнат использует лишь одну. Она служит ему и спальней, и столовой, и приемной.

На стенах и потолке было множество паутины. Мебель укрывал толстый слой пыли. После встреч с возлюбленной Ольгой Ильинской, он приходил домой, садился на диван, и чертил на пыльном столе большими буквами ее имя. На столе помещались разные предметы. Там были и грязные тарелки, и полотенца, прошлогодние газеты, книги, с пожелтевшими страницами. В комнате Обломова находятся два дивана.

Отношение к учебе. Образование

В тринадцать лет Илью отправили учиться в пансион в Верхлево. Обучение грамоте не привлекало паренька.

В университете учился без энтузиазма. Абсолютно не интересовался дополнительной информацией, читал то, что задавали преподаватели.

В жизни студента Обломова присутствовало увлечение поэзией. Товарищ Андрей Штольц приносил ему разнообразные книги из семейной библиотеки. Сначала он с восторгом прочитывал их, а вскоре забросил, что и следовало от него ожидать. Илье удалось окончить университет, но должные знания не отложились в его голове. Когда потребовалось проявить свои познания в юриспруденции и математике, Обломов не справился. Всегда считал, что учеба послана человеку как расплата за грехи.

Служба

После обучения время пролетало быстрее.

В 20 лет он был достаточно наивен, определенные взгляды на жизнь можно было списать на неопытность. Юноша был уверен, что

Читайте так же:
Замена чехла на диване клик кляк

Проработав два года, допустил серьезную ошибку. При отправке важного документа, перепутал Астрахань с Архангельском. Дожидаться выговора не стал. Написал рапорт об уходе, а перед этим пребывал дома, прикрываясь пошатнувшимся здоровьем.

После произошедших обстоятельств не предпринимал попыток вернуться на службу. Он радовался тому, что ему не нужно теперь:

Отношения с окружающими

Илья Ильич кажется тихим, абсолютно неконфликтным.

В квартиру приходят гости: бывший сослуживец Обломова Судьбинский, литератор Пенкин, земляк Тарантьев. Каждый из присутствующих рассказывает лежащему в постели Илье Ильичу о насыщенной событиями жизни, приглашают прогуляться, развеяться. Однако он всем отказывает, ему в тягость выход из дому. Барин боится, чтоб его не просквозило. В каждом предложении он видит проблему, ожидает подвоха.

Проживая у вдовы Пшеницыной, Илья с превеликим удовольствием возится с ее ребятишками, обучает их грамоте. С тетей своей возлюбленной Ольги Ильинской он с легкостью находит общие темы для разговора. Все это доказывает простоту Обломова, отсутствие заносчивости, которая присуща многим помещикам.

Любовь

С Ольгой Ильинской Обломова познакомит его друг Андрей Штольц. Ее игра на фортепиано произведет на него неизгладимое впечатление. Дома Илья всю ночь не сомкнул глаз. В мыслях он рисовал образ новой знакомой. Каждую черточку лица вспоминал с трепетом. После этого, стал часто бывать в имении Ильинских.

Признавшись Ольге в любви, повергнет ее в смущение. Они долго не виделись. Обломов переезжает жить на съемную дачу, расположенную возле дома его возлюбленной. Никак не мог совладать с собой, чтобы вновь посетить ее. Но судьба сама сведет их, организуя им случайную встречу.

Окрыленный чувствами, Обломов меняется в лучшую сторону.

Ольга все больше убеждается в его чувствах. Он выполняет все ее поручения. Однако «обломовщина» не отпускает героя. Вскоре ему начинает казаться, что он:

На его догадки девушка отвечает плачем и страданиями. Видя искренность в ее чувствах, жалеет о сказанном. Спустя время снова начинает искать причину, чтобы избегать встреч. А когда любимая в сама приезжает к нему, не может насмотреться на ее красоту, и решает сделать ей предложение руки и сердца. Однако сложившийся уклад жизни берет свое.

Он постоянно откладывает свадьбу. Ему надоедают частые встречи, прогулки. Ольга понимает это. Она разрывает отношения, так как ей не удается изменить Илью, а с равнодушным к жизни человеком она жить не сможет.

Последние годы жизни

Через несколько лет после расставания с любимой, Обломов женится на вдове Пшеницыной, у которой снимал комнату на Выборгской улице. Он вновь стает таким же унылым лентяем, вечно отлеживает бока на диване. Его супругу это вполне устраивало, не раздражало.

