31 августа 1832 года, 185 лет назад, открыт Александринский театр
31 августа 1832 года, 185 лет назад, открыт Александринский театр.
Александринский театр располагается на площади Островского, близ Невского проспекта. Первый театр на этом месте появился ещё в 1801 году. Архитектором В. Бреннойтогда был перестроен один из садовых павильонов усадьбы Аничкова дворца для нужд антрепренёра Казасси. Заведение было названо театром Казасси. После пожара в Большом театре в 1811 году зодчий Тома де Томон предлагал перестроить этот театр, расширив его сцену и зал. Но этому помешала война 1812 года.
Разговоры о перестройке театра вновь продолжились после войны, когда император Александр I вернулся в Санкт-Петербург. Для нового владельца Аничкова дворца великого князя Николая Павловича пространство усадьбы привели в порядок, но на перестройку заведения Казасси денег не хватило. В это время средства шли на строительство здания Главного Штаба. Несмотря на отказ от строительства театра, проект площади с новым зданием в 1810-х годах составил Карл Росси, занимавшийся переделкой интерьеров Аничкова дворца.
Проект Росси начал воплощаться в жизнь с приходом к власти Николая I. Император пожелал перестроить площадь перед великокняжеским дворцом, что и было поручено архитектору. 5 апреля 1828 года проект был утверждён, а на следующий день создана Комиссия "для построения каменного театра и позади оного двух корпусов". Во главе комиссии встал Н. Селявин, вице-президент Кабинета. Помощниками Росси на стройке стали архитекторы Н. Ткачёв и И. Гальберг.
К весне 1828 года владельцам необходимых для строительства участков из казны было выплачено 950 000 рублей. Тех, кто не спешил освободить место, выселили насильно за одну неделю.
Для фундамента театра в грунт забили около 5 000 свай. Стены здания возвели в этом же году. В 1829 — начали устанавливать перекрытия, которые архитектор задумал выполнить из металла. Против такого решения выступил генерал-инженер П. Базен, возглавлявший Комитет для строений и гидравлических работ. Свои сомнения в надёжности металлических перекрытий он выразил в рапорте императору. Николаем I была создана комиссия в целях освидетельствования проекта "устройства металлических стропил и крыши вновь строящегося театра на Невском проспекте, выдержат ли стены и стропила тяжесть машин и не будет ли опасно сие устройство". Работы на Александровском чугунолитейном заводе М. Кларка, изготавливавшем эти конструкции, были приостановлены. От Карла Росси и М. Кларка потребовали предоставить модель и объяснения. В связи с этими событиями императору архитектором Росси было написано следующее письмо:
"Сиятельный князь, милостивый государь!
Я имел честь получить предписание Вашего Сиятельства, от 2 сентября, с объявлением, что Государь Император, рассмотрев мнение генерала Базена и другие бумаги. относительно устройства металлических крыш на новостроящемся театре. соизволил все работы по сему устройству остановить впредь до повеления.
При сем случае я принимаю смелость донести Вашему Сиятельству, что когда Его Императорское Величество соизволил утвердить мой проект на новый театр и избрал меня к построению оного, то я через сие облечён был полнотою и совершенною доверенностью, которую имел счастие оправдать на опыте произведёнными уже мною другими зданиями, не относящимися к числу обыкновенных, как то: устройством металлического архива в Главном штабе и коническим сводом большой арки, соединяющей дом Главного штаба с новым зданием со стороны Малой Миллионной. Ныне, к величайшему прискорбию, вижу, что я сей доверенности лишаюсь совершенно, а зависть и интриги торжествуют.
Вследствии сего и дабы не омрачать мою репутацию, я всепокорнейше прошу. исходатайствовать дозволение окончить начатые работы по устройству металлической крыши, лично мне вместе с г. Кларком, по принятой нашей системе. Как и я, так и г. Кларк отвечаем честью и головой, что от упомянутой крыши не произойдёт ни малейшего несчастья и что всё устройство будет иметь надлежайшую прочность.
В заключение донесу Вашему Сиятельству, что в случае, когда бы в упомянутом здании от устройства металлической крыши произошло какое-либо несчастие, то в пример для других пусть тотчас же меня повесят на одной из стропил. "
После осмотра 19 сентября 1829 года готовых металлических конструкций на заводе Кларка Николай I объявил решение: ". каменное устройство стен для металлической кровли продолжать и немедля поставить несколько железных стропил для крыши для испытания, равно поставить чугунные стропила и над сценой по сделании над ними опыта наперёд на заводе. " Испытание состояло в проверке прочности стропил подвешиванием на каждой из них груза весом в 40 тонн. Таким образом, проект Росси всё же был принят к исполнению.
Проект убранства зала не был полностью воплощён в жизнь. Архитектор задумывал его более нарядным, нежели было исполнено. Бронзу и медь заменили резьбой по дереву и художественной росписью. Такое решение было принято из-за нехватки средств, которые в это время шли на нужды армии. Оформление зрительного зала на основе эскизов Росси создавали охтинские резчики, лепных дел мастера Н. Сипягин и М. Соколов, художники братья Додоновы.
Николай I желал видеть обивку зрительного зала красной тканью. Росси объявил императору, что такой в наличии нет, и если ждать её закупки, то открыть театр в срок не удастся. Таким образом Росси добился реализации своего замысла — украсить зрительный зал обивкой голубого цвета.
Торжественное открытие театра состоялось 31 августа 1832 года. На следующий день газеты писали:
"Сие огромное, изящное, величественное здание построено архитектором Росси. Зала вмещает в себя пять ярусов лож, кроме бенуаров. Кресел числом 242, расположенных в девяти ярусах. Позади кресел возвышаются амфитеатром, до лож первого яруса, так называемые места за креслами (числом 182), нумерованные скамьи, для зрителей и слушателей весьма удобные. Представление открылось трагедией ''Пожарский, или Освобождение Москвы'' и испанским дивертисментом, то есть разными испанскими танцами"
Театр назвали в честь жены императора Николая I Александры Фёдоровны. С тех пор его называют "Александринка". Здание вошло в единый архитектурный ансамбль площади Островского. Над колоннадой фасад театра украшает квадрига, управляемая богом искусств Апполоном. Автор скульптуры — С. С. Пименов. Квадригу Аполлона изготовили мастера Александровского завода. За эту работу мастера Пётр Катеринин и Пётр Одинцов, а также подмастерье Рогозин получили серебряные медали на аннинских лентах, а мастер Андрей Маликов получил золотую медаль.
Александринский театр изначально находился в ведении Министерства Императорского двора. Его стены Росси были окрашены в светло-серый цвет
В год открытия Александринского театра на основании императорского повеления дирекция предоставила Карлу Росси в безвозмездное и вечное пользование билет в ложу №14 второго яруса. 14 января 1837 года директор императорских театров Гедеонов доложил министру двора:
". господин Росси предложил дирекции, не желает ли она отобрать от него сию ложу, а ему заплатить за неё деньгами.
По неизвестности в праве ли ещё г. Росси делать без особого дозволения подобного рода передачи ложи. я не решился принять его предложения.
Но ложа сия занимается почти на всех представлениях разными лицами из публики и как впуск в оную. делается всегда по особенному на неё выданному г. Росси билету, то и открылось, что с сим билетом присылается в театр человек, который и продаёт в коридоре сию ложу местами про одиночке разного рода людям. Сему посылаемому было не только много раз подтверждено сего больлше не делать, но даже. был он за то задержан в театре с объявлением, что если продолжит ещё впредь подобныя действия, то. будет препровождён в полицию.
Несмотря однако на сие оказалось, что при спектакле бывшем 10 января впущено было таковым же образом в ложу. разного рода людей семь человек, из коих между двумя произошла ссора и драка, при разбирательстве коих полициею оказалось, что в числе сидевших в сей ложе были дворяне или чиновники, а также крепостные люди. "
После этого случая Росси было объявлено о том, что следующий подобный инцидент завершится для него лишением билета.
Когда-то в дни театральных премьер и бенефисов у подъезда к Александринке выстраивалась длинная очередь из карет и экипажей. Среди "золотой молодёжи" того времени было неприлично ходить в театр пешком, поэтому предприимчивые извозчики специально ставили свои кареты вблизи театра, на Невском проспекте. Оттуда молодые люди и подъезжали к месту назначения.
Накануне 1849 года Николай I захотел обновить убранство зрительного зала Александринского театра. Он приказал увеличить четыре ложи около сцены и заменить обивку зала на красную, что было поручена Карлу Росси, который создал два проекта переделок. Эта работа стала последней для 72-летнего архитектора
В советское время театр получил название "Академический театр драмы им. А. С. Пушкина". С приобретением этого имени он стал называться ещё и "Пушкинским".
«Шантаж связями»: Александринка выступила против «политики Эйфмана»
Ведущие артисты Александринского театра выразили протест против притязаний Бориса Эйфмана на сцену старейшего российского драматического театра. Открытое письмо к театральной общественности и государственным деятелям России опубликовано на официальной странице театра в соцсети «ВКонтакте».
По версии авторов письма, художественный руководитель Театра балета Бориса Эйфмана «на протяжении десятилетий ведет целенаправленную политику, связанную с необоснованными претензиями осуществлять эксклюзивное право на показ своих спектаклей в Александринском театре». В обращении говорится, что руководство драмтеатра всегда позволяло коллективу Эйфмана, не имеющему своей постоянной площадки, показывать текущие постановки и выпускать премьеры в свободные от собственных спектаклей дни, а также организовывать декады спектаклей Театра балета Бориса Эйфмана в летний сезон, когда коллектив Александринки в отпуске.
Однако «Борис Эйфман начал ультимативно диктовать график и условия своих выступлений на этой прославленной сцене, не сообразуясь с творческими и производственными задачами: нашим репертуарным и гастрольным планом, графиком репетиций, выпуском новых спектаклей», — говорится в документе.
Кроме того, подписанты заявляют, что «непрерывные жалобы в самых высоких кабинетах», а также «шантаж связями с руководством страны» делают ситуацию абсолютно нерабочей, когда сотрудники театра вынуждены тратить время на выяснение отношений. Они предлагают Борису Эйфману обратить внимание на другие городские площадки, являющиеся музыкальными по своей уставной деятельности.
В письме говорится, что Александринский театр «всегда открыт для друзей и партнеров», он готов «помогать творческим акциям городского и федерального значения, фестивалям, гастрольным показам прославленных и молодых коллективов и они должны реализовываться не в ущерб нашей собственной творческой жизни, не в ущерб интересам. зрителя».
Письмо подписали народные артисты России: Валерий Фокин (художественный руководитель Александринского театра), Эра Зиганшина, Нина Ургант, Сергей Паршин, Николай Мартон, Владимир Лисецкий, Галина Карелина, Светлана Смирнова, Петр Семак, Игорь Волков.
В пресс-службе Театра балета Бориса Эйфмана сообщили РБК Петербург, что данную ситуацию сейчас никак не комментируют. «Борис Эйфман выразит свою позицию позже», — добавили в пресс-службе.
Справка
Санкт-Петербургский государственный академический театр балета Бориса Эйфмана основан в 1977 году. Долгие годы театр не имел своей постоянной площадки. В июле 2019 года в Петербурге было завершено строительство нового учебного центра танца Бориса Эйфмана на Введенской улице. На территории от проспекта Добролюбова до Малой Невы запланировано строительство Дворца Танца театра, он станет частью запланированного арт-парка.
Александринский театр
Тем кто сомневаются в петербургском характере Александринского театра стоит обратить внимание на неприметный люк в зрительском фойе этого храма Мельпомены из под которого глухо доносится журчание воды. Как и весь наш город, Александринский театр стоит на болоте, причем на одном из самых топких участков. Вода из этого болота питала речке Кривушу, впоследствии превратившуюся в Екатерининский канал (Канал Грибоедова). Именно поэтому, до начала XIX века это место в самом центре Петербурга остался незастроенным, к радости любителей собирания клюквы и морошки в двух шагах от Невского проспекта.
После победоносного завершения наполеоновских войн, статус России как великой державы был наконец-то признан ведущими европейскими странами. Облик Петербурга должен был соответствовать величию империи и в последующие десятилетия улицы Северной столицы украсились помпезными зданиями в стиле ампир. Александринский театр открытый в 1832 году, к 20-летию победы над Наполеоном, был одним из детищ этого строительного бума.
Здание театра напоминающее античный храм было построено по проекту Карла Росси. В оформление фасада здания были использованы как атрибуты искусства, так и символы воинской славы, напоминающие о славном юбилее, к которому было приурочено строительство Александринского театра.
Отдельного замечания заслуживает крыша и фундамент этого помпезного сооружения. Для потолочных перекрытий Росси использовал цельные металлические конструкции. По тому времени это была передовая технология, вызывавшая много вопросов. Согласно легенде, уверенный в своих выкладках Росси заявил, что если металлические перекрытия рухнут, он готов быть повешенным на их обломках. Произнося эти громкие слова, Росси ничем не рисковал, в блаженную эпоху Николая Павловича, смертная казнь в России, слава богу, была отменена. А под фундамент Александринского театра по венецианским технологиям было забито более 3000 дубовых свай, обеспечивших устойчивость здания на болотистой почве. Некоторые подземные реки были заключены в трубы и каналы.
Имя для театра было выбрано в честь императрицы Александры Федоровны, жены Николая I.
Сегодня мы знаем Александринский театр как «Дом русской драмы», но изначально на его сцене выступали немецкая и французская труппа, балет, давались оперные спектакли. Только с 1836 года на сцене Александринки стали ставить преимущественно драматические постановки.
Постепенно Александринский театр завоевал репутацию самой известной сценической площадки России. В его стенах Николай I смеялся над гоголевским «Ревизором». Из зала Александринского театра бежал Чехов после провала премьеры «Чайки». Именно представленный на Александринской сцене 25 февраля 1917 года «Маскарад» Всеволда Мейрхольда стал последним спектаклем Российской империи. Роскошный зрительный зал Александринского театра с великолепной акустикой собирал самую изысканную публику. Немногие знают, что в нем стоят те же самые кресла, что и в XIX веке. Театроведам известно на каком месте партера сидели Достоевский, Островский, Чехов и другие наши замечательные классики.
Высокая репутация Александринки была обусловлена высочайшим мастерством актеров выходивших в его стенах под свет рампы. Это и легендарные театральные семейства Каратыгиных, Самойловых, Брянских; В. Аксенов, А. Мартынов, В. Комиссаржевская и многие другие. Именно они сформировали особый «Александринский» стиль игры, где роль четко «рисовалась» при помощи пластики и интонации.
В XIX веке аристократы подъезжали к театру в каретах по галерее, которую сегодня называют «конюшенным фойе» — сейчас там находятся кассы театра. По воздуховодам Александринки подавался аромат французских духов. Для августейших особ на втором этаже театра находилось так называемое «царское фойе», ведущее из директорского кабинета прямо в царскую ложу. Попутно заметим, что в зале есть еще две VIP ложи. Они расположены с правой и с левой стороны от сцены. Одна из них директорская, а вторая «особая», предназначенная для специальных гостей и сотрудников спецслужбы. Кроме директора театра в них может попасть только особо доверенная уборщица.
Стоит ли говорить о том, что после революции все это великолепие пришло в упадок?
На свою беду, творческий коллектив театра после известных событий октября 1917 года занял активную гражданскую позицию, и вместо спектаклей несколько недель митинговал в актерском фойе, переживая за Временное правительство и Учредительное собрание.
Последствия столь опасного политического демарша дали о себе знать спустя десятилетие.
В 1932 году в Ленинграде было торжественно отпраздновано 100-летие Александринского театра. Подвох заключался в том, что коллектив театра вел свою историю от указа Елизаветы Петровны от 30 августа 1756 года об учреждении «Русского для представлений и комедий театра». Теперь же история театра укорачивалась почти на полвека, а старейшими профессиональными театрами России становились Малый и Художественный театр Москвы. С 1937 года Александринский театр стал называться Государственным Академическим театром драмы им. А.С. Пушикна. Название «Александринский» было возвращено театру только в конце 1990-х годов.
Невзирая на все перемены, театр продолжал оставаться важным центром культурной жизни страны. На сцене Александринки работали легендарные советские режиссёры — Леонид Вивьен, Георгий Товстоногов, Николай Акимов, но к концу XX века в творчестве коллектива стали заметны признаки кризиса и упадка. Стремясь спасти ситуацию руководство театра привлекло к работе молодые силы, что повлекло за собой «режиссерскую чехарду», когда в 90-х годах в театре работали десятки режиссеров различных поколений и творческих взглядов.
С началом XXI века в жизни театра началась новая, блестящая, хотя и не лишенная забавных парадоксов эпоха. В 2006 году, Александринский театр помпезно отпраздновал свое 250-летие, тем самым подчеркнув, что считает себя старейшим профессиональным театром России, и ведет свое летоисчисление с 1756 года. К знаменательной годовщине, здание, построенное Росси, было капитально отремонтировано. Что еще важнее, — театр получил передовое сценическое оборудование, что позволяет показывать зрителям самые высокотехнологичные спектакли Европы и Америки.
Нынешний Александринский театр тщательно культивирует свой «Императорский» статус, что проявляется во всем, от бакенбард вышколенных служителей, до цен в буфете, где бутерброд стоит дороже билета на спектакль. Облик «солидного театра для солидных театралов» является очень притягательным для туристов, в особенности для иностранцев, любящих летом посмотреть на сцене Александринки «Кирофф-балет» в постановке Бориса Эйфмана.
Александринский театр позиционирует себя как хранитель академических традиций русской сцены, но на данный момент художественным руководителем актерского коллектива является московский режиссер Валерий Фокин, работающий в творческом партнерстве с московским художником Давидом Боровским-Бродским (что косвенно подрывает теории о петербургских корнях отечественного театра). Забавным моментом является тот факт, что Фокин позиционирует себя как последователь Всеволода Мейерхольда, великого революционера русской сцены, отнюдь не питавшего пиетета к академизму. Последние известные спектакли Александринки: «Ревизор», «Женитьба», «Гамлет», демонстрируют верность Фокина мейрхольдовскому наследию. Трапеций с голыми боярами на сцене Александринского театра пока нет, но действие спектакля «Женитьба» разворачивается на катке, по которому фланирует Подколесин в трусах и цилиндре.
Впрочем, как говорил Дэн Сяо Пин, «неважно какого цвета кошка, главное, чтобы она ловила мышей». Несмотря на злословие критиков и предынфарктное состояние старых театралов покидающих зрительский зал на двадцатой минуте спектаклей, обновленный Александринский театра вернулся в число лучших театральных коллективов страны, а его постановки неизменно удостаиваются самых престижных наград на национальных и международных фестивалях.
Разумеется, как у всякого уважающего себя петербургского учреждения, у Александринского театра есть свои приметы и традиции. Так, работники театра никогда не ходят напрямик через расположенный перед театром сквер с памятником Екатерине II, и не проходят под боковыми галереями театра. Каждый год, 30 августа, руководство театра совершает паломничество в Петропавловскую крепость, на могилу Елизаветы Петровны, прося безвременно усопшую «веселую императрицу» о небесном покровительстве перед началом нового театрального сезона.
О чем молчат музы
Для театрального Петербурга площадь Островского – главная. Еще в 1801 году архитектор Бренна построил здесь деревянный театр, а итальянец Антонио Казасси организовал со своей оперной труппой первые спектакли. Правда, радости было мало: деревянному залу явно не хватало столичного размаха. Тогда же и было решено строить Александринский театр (по имени жены Николая I). Но поскольку в ту пору разворачивался другой театр – театр военных действий, то замысел пришлось отложить: в казне не было денег на стройку.
Аполлон все видит
Двухколесная повозка, установленная на аттике Александринки, называется квадригой. Управляет ею бог солнечного света лучезарный Аполлон. Отчего же именно этот бог? Аполлон был покровителем различных видов искусств, предводителем девяти муз. Покровительствовал он и театральному искусству. В одной руке Аполлон держит кифару (струнный инструмент наподобие лиры), в другой – лавровый венок, каким венчали не только воинов, но и победителей драматургических состязаний.
Стройка через повешение
К строительству Александринки приступили лишь в 1828 году (грандиозный проект Карло Росси был одобрен единогласно), но разгорелся скандал. Оказалось, что Росси хочет возвести металлические стропила, которые будут поддерживать кровлю. Местные архитекторы забеспокоились: конструкция рухнет и убьет зрителей! Скандал дошел до самого верха. Однако от своего проекта Карло так и не отрекся. Он сам явился ко двору и подписал на гербовой бумаге себе «приговор»: «В случае, когда бы от устройства металлических крыш произошло какое-нибудь несчастье, то в пример для других пусть тот же час меня повесят на одном из стропил театра».
31 августа 1832 года в Александринском театре взмыл занавес, и в российской столице началась новая эпоха. Зодчего не повесили. Стропила поддерживают кровлю по нынешний день.
Музыкальное оформление
В нишах центрального фасада стоят две музы – Терпсихора и Мельпомена. У Мельпомены в руке трагическая маска, у Терпсихоры – кифара. Если обойти театр с тыльной стороны, то там обнаружатся еще две покровительницы искусства – Эвтерпа и Талия. Кстати, в 1840 году с фасада Александринки скульптуры сняли – городские власти опасались, что при питерском ветре изваяния обрушатся. И только в 1932 году, к столетию театра, статуи в нишах были восстановлены.
Знак качества
За Александринкой нынче находится Театральный музей и библиотека. Однако до революции в этом здании располагалась Дирекция императорских театров – департамент, которому подчинялись главные театры российских столиц. Дирекция ведала репертуаром, занималась условиями работы артистов, имела монополию на печать афиш, а еще приглашала на императорскую сцену тех, кто удачно проявил себя в антрепризных, коммерческих театрах. Так получили работу Мейерхольд, Шаляпин, Головин, Фокин, Рахманинов и многие другие. Звание «артист императорских театров» до революции было «знаком качества» (в разы взлетали гонорары), однако его можно было легко потерять из-за скандала, пьянки или драки.
Зощенко-Росси
За Александринкой находится еще одна театральная достопримечательность – Вагановская академия русского балета, подарившая миру золотой фонд балета. Здесь учились и Нижинский, и Павлова, и Кшесинская, и Фокин, и Карсавина, и Баланчин, и Нуреев, и Барышников. Однако улица названа не в честь танцовщиков, а в честь все того же зодчего Росси. Он спроектировал улицу по античным канонам: ее ширина равна высоте зданий (22 метра), а длина ровно в десять раз больше – 220 метров.
Кстати, у улицы есть фольклорное название, в котором имя знаменитого архитектора парадоксальным образом объединилось с именем сатирика Михаила Зощенко. Ленинградцы вспоминают, что в 1930-х годах слава Зощенко достигла такой высоты, что имя его было у всех на слуху. В то же время иностранное слово «зодчий» казалось простым советским труженикам непонятным и странным. Поэтому простодушные кондукторы автобусов объявляли остановку на улице Зодчего Росси своеобразно: «Улица Зощенко-Росси».
ПОДДЕРЖАТЬ «ТЕАТРАЛ» —>