Диван 17 век
GardenWeb
На смену эпохе Возрождения в конце XVI в. пришел новый стиль — барокко (итал. barocco, буквально — странный, причудливый), который господствовал в Европе до середины XVIII в. Барокко связано с дворянско-церковной культурой зрелого абсолютизма. Барокко свойственны контрастность, стремление к величию и пышности (рис. 1). Особенной роскошью отличаются интерьеры. Широко используют лепку, скульптуру, роспись. Помещения отделывают дорогостоящими материалами! мрамором и позолотой. Внутреннее пространство помещений зрительно увеличивают за счет введения иллюзорного пространства живописных плафонов.
Так же пышно оформляют мебель. Консоли (пристенные столы), скамьи, столы, кресла и бюро-кабинеты отличаются большим разнообразием форм (рис. 2).
В технике изготовления мебели в эпоху барокко фанерование и техника деревянного набора становятся основными способами отделки.
Мебель для сидения становится более удобной: у кресел появляются мягкие сиденья, спинки с отвалом, удобные подлокотники (рис. 2, а, б). В то же время усложняется пластическое решение мебельных изделий и их многообразие. Кресла барокко снабжаются прямыми и конусными ножками с кувшинообразным расширением в верхней части и изогнутыми. Но почти во всех случаях кресла массивны, украшены резьбой и снабжены проногой или слегка изогнутой крестовиной с резным вазоном посредине. Мягкую мебель обивают темным бархатом с крупным узором.
Табуреты делают с расходящимися изгибающимися ножками, которые имеют фигурные проноги и позолоченную рельефную резьбу.
Сундуки и лари, которые к этому времени по форме стали напоминать античные саркофаги, уступают место шкафам (рис. 2, в), кабинетам и бюро-кабинетам. Для шкафов характерны криволинейность очертаний в плане, наличие изогнутого карниза со сложной скульптурной композицией, сложный силуэт.
Кабинеты изготовляли не только напольными на ножках, но -л настольными и миниатюрными, равными по размерам шкатулкам. Особенно славились кабинеты Флоренции, которые отделывали черным деревом, слоновой костью, перламутром, фаянсом, золочеными бронзовыми деталями. Для их украшения часто использовали технику флорентийской мозаики: изображения птиц, цветов выкладывали на дереве из тонких срезов камней.
Стелы имели шести- или восьмиугольную форму; края столешниц обрабатывали разнообразно, использовали резной орнамент. Применяемые в период Ренессанса ножки в виде массивных опор заменяются одной точеной в виде вазы, к которой с трех сторон примыкают особые кронштейны, оканчивающиеся внизу звериными лапами. Все это подстолье стоит на массивном основании, также сплошь покрытом резьбой.
Принципиальные изменения происходят в конструкции кровати: остается балдахин, консольно крепящийся к стене, но поддерживающие его высокие колонки исчезают. Тем самым объем кровати зрительно включается в пространство помещения.
Мебельные изделия украшают новыми материалами: костью, черепаховым панцирем, перламутром, фарфором и т. д.; столешницы и лицевые поверхности — маркетри и каменной мозаикой.
Мебельное искусство стиля барокко наибольшее развитие получает на севере Италии. Особенно известна мебель Венеции, она отличалась яркими росписями и лаками. Венецианские кресла характеризуются усложненностью форм, отсутствием членений и богатством отделки.
Наряду с Венецианской развиваются Флорентийская и Болонская школы. Кабинеты Болонской школы, также из черного дерева, имели подстолья с ножками в виде витых колонн, передняя поверхность кабинета обработана как фасад каменного здания: карнизы, тяги и профили. Часто такие кабинеты имели завершение в виде парапета, который увенчан балюстрадой, украшенной статуэтками из кости.
Как выглядели «дорожные судна» для дам и другие факты о гигиене русских дворян
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Немытая Россия? А как насчет смены перчаток 6 раз в день?
К аристократии предъявлялись достаточно строгие требования. Они должны были уметь вести себя на людях, выглядеть стильно, уметь танцевать и красиво говорить. Этикет для представителей высшего сословия состоял из правил, которые были взяты из европейского опыта. Фаворитом этикета по праву считалась Франция.
Кроме достойного поведения, дворяне должны были уделять максимум внимания личной гигиене. Женщинам и мужчинам следовало иметь безупречный вид, а неприятные запахи считались дурным тоном. Например, чего только стоило правило о смене перчаток: аристократы были обязаны менять их каждый раз после того, как посетили туалет. Можно понять, что в день требовалось примерно шесть пар перчаток.
Немало внимания уделялось и состоянию зубов. Чтобы отбить неприятный запах изо рта, в десны втирали соль, а также жевали пчелиный воск. Царь Петр Великий вывел этот вопрос на государственный уровень и приказал боярам ежедневно жевать древесный уголь или мел, а также использовать для протирания зубов влажную тряпочку.
Появление ватерклозетов как альтернативы выгребным ямам
Туалеты — это отдельная история. Долгое время об устройствах, имеющих проточный слив и речи не шло. Впервые такая конструкция была установлена в Летнем дворце Санкт-Петербурга, и произошло это историческое событие в 1710 году. Первый личный ватерклозет принадлежал Александру Меншикову, соратнику царя Петра I. В работе историка Зимина «Зимний дворец. Люди и стены» указывается, что эта императорская резиденция была оснащена канализацией лишь в 1826 году. Для нее архитектором Росси были выделены специальные места для так называемых «ватерклосетов», и находились они недалеко от Георгиевского зала.
Но это в столичном дворце. А что же делали дворяне в провинциях? Им повезло не так, как аристократам из Санкт-Петербурга и Москвы. До начала 20 века жители провинциальных городов использовали допотопные строения со зловонными выгребными ямами. В некоторых городских домах делали стационарные туалеты, носящие название нужные чуланы. Обычно существовало две такие каморки, она для господ, другая для слуг. И находились они у входа. Недостатком был неприятный запах, который доносился из прихожей.
Некоторые историки считают, что самым прогрессивным городом России в смысле гигиены был Новгород — есть упоминания о том, что во время раскопок были обнаружены части городского водопровода и канализации. И системы эти были построены еще в 11 веке. Кстати, если сравнить с Францией: в то время в романтичном Париже граждане выливали нечистоты из окон. Поэтому французы носили широкополые шляпы. Кому хочется попасть под такой, мягко скажем, неприятный душ?
Ночные горшки как произведения искусства
Существовали и ночные горшки. Однако если крестьяне использовали примитивные емкости из металла, то в ходу у дворян были красивые вазы из фаянса. Для хранения этих сосудов предназначались специальные шкафчики, которые устанавливали в дворянских спальнях. По утрам специально назначенный слуга должен был вынести ночные вазы, опорожнить, тщательно вымыть и установить обратно.
В упомянутой уже книге историка Зимина есть описание различных предметов мебели, которые находились в Зимнем дворце. Кроме роскошных диванов, кресел, комодов и прочей утвари, он описывает любопытную конструкцию как ночной стул, оснащенный мягкой подушкой из натуральной кожи и емкостью (горшком) из фаянса. Комфорт превыше всего! Аристократы усаживались на специальный предмет мебели, а фаянсовая ваза принимала отходы жизнедеятельности. Забавно, что изделие, которое сегодня бы назвали «переносной унитаз», а раньше называли «ретирадное кресло» могло стоить очень дорого. Их изготовление поручали известным мастерам, которые старались сделать настоящее произведение искусства, достойное восхищения и хвастовства.
Дорожные судна для дам: путешествия с комфортом
Аристократы достаточно часто путешествовали. Мужчинам при этом было не так сложно, как дамам: путешественник мог просто-напросто отъехать на коне в сторону, подальше от дороги, ближе к густому кустарнику и сделать все необходимые дела. А что же оставалось представительницам прекрасного пола? Для них был придуман бурдалю, который обязательно находился в каждой карете. Этим словом называли аналог ночной вазы, который делали в виде судна удобной продолговатой, но обязательно изысканной формы. Бурдалю делали из фаянса или фарфора, расписывали красивыми картинками, порой весьма фривольного содержания. Такая ваза имела небольшие размеры, и женщина могла без проблем спрятать ее под пышной юбкой.
Тот же Зимин писал о том, что при исследовании архивов Николая I, нашел интересную запись. Он просматривал бухгалтерские отчеты и нашел упоминание о том, что за изготовление женского «дорожного судна» было уплачено восемнадцать рублей. Использовали бурдалю не только в поездках, но и во время длительных мероприятий. Все происходило стоя, ведь предмет был оснащен удобной ручкой. Справиться с пышной юбкой госпоже помогали служанки.
Дневник Бастинда
23:52 культурный феномен
- Теги записи: фотки, об искусстве
22:27 выставка "Другие берега"
- Теги записи: рецензии, фотки
В Советской России 1921 года многие голодали, в том числе и художники, чьи картины никто не покупал. И вот Иван Трояновский – ученый, медик, автор множества учебников по естествознанию, которые издавались огромными тиражами как до революции, так и после (преимущественно в еще не упраздненном издательстве Ивана Сытина), родил идею устроить выставку-продажу их картин в Америке. И сказал, что даст на это предприятие свои личные деньги и уговорит Сытина тоже вложиться.
Идею обкатывали до конца 1923 года и, что самое поразительное, несмотря на огромное количество трудностей, сумели осуществить в 1924 году. Художники кинули клич и набрали больше 1000 штук картин, графики, скульптур и ДПИ. Сергей Виноградов, Игорь Грабарь, Константин Сомов и Федор Захаров привезли это хозяйство в Америку и занялись устройством выставки. Там много интересных подробностей, но я сейчас не про то.
Все четверо впервые оказались в Америке и сразу в Нью-Йорке, который поразил их и архитектурой, и ярким освещением улиц, особенно Бродвея, и двухэтажными автобусами, и метрополитеном. А также они впервые побывали в кинематографе. И вот тут Игорь Грабарь, художник, искусствовед и историк искусства, директор Третьяковской галереи, немало поездивший по Европе, пришел в ярость
«Ужаснее и мерзостнее зрелища я никогда не видал. Это все-таки такая чудовищная профанация одного из величайших созданий человечества — театра, что уже это одно сознание отравляет всякую возможность наслаждения и радости, если даже допустить, что они мыслимы… Говорят, что это сама жизнь, а я вижу, что это сама фальшь, что это откровенная и притом гнуснейшая ложь», — писал Игорь Грабарь в письме жене
Вот такая неожиданная реакция вполне культурного человека на киноискусство!
Остальным, правда, кинематограф гадостью не показался, а Сомов так вообще кино сильно зауважал и старался не пропускать новые фильмы. Впрочем, из этой четверки только Грабарь и вернулся в Советскую Россию и привез обратно нераспроданные картины, а купили в Америке, к сожалению, всего штук двести Музей русского импрессионизма с огромным трудом, ориентируясь на довольно фиговый каталог, сделанный тогда устроителями выставки, и разрозненные документы, разыскал около ста вернувшихся тогда в Россию картин и сделал из них эту выставку. Особых шедевров там нет, но мне было интересно и выставка понравилась.
- Теги записи: рецензии, об искусстве
21:43 утренняя сова
- Теги записи: творчество
20:37 по мотивам абсента
11 самых популярных стилей диванов
В мире диванов есть свои стили и история. Это не просто мягкие подушки и объемы, соединенные вместе на определенном каркасе. У некоторых из них – настоящая аристократичная родословная, другие были изобретены специально для массового доступного по цене производства, а третьи просто имеют уникальный облик.
11 самых популярных стилей диванов
- — Английский (English rolled arm)
- — Cabriole
- — Честерфилд
- — Таксидо
- — Кэмелбэк
- — Чейси лаунж
- — Козетка (Meridienne)
- — Лоусон
- — Скандинавский
- — Кноле
- — Венецианская/викторианская софа (Venetian and Victorian)
- Опрос
В этой статье мы рассмотрим самые популярные варианты дизайна диванов и под какие интерьерные стили они подходят, а главное – узнаем, какой из них нравится лично вам!
Помните, что обивка в данном случае не имеет значения – стиль определяет форма, конструкция дивана, а не формат ткани, наличие вышивки или количество подушек.
В стилях дизайна диванов есть еще одна интересная закономерность – большинство из них созданы во Франции и Великобритании. И даже если вы посмотрите на традиционные индийские или, например, испанские диванчики, то найдете их по всем пунктам отстающими от этих – мягких, элегантных французских и английских.
Сейчас законодателями моды в дизайне диванов являются такие страны, как Италия в люксовом сегменте и Турция – в масс-маркете. Если итальянский диван может легко стоить
10 000 евро (около 700 000 рублей), то точно такой же турецкий (хорошего качества, но без бренда за плечами) будет стоить около 2 000 евро (
Российские диваны успешно копируют итальянские и другие европейские образцы, но пока не выдерживают конкуренцию по качеству и цене с турецкими. В бюджетном сегменте качество оставляет желать лучшего, а в люксовом – цены в 3-4 раза выше, чем у Турции.
Английский с низкими закругленными подлокотниками (English rolled arm)
Английский стиль в дизайне диванов под данным названием (english rolled arm) – является особенным вариантом семейного дивана с закругленными подлокотниками. Если вы создаете интерьер в английском или неоклассическом стиле, он вам отлично подойдет.
Английский диван с закругленными подлокотниками обычно выполняется в однотонной обивке природных тонов – бежевом, коричневом, зеленом, желтом цвете. Но в современных интерьерах популярны и более яркие варианты. Для обивки чаще всего используется плотная жесткая ткань, которая является еще и оптимальным по цене решением.
Диван кабриолет (Cabriole)
Кабриолет (Cabriole) – вариант диванов с особенной формой, напоминающей форму автомобиля типа кабриолет. Обычно он выполнен во французском стиле, такой диван будет уместен в таких интерьерах, как: лаунж, фьюжн, поп-арт, постмодернизм.
Диваны типа кабриолет потрясающим образом вписываются в почти любой гламурный интерьер. Чаще всего они имеют однотонную обивку либо впечатляют крупным рисунком.
Честерфилд (Chesterfield)
Честерфилд (Chesterfield) – английский диван, разработанный в Великобритании еще в 1900 годах. Он имеет характерные закругленные подлокотники и спинку, стоит на деревянных ножках и оформлен в технике капитоне. Такие диваны могут быть обшиты как кожей и кожзаменителем, так и бархатом, флоком и велюром.
Диван честерфилд чаще используется для кабинета или гостиной в стиле лофт, английском и викторианском стилях. Эти три стиля охватывают практически 70% случаев его применения. Здесь обычно применяется кожаная обивка коричневого, черного, рыже-коричневого цвета.
Кстати, в последнее время честерфилд с бархатной или флоковой обивкой полюбился всем модным дизайнерам, работающим с неоклассикой. В таком виде он часто имеет фиолетовый, темно-синий, изумрудный, бордовый или другие глубокие и чувственные оттенки, например, он может быть черным или цвета фуксии.
Таксидо (смокинг, Tuxedo)
Таксидо (смокинг, Tuxedo) – английский диван, который был разработан дизайнерами специально для джентльменских клубов в центре города, где специалисты из разных областей обсуждали дела и хобби за бокалом виски и сигарами.
Таксидо является не очень популярным стилем диванов в России, но все меняется с выходом на арену премиум-интерьеров в стиле арт-деко, неоклассика, венецианском и английском.
Диваны таксидо отлично вписываются в гламурные интерьеры с особенным блеском и шиком, а также в традиционные интерьеры с английским, американским или голландским шармом.
Кэмелбэк (Camelback)
Кэмелбэк (Camelback) – диван, который имеет форму спинки, похожей на спину верблюда, отчего он и получил такое название. В настоящее время кэмелбэк чаще всего используется в бархатной или велюровой (флоковой) обивке в небольших городских квартирах. Изначально он был популярен в аристократичных особняках и больших квартирах, например, в центре Парижа или Лондона.
Из-за своего аккуратного силуэта и небольшого размера кэмелбэк часто используется в таких стилях, как: ретро 60-х, скандинавский (эклектичный вариант этого стиля), парижский, английский, американский, только в городских вариантах.
Чейси лаунж или кушетка (Chaise Longue)
Чейси лаунж или кушетка (Chaise Longue) – это маленький диванчик с небольшой спинкой на одного человека. На российском рынке данный тип диванов часто путают с козеткой или даже банкеткой. Но Чейси лаунж более элегантен, чем обычная козетка, и не такой простой, как банкетка, которая, по сути, является длинным пуфиком.
Козетка или тахта (Meridienne)
Козетка или тахта (Meridienne) – данным термином называют и выступающую вперед широкую часть на угловом диване и отдельностоящую козетку такого же формата. В отличие от Чейси, козетки часто выполнены в современном стиле, минимализме и других, тогда как Чейси более элегантны.
Лоусон (Lawson)
Лоусон (Lawson) – один из самых популярных типов диванов в мире. На самом деле, возможно даже самый распространенный на европейском и американском рынках. Лоусон является очень обобщенным названием для многих современных моделей, отличительной чертой которых является низкая посадка и широкая форма самого дивана.
Лоусон является одним из тех стилей, которые легко узнаются по силуэту, хотя его образ сильно размыт из-за того, что каждая фирма и бренд вносят свои изменения в данную модель. Очень важно также знать, что лоусоны максимально универсальны – они одинаково хорошо впишутся в американский интерьер, а также в стили: минимализм, азиатские и коастал.
Скандинавский (Scandinavian)
Скандинавский (Scandinavian) стиль в дизайне диванов вы можете легко распознать, если когда-нибудь были в магазине IKEA. В данном случае мы говорим о довольно минималистичном образе 2-х или 3-местного дивана с четко прорисованными подушками для сидения и спинок, с небольшими текстильными подлокотниками и чаще всего деревянными ножками. Практически всегда он идет в комплекте с креслами.
Обивка скандинавского дивана обычно искусственная и прочная, практичная, а чехол легкосъемный. Из оттенков здесь популярны голубой, серый, серо-голубой, пепельный серый, белый, разные пастельные тона.
Кноле (Knole)
Кноле (Knole) является одним из тех типов диванов, которые мы можем узнать всего лишь по одному элементу – боковым подлокотникам, которые здесь практически становятся боковыми спинками для сидящего. Данный элемент делает такие диваны максимально удобным и очень элегантными.
Венецианская/викторианская софа (Venetian and Victorian)
Венецианская/викторианская софа (Venetian and Victorian) – это особенный классический стиль в дизайне диванов, которые можно использовать в интерьерах: барокко, рококо, викторианский, классический, венецианский, мавританский и других.
Обычно такой диван имеет закругленные подлокотники в виде небольшой полу-спирали, почти овальные спинки с резаными краями с обрамлением из дерева, иногда с позолотой или серебрением. Для обивки такого дивана используются очень качественные ткани, часто с крупным рисунком.