У Ильи Ильича Обломова случилось несколько апоплексических ударов. Судьба отмеряла ему недолгий путь. После очередного приступа он скончался.

Почему Обломов не просто лентяй на диване?

Имя героя романа Ивана Гончарова «Обломов» давно стало нарицательным для всякого ленивого и пассивного человека. А обломовщиной стало называться состояние, которое шире, чем просто лень – это личностный застой и апатия. Но был ли Обломов просто лентяем и эгоистом? Давайте разбираться.

О чем этот роман?

Идея «Обломова» появилась у Гончарова после отрицательного отзыва Белинского на эпилог его первого романа «Обыкновенная история». Критик назвал его искусственным, т.к. Александр Адуев (который станет прообразом Обломова) преодолевает в себе «лишнего человека». Тогда Гончаров начинает писать роман, в котором герой так и не смог измениться.

Роман повествует о жизни помещика Ильи Ильича Обломова. Он живет в Петербурге со своим слугой Захаром и целыми днями предается мыслям и мечтам, лежа на диване. Его энергичный друг Андрей Штольц заставляет Обломова начать вести активную жизнь, в ходе который он влюбляется в Ольгу Ильинскую. Но после короткого периода счастья он снова возвращается на диван. Основным конфликтом романа является конфликт созерцательного и деятельного начала.

Кто такой Обломов?

Живущий в мечтах Илья Обломов оказывается «героем своего времени» – это последние годы России до крестьянской реформы, когда большая часть дворянских имений была заложена в банке, а крепостные хозяйства приносили все меньше дохода. В это время дворяне, привыкшие к доходу от имения, не могут вписаться в стремительно меняющийся мир.

В 1850-е гг. выходит несколько романов о героях, которые не могут найти себе применение в той действительности («Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Тысяча душ»). И Обломов оказывается доведенным до крайности воплощением героя, который неспособен найти свое место в жизни.

В основе фамилии Обломов – «обломок»: это отломившийся кусочек, остаток чего-то сломанного. Так и наш герой давно отделился от целого (общества), и нет никакой надежды на то, что он сможет встроиться обратно.

Лентяй, тунеядец и эгоист?

Сейчас много говорят о том, что Обломов страдает депрессией и прокрастинацией. А обычно о нем говорили как о лентяе и эгоисте, не способном думать о других. Но Илья Ильич – на самом деле добрый человек, не способный на подлость и ложь. Ольга отмечает его «голубиную нежность» и способностью любить и заботится о другом человеке.

Читайте так же:
Как сложить диван moon аккордеон

Гончаров не случайно называет своего героя Ильей, проводя параллель с Ильей Муромцем, который до начала своих подвигов 33 года сидел на печи. Обломов оказывается в ситуации, когда ему, казалось бы, осталось дождаться либеральных реформ в России, «встать с печи» и найти себе применение. Но трагизм заключается в том, что Обломов попросту не успевает дожить до этих перемен.

Ему противопоставляется активный и деятельный Штольц – воплощение идеального человека в глазах современников Гончарова. При этом в романе не указывается, чем же занимается этот герой. Это отражает дуализм того времени: уже понятно, каким будет человек будущего в России, но при этом никто не знает, что же конкретно он будет делать.

Несмотря на всю положительность Штольца, Гончаров не делает Обломова отрицательным героем. А все потому, что он прежде всего продукт своего времени и общества. Не имея злых намерений и будучи чистым душой, он оказывается бесполезным для страны, которая готовится к масштабным реформам. Гончаров демонстрирует нам столкновение мировоззрений, которое разворачивалось в России на его глазах.

Итого

Обломов все время ностальгирует по прошлому, по утраченной идиллии – периоду расцвета русского дворянства, эпохе жизни героев «Евгения Онегина». Обломов – трагический символ шаткого положения дворянства середины века, теряющего свое положение и уступающего новому поколению.

Однако Илья Ильич хотя бы успевает спокойно прожить свою жизнь, ограничиваясь тревогами. Во второй половине XIX в. положение становится все более сложным, и вот уже герои «Вишневого сада» Чехова вынуждены продать свое имение, т.к. дворянство не сумело перестроится, и ему пришлось уступить место энергичным купцам и промышленникам.

Скачивайте наше приложение. 7 дней бесплатного доступа к видео и аудиолекциям!
Android | iOS
Instagram | VK | Facebook | YouTube | Сайт

7 секретов романа «Обломов»

Обломов. Иллюстрация Константина Тихомирова из журнала «Живописное обозрение стран света». 1883 год © goncharov.spb.ru

1. Тайна грозы

В главе «Сон Обломова» автор описывает благодатную обломовскую погоду:

«Грозы не страшны, а только благотворны там: бывают постоянно в одно и то же установленное время, не забывая почти никогда Ильина дня, как будто для того, чтоб поддержать известное предание в народе. И число и сила ударов, кажется, всякий год одни и те же, точно как будто из казны отпускалась на год на весь край известная мера электри­чества».

На первый взгляд этот фрагмент кажется почти случайным. Обращает на себя внимание разве что упоминание Ильина дня: «известное предание в народе» — это поверье, что в Ильин день нельзя работать, чтобы не убило громом. Вспом­ним, что главного героя романа зовут Илья Ильич — и он не хочет работать не только в свой день ангела, но и вообще никогда. Впрочем, гроза в этом отрывке объясняется не только с помощью народного поверья об Илье-пророке как покровителе грома — то есть глазами человека, верящего в «известное пре­дание». Гроза подается одновременно и рационально. Точка зрения жителя Обломовки, который верит в «известное предание», как бы сопоставляется с точкой зрения рационалиста Штольца: этот герой еще не появился на стра­ницах романа, но его голос, скептически оценивающий народные суеверия, уже звучит. Такая двойная точка зрения будет определять повествование и дальше.

2. Тайна слова «луна»

Рассказчику нравится Обломовка, но он не видит в ней ничего поэтичного:

«Бог знает, удовольствовался ли бы поэт или мечтатель природой мир­ного уголка. Эти господа, как известно, любят засматриваться на луну да слушать щелканье соловьев. <…> А в этом краю никто и не знал, что за луна такая, — все называли ее месяцем. Она добродушно, во все глаза смотрела на деревни и поле и очень походила на медный вычищенный таз».

Поэтический образ луны в «обломовском» сознании отсутствует, и нам сооб­щают об этом не случайно. В романе многократно упоминается ария «Casta diva» из оперы Беллини «Норма». Сначала Обломов мечтает, как ее будет исполнять его будущая жена, а затем эту каватину исполнит Ольга Ильинская, после чего Обломов признается ей в любви. Название арии переводится на рус­ский как «Пречистая богиня», но посвящена она вовсе не Богородице, как ино­гда утверждают, а богине луны. Об этом помнит и сам Обломов:

«…как выпла­кивает сердце эта женщина! Какая грусть заложена в эти звуки. И никто не знает ничего вокруг… Она одна… Тайна тяготит ее; она вверяет ее луне…»

Итак, любовь Обломова к Ольге ассоциируется с романтическим образом луны — которого, однако, не знали в патриархальной Обломовке. Неуди­вительно, что история их отношений заканчивается печально.

3. Тайна любви Обломова к Ольге

Расставшись с Ольгой, Обломов впадает в оцепенение:

«Снег, снег, снег! — твердил он бессмысленно, глядя на снег, густым слоем покрывший забор, плетень и гряды на огороде. — Всё засы­пал! — шепнул потом отчаянно, лег в постель и заснул свинцовым, безотрадным сном».

Почему герой не мог твердить ни о чем, кроме снега? Потому что любовь Об­ломова к Ольге развивается в соответствии с временами года. Герои встре­чаются в мае, и символом их любви становится ветка сирени — с нею Обломов несколько раз прямо сравнивает свои чувства. Пика интенсивности отношения достигают летом, а осенью Обломов, подавленный много­численными житей­скими трудностями, стремится избежать встреч с Ольгой, притворяется боль­ным и так далее.

Читайте так же:
Латы для дивана что это

Когда они расстаются, идет снег: годовой природный цикл завершен, и с этим ничего нельзя поделать. Таким образом, и в своей любви герой опять оказы­вается порождением родной деревни — места, где «годовой круг» повторяется «правильно и невозмутимо».

4. Тайна кофе и сигар

Размечтавшись, Обломов описывает идеальную, как ему кажется, жизнь своему единственному другу Штольцу.

«До обеда приятно заглянуть в кухню, открыть кастрюлю, понюхать, посмотреть, как свертывают пирожки, сбивают сливки. Потом лечь на кушетку; жена вслух читает новое; мы останавливаемся, спорим… Но гости едут, например ты с женой. <…> После обеда мокка, гавана на террасе…»

Что значит упоминание кофе мокка и кубинских сигар? Чтобы понять это, обратим внимание на реакцию Штольца: тот внимательно слушает друга, но с самого начала уверен, что даже в мечтах Обломов не может придумать ничего лучше Обломовки: «Ты мне рисуешь одно и то же, что бывало у дедов и отцов». Штольц явно неправ. Традиционный, «обломовский» уклад жизни не может удовлетворить главного героя, а мечту его «обломовскими» словами даже не описать: кофе, сигары, террасы — все это следы учебы в университете, прочитанных книг. Обломов, как бы он ни был ленив, образованный петербур­жец и далеко ушел от Обломовки.

5. Загадки восточной войны

Обломов читает газеты и узнаёт, «…зачем англичане посылают корабли с войском на Восток…».

Что за военные действия на Востоке имеются в виду? Скорее всего, англо-китайские «опиумные войны», последствия которых Гончаров лично наблюдал во время своего пребывания в Китае и описал во «Фрегате „Паллада“». Однако дело даже не в этом. Отправка английских войск на Восток упоминается как минимум четырежды в разных местах романа, а ведь его действие длится не­сколько лет. Получается, что не только главный герой застрял как бы в застыв­шем времени, где ничего не происходит, но и мировые новости (а герои романа очень любят обсуждать новости) все время одни и те же. Газеты, казалось бы обязанные следить за последними известиями, сообщают о как будто беско­нечно повторяющихся событиях. Не один Обломов — весь мир никак не может сдвинуться с точки.

6. Тайна коллежского секретаря

Вот как рассказчик представляет нам Обломова:

«Обломов, дворянин родом, коллежский секретарь чином, безвыездно живет двенадцатый год в Петербурге».

Коллежский секретарь — это чин X класса, то есть не самый низкий. Как Обломов мог получить такой чин? А вот это действительно не очень понятно, причем даже комментаторам Полного собрания сочинений Гончарова, которые и обна­ружили эту загадку. Можно предположить, что Обломов окончил университет кандидатом, то есть с особым успехом, и получил этот чин сразу после выпуска (вот только учился Обломов не особенно прилежно). Если же Обломов не был кандидатом, у него должен быть чин XII класса — губернский секретарь. Но мы знаем, что герой «прослужил кое-как года два», а значит, не мог успеть выслужить два чина. Более того, в черновиках романа Обломов прямо назван губернским секретарем. В общем, правдоподобного объяснения у чина Обло­мова нет. Остается предположить, что здесь действует другой прин­цип. Именно X класс был у гражданской жены Обломова, вдовы Агафьи Мат­веевны Пшеницыной (жены и вдовы чиновников считались в том же чине, что и мужья). Возможно, это совпадение — ироничный намек на своеобразное «родство душ» Обломова и Агафьи Матвеевны.

7. Тайна Штольца

Штольц предлагает Обломову не «погибать молча», сидя сиднем, а бежать и заняться делом:

«Куда? Да хоть с своими мужиками на Волгу: и там больше движения, есть интересы , цель, труд. Я бы уехал в Сибирь, в Ситху».

А каким делом занимается сам Штольц? В романе постоянно говорится о некой бурной деятельности, которую ведет Штольц, но без всякой конкретики: непо­нятно, должен ли читатель догадаться сам, чем занимается Штольц, или раз­гадки попросту нет. С одной стороны, вполне возможно, что эта деталь под­черкивает многосторонность Штольца: он может делать буквально все что угодно, поэтому не очень важно, в чем конкретно состоит его деятельность. С другой стороны, как заметила литературовед Людмила Гейро, разбросанные по тексту романа упоминания мест, где часто бывает Штольц, совпадают со списком районов, где добывали, покупали и продавали золото. Если это так, то Штольц — золотопромышленник. Интересно, что Ситха, куда хочет отпра­виться Штольц, находится на Аляске, но это как раз ничего не говорит о его связях с добычей золота: во время написания романа о существовании на Аляс­ке запасов драгоценного металла еще не было известно.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector