Irina-vaiman.ru

Дизайн и Архитектура
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Курульное кресло

Курульное кресло

Куру́льное кре́сло (лат. sella curulis ) — инсигния [1] , отличительный признак курульных магистратов, особое кресло без спинки с X-образными загнутыми ножками [2] .

В Древнем Риме могло принадлежать только высшим магистратам, отсюда — курульный магистрат (лат. magistratus curulis ). Таким образом, обладать курульным креслом имели право консулы, цензоры, преторы и курульные эдилы из числа ординарных магистратов, а также все экстраординарные магистраты [3] . Из жрецов право на кресло имели только великий понтифик и севират (лат. saсerdotes Аugustales ) [4] .

Этимология

Эти­мо­ло­гия сло­ва cu­ru­lis неясна, но пред­став­ля­ет­ся, что про­ис­хож­де­ние от cur­rus — «колес­ни­ца», о кото­ром гово­рят антич­ные авто­ры (ср. цита­ту из Гавия Бас­са [5] — Gel­lius, III. 18 [6] [7] ; Fes­tus, Ep. 49 [8] ) луч­ше все­го согла­су­ет­ся с обы­ча­я­ми, свя­зан­ны­ми с креслом маги­ст­ра­та, кото­рое, види­мо, обыч­но ста­ви­ли в колес­ни­цу маги­ст­ра­та. В исто­ри­че­скую эпо­ху не упо­ми­на­ет­ся о том, что куруль­ное крес­ло пере­но­си­ли, но доста­точ­но ясно, что в осно­ве лежит идея о том, что пра­во пере­но­сить куруль­ное крес­ло сим­во­ли­зи­ру­ет юрис­дик­цию, кото­рая не огра­ни­че­на каким-то одним местом, подоб­но три­бу­на­лу, но рас­про­стра­ня­ет­ся везде, куда маги­ст­рат име­ет пра­во поехать (ср. Liv. — III. 11 [9] [10] [11] : „at ex par­te al­te­ra con­su­les in conspec­tu eorum po­si­tis sel­lis di­lec­tum ha­be­bant“„на гла­зах у них кон­су­лы рас­ста­ви­ли в про­ти­во­по­лож­ной сто­роне фору­ма крес­ла и нача­ли набор“ [пере­вод Г. Ч. Гусейнова]).

Даже вне Рима маги­ст­рат имел при себе sel­la castren­sis [12] как сим­вол сво­ей вла­сти (Suet. Gal­ba, 18 [13] ). Весь рим­ский цере­мо­ни­аль­ный эти­кет про­ни­зан иде­ей, что испол­нять офи­ци­аль­ные обя­зан­но­сти необ­хо­ди­мо сидя; и когда народ сто­ял вокруг сидя­ще­го маги­ст­ра­та, это выра­жа­ло под­чи­не­ние, а когда сенат сидел в его при­сут­ст­вии — равен­ство. Такое же пра­ви­ло дей­ст­во­ва­ло и в обще­ст­вен­ной жиз­ни: отец семей­ства при­ни­мал посе­ти­те­лей сидя, а моло­дежь и лица более низ­ко­го поло­же­ния вста­ва­ли в при­сут­ст­вии более пожи­лых или почтен­ных людей. Точ­но так же вста­ва­ла пуб­ли­ка, когда во вре­мя игр в театр вхо­дил маги­ст­рат (Suet. Claud. 12 [14] ). Раз­ни­цу в поло­же­нии маги­ст­ра­тов отра­жа­ет так­же тот факт, что куруль­ное крес­ло име­лось толь­ко у кон­су­лов и пре­то­ров, у всех маги­ст­ра­тов с кон­суль­ским или пре­тор­ским импе­ри­ем (напри­мер, у децем­ви­ров или воен­ных три­бу­нов с кон­суль­ской вла­стью: ср. Liv. III. 44, 9 [15] и IV. 7 [16] ), у дик­та­то­ра, началь­ни­ка кон­ни­цы, цен­зо­ра и фла­ми­на Юпи­те­ра.

Уильям Смит. «Словарь греческих и римских древностей» [en] , 3-е изд. — ст. Сидение (Sella).

Курульное кресло несли за должностным лицом ликторы, оно было складным, его раскрывали и ставили в случае необходимости. Курульные кресла делали из мрамора, бронзы или дерева с инкрустацией слоновой костью. Существовали также курульные колесницы и курульные носилки. Считается, что мебель такого рода была в обиходе у древних этрусков, которые, возможно, принесли её с собой из Финикии в Италию [17] . В Риме такое кресло стало сакральным символом власти магистрата. Известно, что Гай Юлий Цезарь был первым человеком, получившим золотое курульное кресло.

В дальнейшем, в Средневековье и в эпоху итальянского Возрождения подобие античного курульного кресла стали называть савонаролой, или дантеской. В период французского ампира начала XIX в. и позднее, в период историзма, мебельщики воспроизводили древнеримские курульные кресла в качестве предмета обстановки роскошных аристократических особняков, поскольку такая мебель ассоциировалась с величием императорского Рима.

Что такое курульное кресло

Возрождение или Ренессанс

Искусство Возрождения противопоставлялось готике, называя ее варварской. Для стиля возрождения характерны симметрия, согласованность частей и целого, точность пропорций. Элементы стиля были заимствованы из греко-римской ордерной системы, однако новые время и потребности широко их трансформировало, в новый неповторимый стиль. Зародился стиль в Италии в конце XIV в., расцвет приходится на 2-ю пол. XV и XVI в. Во Франции распространение стиля приходится на конец ХV в., в Англии на 2-ю пол. XVI в. и до конца XVII в. Под влиянием местных факторов сложились различные разновидности стиля: итальянская, французская, нидерландская, немецкая, английская, испанская.

Столярное производство в период эпохи Возрождения достигает высокого уровня развития, столяры хорошо чувствовали конструкцию и форму мебели. С появлением тонких досок, мебель стала значительно легче и изящнее. В основе художественного метода лежала четкая форма, стремление к уравновешенным пропорциям, повышенное использование в мебели архитектурных элементов. Мерой гармонии служило золотое сечение. Мебель вначале выполнялась в виде чертежа, а потом воплощалась в материале.

Античными орнаментами украшались почти все элементы мебели. Широко использовался геометрический орнамент, вплетенные во вьющиеся растения фигуры животных, птиц, человеческих голов, архитектурных композиций. Применялись различные формы колонн, пилястр, листьев аканта, канделябры, купидоны, львиные головы, грифоны, мифические животные, арабески, плетенки, картуши, гирлянды.

В мебели в основном использовались естественные цвета древесины. Изобретение станка для получения тонких листов древесины, аугсбургским столяром Георгом Реннером во 2-й пол. XVI в., способствовало развитию техники облицовывания и декорирования поверхностей интарсией. Для украшения мебели стали применять роспись, позолоту, инкрустацию. В эпоху ренессанса мебель делали в основном из ореха, который обрабатывали протравами и воском или протирали маслом.

Читайте так же:
Как затащить кресло в узкую дверь

Италия. Кровати делали высокими, с приступкой и балдахином или занавесками, с высоко приподнятым изголовьем. На дощатый настил укладывали тюфяк или матрац.

Сундук-кассоне служил для хранения и перевозки вещей, а также как скамья и свадебный сундук. Кассоне богато украшались резьбой, инкрустацией и росписью.

Касса-панка, ларь скамья со спинкой и подлокотниками (предок дивана). Спинка касса-панки делалась высокой, а ящик под подъемным сидением использовался для хранения денег и драгоценностей.

Стали широко использоваться в среде дворян, духовенства и торговцев посудные шкафы, секретеры, бюро.

Керденца. Конец XVI в.

Шкаф-бюро папы Павла III. Рим, палаццо «Венеция».

Поставец-бюро (письменный стол).

Бюро. Вторая половина XVI в.

Столы изготавливали прямоугольной формы на двух массивных бочинах или четырех ножках, и на одной опоре с круглой или восьмиугольной формы. В повседневной жизни распространенными были столы со столешницами на крестовинах соединенных перемычками.

Итальянский стол. XVI в.

Стол с точеными ножками. XVII в. Болонья.

Появилось большое разнообразие стульев. Стул на трех наклонных ножках и высокой спинкой. Стул из трех досок богато декорирован резьбой. Стул на четырех ножках с резьбой, на его основе было создано кресло обитое кожей. Курульное кресло, оставшееся со времен поздней готики, с х- образными опорами.

Стул «Строцци» на трех ножках.

Итальянский стул на четырех ножках с поперечными досками. XVI в.

Итальянские стулья с резными досками вместо ножек

Кресло мягкое. Вторая половина XVI в.

Кресло курульное. XVI в. Венеция.

В XIV в. предметы мебели украшались яркой росписью и позолотой, в XV распространенно орнаментально-архитектурное оформление и чертозианская мозаика, XVI в. резьба по дереву, которая ведет уже к новому стилю – барокко.

В XVI в. в деталях мебели широко применяются львиные лапы, маски, бараньи головы, кронштейны, фризы, карнизы, пилястры, полуколонны.

Основными центрами мебельного производства Италии были: Тоскана (Флоренция), Венеция, Ломбардия, Рим и Неаполь.

Франция. Во Франции стиль Возрождения делится по эпохам королей:

— переходный стиль (Людовик XII, 1498-1515);

— ранний ренессанс (Франциск I, 1515-1547);

— зрелый ренессанс (Генрих II, 1547-1559);

— поздний ренессанс (Генрих IV, 1589-1610).

В переходном стиле готические формы продолжают задавать общий тон, новый стиль присутствует лишь в орнаменте, никак не связанном с формами мебели. В декоративном оформлении широко используется резьба. В мебели появляются новые виды изделий.

Дрессуар – посудный шкаф (поставец), развившийся из сундука, поставленного на стойки.

Двухкорпусной шкаф, первый вариант кабинета.

Поставец. Первая половина XVI в. Франция.

Резной двухкорпусный шкаф. XVI в. Франция.

Для сидения использовали дощатые кресла с высокой спинкой, кресла с точеными ножками и резными спинками.

Раннеренессанское кресло токарной работы. Франция.

Позднеренессанское дощатое кресло. Франция.

Появляются кресла с плетенными сидениями и спинками, кресла и диваны обитые тканью и украшенные бахромой.

Кресло с плетеными сиденьем и спинкой. Франция

Диван переходного типа. Франция.

Кровати придают парадный вид, так как появилась мода в аристократических кругах принимать гостей лежа в кровати. Кровать оформляют колоннами, балдахином, головным щитом украшенным резьбой.

Кровать Екатерины Медичи. Франция.

Опорные части столов решают в виде колонок, балясин и аркад.

Разновидность ренессансного стола. Франция

Голландия. В Голландии мебель эпохи ренессанса схожа с итальянской мебелью. Мебельные формы просты по декору, имеют лаконичную и удобную форму. В качестве элементов оформления используют членные филенки, профилированные карнизы, арки, балясины, каннелированные пилястры, медальоны, ажурную резьбу. Позднее появляется интарсия с изображения ми цветов, птиц, бабочек.

Основная мебель: кровать с балдахином, большие шкафы с дверцами, буфеты, столы сточенными в форме балясин ножками и толстыми столешницами, стулья и кресла, сундуки и поставцы.

Шкаф-поставец. XVII в. Голландия.

Столы с ножками-балясинами. XVII в. Голландия.

Англия. Наиболее распространенными были столы с точеными ножками, кресла с высокими спинками, сундуки и кабинеты. Появляются стулья с изогнутыми ножками. Появился стол с опускающимися полукрышками, прообраз современного стола–книжки.

Данная мебель, завезенная переселенцами в 30- х гг. XVII в. в Америку, легла в основу американского колониального стиля.

Кабинет. Конец XVI – начало XVII в. Англия.

Массивное резное кресло. Англия.

Сундук декорированный аркадой. XVII в. Англия.

Стол с раздвижными ножками.

Стол-кресло. XVII в. Англия.

Стул переходного стиля. Конец XVII в. Англия.

Германия. В Германии Возрождение делится на два этапа: ранний период (до середины XVI в.), поздний период (до 70-х гг. XVII в.). Новый стиль вначале проявлялся в декоре а уже потом в формах мебели. Основные декоративные мотивы это: лист аканта, венки, медальоны, рог изобилия, гротеск, волюты, картуш, дельфины, гербы.

Читайте так же:
Кресло выскочка 10

Кровать. По гравюре П. Флётнера. Германия.

Складной стул. Германия.

Позднеренессанское кресло. Германия.

Испания. В Испании остается сильное влияние арабо-мавританского искусства. В кроватях и других каркасных конструкциях широко применяют точеные элементы. Скамьи и стулья обтягивали кожей с тиснением и гравировкой.

Боковина кровати токарной работы. Дерево, бронза. XVII в. Испания.

Складная дорожная кровать. Испания.

Кресло обитое тисненой кожей. Испания.

Для обивки использовали декоративные гвозди с большими медными шляпками. В декоре широко применяли технику инкрустации, самым распространенным орнаментом была арабеска.

1. Барташевич А.А., Алданова Н.И., Романовский А.М. История интерьера и мебели. Учебн./ Под общ. Ред. А.А. Барташевича. – Мн.: УП «Технопринт», 2002. — 284 с.

2. Кес Д. Стили мебели. – Будапешт, 1979.

3. Соболев Н.Н. Стили в мебели. М.: «СВАРОГ и К», 2000.

4. Черепахина А.Н. История художественной обработки изделий из древесины: Учеб. Для ПТУ. — 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1993. – 176 с.: ил.

Кресло антикварное


Кресло антикварное. У него много имён. Бизеллиум; «дантеска»; какетуар; кафедра; кафисма; клисмос; курульное кресло; лектика; меридиенн; паланкин; «савонарола»; скабелло; трибуна; трон, хоры. Мебельщики Европы называют его просто «сиденье», а мастеров, которые специализировались на изготовлении сидений в стародавние времена называли «МИНУСЬЕРЫ».

Кресло антикварное

На фото 1. Кресло кабинетное. Европа. Начало 20 века. Дерево бук, обивка бархат. Такие кресла ставили к рабочему письменному столу. Рядом с креслом банкетка. Сделано в России, в начале 20 века. Бук, обивка бархат. Предмет больше подойдёт для спальни или будуара. Обе вещи и шкаф красного дерева в стиле «Русский Жакоб», виднеющийся на заднем плане, реставрировались в нашей мастерской.

Несмотря на разность стилей, благодаря одинаковой отделке и обивке, вещи смотрятся как единый гарнитур из двух предметов. Шкаф к ним то же подходит.

Наиболее часто задаваемые вопросы из почты мастерской: сколько стоит, где купить, какие гарантии?

На стоимость антиквариата влияет множество факторов. Чистота стиля, сохранность, время изготовления. История создания и владения (провенанс). Место покупки.

Где купить? Роскошный антикварный салон предложит вещь в отличном состоянии и с документами подтверждающими подлинность. Дорого, но надёжно.

Через интернет вещь тех же достоинств можно купить в разы дешевле. Так сказать, «из первых рук». Из какого нибудь гаража или расселяемой коммуналки. Но кресло может оказаться в плохом состоянии, после варварской реставрации или совсем не антиквариатом. Этот способ покупки хорош для профессионалов, для тех, кому есть с кем посоветоваться перед покупкой. Например со своим реставратором.

Как продать? Проще всего через доски бесплатных объявлений. Именно эти доски посещают маститые коллекционеры в поисках раритетов.

У кого реставрировать? Мастерских много. У всех есть телефоны. Как правило с первых двух, трёх фраз становится понятно, с кем Вы имеете дело. Задавайте как можно больше вопросов. Если ответы по существу, хорошо. Если польются общие фразы, лучше продолжить поиск.

Цена антикварного кресла

Самые востребованные на антикварном рынке Москвы кресла так называемые «ампирные». Из красного дерева, или карельской берёзы. Дворянская мебель. Мода на неё не проходит уже третье столетие. Бывают ещё кресла тополёвые или из клёна «птичий глаз», но это совсем раритеты и в продаже встретить их практически не возможно. Цена зависит от состояния. В состоянии «дров» 3-5 тысяч рублей. В приличном 15-20. Стоимость уникального кресла идеальном состоянии или после музейной реставрации начинается от 100 тысяч.

На фото 2, 3 и 4 кресла красного дерева с цельной боковой рамой в начале, в процессе и в конце реставрации. Этот тип кресел относиться к стилю «русский классицизм» начала 19 века, но название «ампирные» прижилось, понравилось, вошло в обиход. Они настолько хороши, удобны в быту и изготовлении, что изготавливались в России практически на протяжении всего 19 столетия, не зависимо от моды на стили. Встречаются «ампирные кресла» и 20 века. Копии, реплики, театральная мебель. На первый взгляд все кресла похожи, но реставратор с первого взгляда, даже по фотографии, отличит старинное антикварное кресло от его современного аналога.

Реставрация кресла

Реставрация ампирного кресла

Реставрация кресла классицизм

Стоимость реставрации антикварного кресла во всех реставрационных мастерских Москвы и частных мастеров практически одинаковая. Парадокс. Качество разное, себестоимость работ разная, а цены одинаковые. Тому много причин. Во-первых закрытость антикварного рынка вообще и рынка реставрационных услуг в частности. Отсутствие стандартов реставрации. Единственный способ обезопасить себя от некачественной услуги — воспользоваться советом своих друзей, которые уже что-то у кого-то реставрировали.

ВремяСтоимость кресла в хорошем состоянии (руб.)Стоимость реставрации (руб.)
Начало 19 в.60 000 – 80 00040 000 – 50 000
Середина 19 в.40 000 – 60 00030 000 – 40 000
Копии, реплики.ДоговорнаяДоговорная

Кресло курульное

На фото 5 кресло курульное, со скрещенными Х — образными ножками. Кресло эпохи возрождения. Его ещё называют Христафорово кресло. В честь знаменитого мореплавателя. Название происходит от латинского sellacurulis. Curulis – должность в древнем Риме рангом ниже консула. Складное кресло, которое несли за курульным эдилом ликторы (охранники, исполнители наказаний) и ставили его в случае необходимости. Со временем курульное кресло стало атрибутом государственной власти, знаком высокой должности его обладателя. Существовали даже курульные колесницы и носилки. Их делали из бронзы или дерева с инкрустацией слоновой костью. Считается, что мебель такого типа впервые появилась у древних этрусков. Они принесли её с собой в Италию. В Средневековье, складное кресло стало обычной мебелью. В период Ампира начала 19 века – вновь приобрело статус предмета роскоши, поскольку ассоциировалось с величием Древнего Рима.

Читайте так же:
Как поднимать и опускать кресло

Наибольшее количество видов мягкой мебели появилось во Франции XVIII века, в период начала и расцвета Рококо, когда в моду на мебель начали диктовать женщины.

Кресло бержер

Фото 6. Знаменитое, популярное до наших дней – кресло бержер. Название получило от французского bergere – пастушка. Глубокое, мягкое с локотниками и высокой спинкой, на изогнутых ножках-кабриолях. Кресло – бержер обтягивалось бархатом или гобеленом, локотники дополнялись мягкими валиками, а сиденье – пуховой подушкой. Происхождение такого кресла связывают с развитием конструкции кушетки периода Регентства. На кушетке можно было подремать среди дня полу лёжа, а на ресле бержер подремать полу сидя. Пик популярности приходится на эпоху рококо. Единичными экземплярами пережило Неоклассицизм, а во второй половине XVIII века вновь вошло в моду. Далее второе и третье Рококо вплоть до конца XIX столетия кресло бержер неизбежный атрибут богатого дома. Если кресло – бержер снабжалось подставкой для ног, оно называлось «дюшес», от французского duchesse–«герцогиня». Если состояло из двух частей, составлявшихся наподобие кушетки, чтобы располагаться в нём полулёжа, — «дюшес-бризе», что в переводе означает – «разбитая герцогиня».

Если кресло – бержер снабжалось подставкой для ног, оно называлось «дюшес», от французского duchesse–«герцогиня». Или «дюшес-бризе», что в переводе означает – «разбитая герцогиня».

Кресло бержер с высокой спинкой также называют «Вольтеровским» или каминным. Они также выполнялись с ротанговой сеткой, и как плетеная садовая мебель.

Кресло-корытце

Фото 7. Интересное кресло-корытце со сплошной округлой деревянной спинкой корытообразной формы, фанерованной красным деревом. Конструкция их сложна. Подделок практически не встречается.

Реставрация старинных кресел

Специалистов по обивке и перетяжке старинной мягкой мебели практически нет. Драпировщик, полировщик, обивщик — это специальности, которые давно не востребованы в современном мебельном производстве. По этим специальностям не готовят мастеров профессиональные училища, этому не учат в высших учебных заведениях и реставрационных институтах. Реставратору приходиться самому искать информацию о способах обивки старинной мебели. Есть книги и ролики в интернете. Но это всё не то.

В нашей мастерской приёмы перетяжки пружин и секреты мастерства передаются от мастера к мастеру, что называется из рук в руки. Многие молодые мастера, полюбившие старинную мебель, научившись ремеслу обивщика, покинули мастерскую и работают сейчас самостоятельно. Надеюсь, что и они сейчас передают своё мастерство следующему поколению реставраторов. Так, что мастера всё-таки есть.

Найти хорошего реставратора не легко, но возможно.

Антикварное кресло — сложная конструкция, состоит из несущей деревянной рамы и упругого пружинного или эластичного сиденья. Реставрация кресла, пожалуй одна из самых трудоёмких реставрационных работ. К тому же, расходные материалы дороги, что делает обивку совсем не выгодным видом реставрации. И, тем не менее, мы этим занимаемся. Наверное исключительно из любви к искусству.

Если возникли вопросы по атрибуции кресла, стоимости его реставрации или Вы сомневаетесь в подлинности антикварной мебели, можете задать вопрос реставратору, позвонив по телефону или заполнив форму. Я обязательно отвечу.

C уважением, Елена Жилина.

Восстановление лакокрасочного покрытия

ОтделкаРуб./кв. метр
Вощение500
Полировка1500
Шеллак2000
Золочение3000

Восстановление декоративного покрытия

ОтделкаРуб./кв. дм
Патинирование50
Роспись200
Маркетри500
Мозаика1000

Фотма обратой связи

Отослав нам заполненную форму c фотографиями, а также задав вопрос, вы получите полную информацию о предмете (что это, материал, возраст) стоимость работ по его восстановлению. Далее реставратор приедет на место, осмотрит его, определит окончательную цену реставрации.

Окончательная цена меняться не будет. Выезд бесплатно.

Новости Мастерской Елены Жилиной

17.05.21 В мастерской 31 мая 2021 года. Будет проходить день открытых дверей. Приглашаем специалистов и любителей реставрации антикварной мебели. В программе обсуждение проблемы современной реставрации мебели и обмен опытом

15.11.20 Наша мастерская переехала на новый адрес ул. Рабочая д. 84 стр. 1, Таганский район, недалеко от станции метро Римская

01.07.20 Наша мастерская поздравляет всех реставраторов и любителей старинных вещей с Днем реставратора, который был учрежден 75 лет назад 1 июля 1945 г.

13.12.19 В мастерской прошло занятие для студентов Школы «Детали» на тему «Основы реставрации предметов Декоративно-прикладного искусства»

Читайте так же:
Детское кресло в машину siger как собрать

научная статья по теме СТУЛ И КРЕСЛО В ЖИЛОМ ИНТЕРЬЕРЕ История. Исторические науки

СТУЛ И КРЕСЛО В ЖИЛОМ ИНТЕРЬЕРЕ - тема научной статьи по истории и историческим наукам из журнала Клио

Текст научной статьи на тему «СТУЛ И КРЕСЛО В ЖИЛОМ ИНТЕРЬЕРЕ»

СВЕТЛАНА ТИВЕЛИЕВНА МАХЛИНА

доктор философских наук, профессор кафедры культурологии Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, член Союза художников РФ (Санкт-Петербург)

Тел.: (812) 534-28-28; Е-таИ: makhlina@pochta.tvoe.tv Жилой интерьер чрезвычайно важен для человека. Наиболее важны в интерьере самые необходимые предметы. Одним из них является стул — приспособление для сидения. Из всех предметов мебели стул обязательно присутствует в любом интерьере. Наиболее древние — складные стулья, берущие свое начало в курульных креслах. В статье показана история развития формы стульев и кресел — начиная с древности до наших дней.

Ключевые слова: стул, кресло, Месопотамия, Египет, античность, Средневековье, Новое и Новейшее время, орех, дуб, красное дерево.

СТУЛ И КРЕСЛО В ЖИЛОМ ИНТЕРЬЕРЕ

Жилой интерьер чрезвычайно важен для человека. Только по виду жилого интерьера можно судить о том, какой человек живет в нем, каковы его вкусы, предпочтения, интересы и даже какой у него характер.

Наиболее важны в интерьере самые необходимые предметы. Одним из них является стул — приспособление для сидения. Из всех предметов мебели стул обязательно присутствует в любом интерьере. Именно поэтому по форме стула легко проследить историю обстановки, жилища человека. Не случайно И.А. Бартенев, профессор Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, подготовил собрание изображений, фиксирующих изменения формы стула, хранящееся в Библиотеке Академии художеств. Связано это с тем, что стул -наиболее подвижная часть обстановки и потому испытывающая в большей степени, чем другие предметы, малейшие изменения моды. Наиболее древние — складные стулья, берущие свое начало в курульных креслах.

Курульное кресло предназначалось только для консулов, преторов, эдилов и других должностных лиц (куру-лов) в Древнем Риме. Оно представляло собой складной стул с перекрещивающимися ножками. Делалось из бронзы и по римскому обычаю носилось повсюду за его обладателем. Считалось, что, только сидя на нем, можно творить суд и расправу. Прототипом этой формы были стулья в Греции, именовавшиеся «дифрос окладиос». Их изображения встречаются в греческой вазовой живописи. В Древнем Риме носили название sedia curulis. Впоследствии, в эпоху Средневековья, были распространены среди феодалов, представляя собой складное сиденье без спинки в форме буквы Х. Легкость переноски объясняет, почему такое кресло дожило до нашего времени.

В эпоху Возрождения скрещивающиеся ножки-стойки имели плавно изогнутую форму, по бокам конца стоек внизу и вверху для прочности соединенные перекладинами. Сиденье образовано не вкладной доской, а натянутым между стойками куском ткани. Спинку стула составляла вставленная в верхней части в качестве распорки съемная планка. Для XVI в. характерны курульные кресла и из прямоугольных брусков, но они украшены резными львиными масками или акантами, резным орнаментом. Такого рода курульные кресла были распространены в России в XVII в.

В Древней Месопотамии «стулом» называлась всякая мебель для сидения. Это могли быть табуреты, связка из тростника, которая встречалась в знатном доме в III тысячелетии до н.э., а затем стала достоянием лишь бедных хижин.

Табурет — стул без спинки. Табуреты распространены от простого крестьянского жилища до великосветских салонов. Формы отражают господствующие стили и национальные особенности региона, где они созданы.

В Древнем Вавилоне табуреты были широко распространены как в бедном, так и богатом доме. Парадный та-

бурет покрывался сверху войлоком, в несколько рядов шерстяной тканью с нашитыми флажками или кожей. Обыкновенная табуретка покрывалась прочной тканью в один ряд и имела плетеное сиденье. Когда к ней приделывалась низенькая спинка, она превращалась в стул. Были распространены и складные табуретки. Табуреты могли иметь металлические детали.

В Древнем Египте табурет был на четырех вертикально поставленных ногах, которые имели проножки, скрепленные с верхней обвязью отдельными соединениями, поставленными под углом. Нижним концам ножек придавалась форма утиных головок. Верхняя обвязь табурета для удобства сидящего прогибалась и покрывалась циновкой, сплетенной из тростника или полосок кожи. Встречались двухместные сиденья на львиных лапах или бычьих ногах. Иногда они имели наклонную спинку.

В Древней Греции табуреты были с прямыми, изогнутыми и перекрещивающимися ножками.

В Древнем Риме табуреты были с плоским сиденьем из слоновой кости или металла, без спинки, на перекрещенных в виде Х кривых ножках, представляя собою курульное кресло.

В эпоху Средневековья распространены табуреты с восьмиугольными сиденьями на дощатых опорах вместо ножек.

В эпоху Людовика XIII табуреты делались из резного дерева, иногда табурет украшен фризом. Эта низенькая скамеечка, которая могла служить и как сиденье, и как переносной столик. Табуерт был от 20 до 50 см в высоту. В пору правления Людовика XIV табуреты представляли собой мягкие сиденья на скрещенных ножках (по конструкции напоминали курульные кресла).

Читайте так же:
Как сделать кресло из матраса

Впоследствии табуреты получают распространение в небогатых домах. Существуют до сего времени.

Другое дело — стулья. В Древней Греции стулья были разнообразной формы. Они могли иметь высокую и низкую, прямую и изогнутую спинку, прямые или выгнутые ножки.

В эпоху Средневековья стул считался престижной мебелью. Некоторые из них были на таких ножках, которые представляли собой стрельчатую конфигурацию. Обычно это был ящик или сундук, который орнаментировался. Над ним возвышалась высокая спинка, закругленная или квадратная (четырехугольная). В эпоху Средневековья, когда мебель была простой, чаще встречалась скамейка, которая представляла собой простую дощечку, прикрепленную к двум подставкам. Это было самое распространенное сиденье. У некоторых скамеек была низенькая спинка, а иногда и маленькие перильца такой же вышины, как спинка. Некоторые были с круглым сиденьем, посаженным на сильно наклоненные ножки.

В Италии в эпоху Возрождения стулья делались из ореха, технология — ящичная вязка. Состояли из трех досок, две из которых поставлены вертикально. Более длинная доска служит спинкой и задними ножками, более короткая — передними ножками. Маленькая горизонтальная

доска, большей частью восьмиугольной формы, образует сиденье. Стулья эти богато орнаментировались. В XVI в. превалировал орнамент гротеска. К концу XVI в. впервые начинают обиваться тканью или кожей сиденья и спинки стульев. Раньше использовались накладные подушки.

В Германии на протяжении XVI-XVII вв. существовал так называемый крестьянский стул, пришедший на смену трехногому стулу, родившемуся из круглого примитивного табурета. «Стулья немецких мастеров этого времени порой достигали высокого художественного совершенства. Резная ореховая доска, образующая их спинку, обычно использует одну и ту же тему гротескного орнамента, тему маска-рона»1. Нередко эта резьба несла на себе следы юмора. Как правило, в центре композиции изображался широко открытый рот, прорезанный насквозь, чтобы, продев руку в отверстие, можно было переносить стул.

Чисто голландской формой являются стулья брусочного типа на четырех прямоугольных ножках с проножками, с прямоугольным сиденьем и спинкой, обитой бархатом. Боковые стойки спинки таких стульев заканчивались резными волютами. Но во второй половине XVII в. получила распространение форма стула, собранного из дубовых или ореховых точеных стоек. Высокая прямая спинка чуть откинута назад, сиденье в виде трапеции обтянуто кожей или бархатом (они прибивались гвоздями с большими шляпками). Чаще сиденья были сплетены из соломы или камыша. Вскоре голландские стулья распространились по всей Европе. Плетеные стулья часто встречались во Франции и Англии. В эпоху Людовика XIII верхняя соединяющая перекладина между ножками щедро декорирована. В Европе были распространены также еще два образца стульев, более пышно декорированные, с применением токарной и резной работы. В одних боковые стойки спинки, задние ножки и проножки — точеные, круглые. Передние же ножки, завершение спинки, боковые части ее центральной планки — в ажурной резьбе в стиле барокко со сложными завитками аканта. Сиденье обычно делается из плетеной соломы. У другого типа стульев сиденье и спинка обиты тисненой кожей. Для этого использовали гвозди с большими медными шляпками. Такая форма стула характерна в первую четверть XVIII в.

В конце XVII — начале XVIII в. в Голландии получил распространение искусный набор дерева с излюбленными мотивами гвоздик, тюльпанов, часто помещенных в вазы, с порхающими над ними птицами и бабочками. Эти мотивы — отличительная особенность голландских комодов и горок. Подобный образом стали украшаться спинки плавных по контуру стульев, лобовые части изогнутых ножек, заканчивающихся орлиными лапами, сжимающими шар. Во времена Людовика XIII сиденья были 45 см высотой. Набиты они были конским волосом и покрыты разнообразными материалами — вышивкой, бархатом и узорчатой тканью, шелком, кожей и парчой. Ножки заканчивались параллелепипедами, шарами или четырехугольниками.

В эпоху Людовика XIV, в отличие от предыдущего периода, когда кресла и стулья имели прямоугольную форму, они становятся более широкими, левкасятся, покрываются золотом и обиваются. Еще больше эта тенденция усиливается в эпохи Регентства и рококо. Рамки спинок и сидений приобретают плавную текучесть, ручки и ножки, изгибаясь, продолжают волнообразное движение. Обивка становится более мягкой, сиденье заменяется туго натянутым холстом, на который кладется пышно взбитая пуховая подушка. При Людовике XVI во Франции появляются новые типы стульев и кресел. Один из них — с овальной спинкой, украшенной наверху симметрично спадающими по обе стороны гирляндами или завитками. Удру-гого — четырехугольная спинка со срезанными верхними углами, возвышающейся серединой, которая украшена резьбой и резными шишечками, напоминающими шишки пинии, по краям. Классическая линия проявляется в том, что все деревянные части покрыты резьбой, изображающей ряды

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector