Irina-vaiman.ru

Дизайн и Архитектура
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вечерний Харьков

«12 стульев»: как Гайдай и Захаров один и тот же фильм снимали

Легендарные «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова сорок лет назад экранизировал советский комедиограф Леонид Гайдай, а спустя пять лет – великий экспериментатор Марк Захаров. Обе комедии обоих выдающихся режиссеров получились блестящими, что по сей день не мешает им оставаться конкурентами.

Режиссер Леонид Гайдай был человеком сомневающимся. Порой он лишь в процессе долгого поиска нащупывал то, что интуитивно себе представлял. Леонид Иович не знал, каким у него будет Бендер, и искал претендентов на эту роль по всей стране.

На роль Остапа-Сулеймана-Берта-Марии Бендер-Бея Гайдай перепробовал 22 артистов. Перечень претендентов как Доска почета: Владимир Басов, Владимир Высоцкий, Алексей Баталов, Олег Борисов, Валентин Гафт, Евгений Евстигнеев, Андрей Миронов, Спартак Мишулин, Александр Ширвиндт, Михаил Козаков, Николай Рыбников, Николай Губенко. Гайдай собирался утвердить Михаила Козакова, но вскоре позвонил и извинился перед ним — мол, решил взять Белявского. В первый день съемок с Александром Белявским не разбилась тарелка «на счастье». «Не пойдет! Фарта не будет!» – покачал головой суеверный Гайдай. Так и вышло: Белявский на фоне Сергея Филиппова в образе Кисы Воробьянинова смотрелся неавторитетно. Режиссер остановил съемки и вызвал Владимира Высоцкого. Но снова фаянсовая тарелка не разбилась. А Высоцкий, только начав сниматься, ушел в загул. И тут кто-то рассказал режиссеру, что в провинции уже несколько лет успешно играет Бендера в спектакле «Золотой теленок» малоизвестный актер Арчил Гомиашвили. Гомиашвили сыграл Бендера, но на озвучание не пришел из-за болезни. Его героя озвучил Юрий Саранцев, что вбило кол войны между обидевшимся актером и режиссером. Несколько лет они даже не разговаривали.

Зато Марк Захаров точно знал, что его Бендером будет забракованный Гайдаем Андрей Миронов. А Воробьяниновым – Анатолий Папанов, который также пробовался в «Двенадцать стульев» Гайдая, но чем-то его не устроил. С Мироновым Захаров дружил и видел в нем незаурядный комедийный и музыкальный дар. Миронов с восторгом стал сниматься и работал на площадке «на раз».

Гайдай пробовал на «женщину необъятных размеров с арбузными грудями» актрис Галину Волчек, Нонну Мордюкову, а утвердил Наталью Крачковскую.

Марк Захаров без проб утвердил в свой фильм на «мадам Грицацуеву» Лидию Федосееву-Шукшину. Съемки актрисы совпали с большим горем в семье: ушел из жизни ее супруг Василий Шукшин, а когда началась работа над фильмом, умер и отец. На съемки самой веселой сцены – свадьбы мадам Грицацуевой и Остапа Бендера – актриса приехала сразу с похорон. Играла эпизод, а потом уходила и плакала. Именно поэтому она отказалась сама петь в кадре.

Отца Федора у Гайдая сыграл Михаил Пуговкин. На Кавказе для эпизода, когда отец Федор забрался на скалу, Пуговкина, бледного от страха, пожарным краном подняли на самый высокий пик скалы. А когда на студии просмотрели пленку, оказалось, что высоты не видно – пришлось переснимать сцену в павильоне. В Батуми группа месяц ждала шторма, чтобы на фоне выразительных волн Пуговкин рубил стулья. После этих съемок актер слег с сильнейшим приступом радикулита.

Во время съемок у Гайдая никак не могли снять эпизод, когда Киса Воробьянинов и отец Федор, держась с обеих сторон за стул, лягают друг друга ногами. Гайдаю не нравилось, как пинаются артисты. Ему хотелось видеть в кадре длинные ноги и более смачные пинки. Эти пинки снимали ниже пояса, и вместо ног Сергея Филиппова Гайдай решил снимать свои – очень длинные. И свои ноги его вполне устроили.

Были травмы и на съемках у Захарова. Актриса Любовь Полищук повредила позвоночник — Андрей Миронов должен был уронить ее на матрас во время знойного танго. Но актриса упала на пол.

Анализ романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев»

Илья Арнольдович Ильф и Евгений Петрович Петров (Катаев) познакомились в 1926 году, когда оба работали в газете «Гудок». Там же трудился и брат Петрова, уже известный в те времена писатель – Валентин Катаев. Именно он предложил сюжет романа «Двенадцать стульев». Предполагалось, что И. А. Ильф и Е.П. Петров напишут произведение, а В.П. Катаев – отредактирует его. Однако роману, по мнению В.П. Катаева, не требовалось никаких изменений, поэтому он отказался от своего соавторства. Произведение было построено на основе фактов, которые авторы получали, работая в газете: письма, заметки, жалобы, исходившие от реальных людей.

Произведение «Двенадцать стульев» закончено в 1927 году (год десятилетнего юбилея советской власти), и уже с января роман начинает выходить в журнале «Тридцать дней».

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

«Двенадцать стульев» принадлежит к жанру романа. Выделяются признаки остросатирического романа, так как все произведение проникнуто яркой сатирой. Можно отметить и признаки фельетонов, и признаки авантюрно-приключенческого романа, так как в основе произведения лежит образ плута. Это же позволяет назвать «Двенадцать стульев» плутовским романом, известным жанром во всей мировой литературе. Выделяются также признаки так называемого романа большой дороги, о чем свидетельствуют эпизоды погони за стульями и другие приключенческие сюжетные линии.

3. Название произведения и его смысл.

Роман «Двенадцать стульев» назван так, потому что в основе сюжета лежат поиски бриллиантов, которые были спрятаны в одном из двенадцати стульев.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Повествование ведется от третьего лица, что позволяет увидеть объективную картину.

Читайте так же:
Рисунок девушки сидящей на стуле

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

Роман «Двенадцать стульев» можно назвать «энциклопедией» советской жизни 20-х гг. 20 века. Главная идея произведения – показать, что советская власть пришла надолго, что любые попытки вернуться к прошлому выглядят смешно и комично.

Если сужать проблематику, то роман гласит о том, что не нужно бежать за богатствами, потому что это выглядит нелепо и смешно.

6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

Действие романа И.А. Ильфа и Е.П. Петрова начинается весной 1927 года, а заканчивается осенью того же года. Год выбран неслучайно, так как 1927 год был кануном десятилетнего юбилея советской власти.

Сюжет произведения довольно прост: двое жуликов гоняются по всей стране, чтобы найти бриллианты, которые были спрятаны в обивку одного из двенадцати стульев. Такая фабула позволила авторам произведения ввести множество персонажей, сатирически высмеять их. Так, на простой сюжет И.А. Ильфу и Е.П. Петрову удалось навесить различные описания судеб многих героев с их индивидуальными характерами и чувствами. В романе изображены жулики всех типов.

7. Система образов произведения.

Система образов романа «Двенадцать стульев» отличается своей многоперсонажностью. Связано это с удачным сюжетом, который позволяет рассмотреть целую галерею образов, в основном – жуликов во всех ипостасях этого слова. Это Полесов, Кислярский, Альхен, Трубецкой, Эллочка – все они простые обыватели, которые преследуют лишь свои корыстные цели.

На фоне таких образов выделяется Бендер. Его авантюры помогают раскрывать личности всех жуликов. Бендер – находчивый человек, который знает психологию человека. Он умеет шутить, что придает произведению легкий характер.

8. Композиция произведения.

Композиция романа «Двенадцать стульев» строится на приключенческих элементах. Произведение будто строится по принципу романа-путешествия, позволяя увидеть разные уголки страны, а также позволяя без проблем переходить в повествовании от одного героя к другому.

Начинается произведение традиционным зачином «В уездном городе N», который отсылает читателей к художественным произведениям прошлого. Уже здесь обнаруживается связь романа с другими произведениями литературы.

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

Отличительными особенностями романа являются множество ярких персонажей, напряженные сюжетные линии. В произведении наблюдается тесная связь с эпохой.

Язык произведения афористичен, многие высказывания до сих пор остаются на устах населения. Связано это с манерой юмористично обыгрывать ситуации. «Двенадцать стульев» — это роман, который не грубо обличает сатирой, а делает это весело и смешно.

10. Отзыв о произведении.

И.А. Ильф и Е.П. Петров смогли создать гениальное произведение, которое буквально сразу полюбилось многими читателями. Легкость сюжета и юмористичный язык делают роман «Двенадцать стульев» интересным для всех времен.

Полный список экранизаций романа «12 стульев»

Знаменитый роман И. Ильфа и Е. Петрова «12 стульев» написан в 1928 году. Произведение получило большую известность. Однако мало кто знает, что прежде чем роман был экранизирован в СССР, за границей в разных странах было сделано 9 экранизаций, в т.ч. одна из них в Третьем Рейхе.
Вот полный список экранизаций романа (список составил пользователь pavl-i-n с форума rutracker.org):

1. Двенадцать стульев 1933 г., Польша/Чехословакия.
Первая постановка по книге. Т.к. поляки перенесли место действия романа в Польшу, то им пришлось придумать свою оригинальную завязку, не связанную с экспроприацией имущества. В дальнейшем этот сюжетный ход заимствовали многие другие постановщики, которые переносили действие «12 стульев» в свои страны.

2. Keep your seats, please (Пожалуйста, сидите!) 1936 г., Англия

3. 13 стульев(13 Stühle), 1938 г., Германия.
Немцы полностью заимствовали завязку у поляков. Но отказались от буффонады и внесли хеппи-энд (старания героя были вознаграждены, хоть не в виде сокровищ в стуле, но все-таки…). Ко всему немцы внесли свое новшество, а именно сцены с грезами «Остапа», взяв это на вооружение Марк Захаров впоследствии в своем фильме развернул великолепные песенно-танцевальные номера с А.Мироновым и Л.Полищук.

4. L’Eredita in Corsa (В бегах за наследством) , 1939 г., Италия
К сожалению, фильм, скорее всего, утрачен. Но… а вдруг.

5. It’s in the Bag! (Дело в мешках), 1945 г., США.
американцы внесли еще и элементы криминального детектива.

6. Tretton stolar (Тринадцать стульев), 1945 г., Швеция

7. Тринадцать стульев 1957 г., Бразилия.
Рейтинг imdb у этого фильма значительно выше чем у предыдущих. Бразильцы сделали Остапа Бендера… девушкой — танцовщицей варьете. И внесение элемента флирта пошло фильму на пользу. Интересные шутки (бразильцы поставили один стул в приемную гинеколога, получилась забавная сцена «Какие же вы гинекологи любопытные, всё хотите посмотреть…»), в общем, очень неплохо.

8. Das Gluck liegt auf der Strasse (Счастье лежит на улице), 1957 г., ФРГ

9. Двенадцать стульев, 1962 г., Куба.
Это первая постановка, где завязка фильма по роману, а не по польскому фильму.

10. 12 стульев , 1966 г., СССР.
Первая отечественная постановка. Питерский телеспектакль.

11. Один из 13, 1969 г., Италия.
Тоже снят по польскому варианту, только в роли Остапа — красавица Шарон Тейт (это ее последняя роль). Здесь итальянцы, похоже за основу взяли немецкий 1938 г. (тот же хеппи-энд) и бразильский варианты фильма. Но здесь введена «конкурирующая фирма», что-то типа отца Федора, в виде женоподобного хозяина магазина, подслушавшего разговор о наследстве. И тетушкино завещание было гораздо более логично, чем в предыдущих «польских вариантах».
Фривольность в фильме просто хлещет через край, очень смешная сцена в театре, правда иногда буффонада раздражала.
Увлекаясь подобными сценами, авторы порой забывали о том, что герои должны таки искать… эти самые стулья.

Читайте так же:
Защита стен от спинок стульев

12. Двенадцать стульев, 1970 г., США.
Комедия одного из самых смешных комиков — Мэла Брукса.
Фильм забавный, и, что удивительно, авторы старались держаться, хоть и в общих чертах романа. Немало забавных шуток, которых не было в романе, но они довольно неплохо смотрятся в фильме («Улица Маркса — Энгельса — Ленина, бывшая улица Маркса — Энгельса — Ленина — Троцкого»). Мел Брукс — это всё-таки Мел Брукс. Но справедливости ради, стоит заметить, что всё-таки лучшие постановки — наши.

13. 12 стульев, 1971 г., СССР.
Наряду с фильмом Захарова – лучшая постановка великого романа!

14. Rabe, Pilz und dreizehn Stuhle (Рабе, Пилц и 13 стульев) , 1972 г., ФРГ, телесериал

15. 12 стульев, 1977 г., СССР.
Постановка Захарова получилась великолепной, ничуть не хуже фильма Л.Гайдая. Она — другая.

16. Mein Opa und die 13 Stuhle (Мой дедушка и 13 стульев) 1997 г., Австрия

17. 12 стульев , 2003 г. Россия, мюзикл.

18. 12 стульев, 2004 г., Германия.
Авторы сняли его как вневременной, хотя события происходят в 1927 г. Наряду с извозчиками присутствуют «Жигули», трамваи, стоят ларьки торгующие Кока-Колой. Игра Делиева очень сдержанная. Любопытный фильм.

19. 12 стульев, 2006 г., Россия.
В роли Остапа — Николай Фоменко. Впечатление, что авторы начали снимать фильм в полном убеждении, что в постановках Гайдая и Захарова уже сказано всё и сказать о романе больше нечего. Поэтому ставку сделали на актеров, занятых в этом фильме. Актеры просто играли свои узнаваемые образы. Предводитель дворянства в исполнении Олейникова смотрится как слегка помытый бомж из «Городка», отец Федор говорит мелкой скороговоркой Гальцева из «Кривого зеркала»…
Получился, скорей, не фильм-экранизация романа, а игра в фильм-экранизацию романа.

Однако, перейдём собственно к немецкой(точнее, австрийской) экранизации.

Имен Ильфа и Петрова в титрах «13 стульев» нет. То ли из-за авторских прав, то ли из-за еврейского происхождения Ильи Ильфа, то ли из-за идеологического противостояния Третьего Рейха и СССР. Сам сюжет был существенно переработан, что отразилось и в самом названии – 13 стульев вместо 12-ти. Тем не менее по сюжетной канве фильма легко определить первоисточник. Отдельно надо отметить, что раз фильм был выпущен на экраны, значит прошёл немецкую цензуру.

Сюжет фильма
Феликс Рабе, парикмахер, узнает о том, что его тетя Барбара умерла и оставила его своим единственным наследником. Бросив парикмахерскую, Феликс кидается за наследством, но, приехав в тетушкин дом, выясняет, что тетя завещала большинство вещей на благотворительность, а ему остались только тринадцать старинных стульев. Феликс раздосадован, но замечает напротив своего дома магазин торговли старыми вещами. Не долго думая, он отдает стулья туда, а ночью находит записку от тети, где она сообщает, что зашила 100 000 марок в один из стульев. Но владелец магазина, Алоиз Хофмайер, разумеется, уже продал все стулья. Начинаются долгие поиски. Алоиз соглашается помочь Феликсу, взамен на определенный процент от сокровища. Бурные поиски идут в домах людей принадлежащих к различным слоям общества. Раз за разом герои находят стулья, но те оказываются пусты. Последний стул, который действительно содержит деньги, находится в сиротском приюте. Но, как выясняется, деньги уже были найдены и старшая сестра приюта приняла деньги за чьё то благородное пожертвование. Рабе и Хофбауер обнаруживают что, остались ни с чем, однако вскоре, благодаря открытому Рабе средству для роста волос, оба богатеют.

Эмерих Вальтер Эмо (имя при рождении — Йозеф Войтек Емерих (Josef Wojtek Emerich)) родился в австрийском городе Зеебарне в 1898 году. В 1919 году начал свою карьеру как актёр, а в 1927 году уже в качестве помощника режиссёра переехал в Берлин. В 1928 году снял свой первый фильм – драму «Медовый месяц» (Flitterwochen). После этого снял несколько мюзиклов и оперетт. В 1936 году в Берлине совместно с Паулем Хорбиргером(Paul Hörbiger) и австрийским консулом Карлом Кюнцлем(Karl Künzel) основал компанию Algefa-Film. В этом же году сменил имя на Эмерих Вальтер Эмо (Emerich Walter Emo). Позднее основал кинокомпанию «Эмо-фильм». После того, как в марте произошёл аншлюс Австрии и она присоединилась к Третьему Рейху, стал одним из основных режиссёров венской киностудии Wien-Film, где продолжал снимать лёгкие комедии. На студии Wien-Film его кинокомпания Emofilm сделала фильм «13 Stühle»(«13 стульев»), премьера которого состоялась 16 сентября 1938 года в Дрездене, 20 сентября в Вене и 18 октября в Берлине.
Вальтер Эмо снял только один пропагандистский фильм «Вена 1910» (1943 г.), где пытался обосновать необходимость аншлюса Австрии. Однако, фильм был признан слишком «австрийским» и был запрещён к показу в Австрии. В Германии же он вызывал мало интереса. После Второй мировой войны режиссёр снял ещё 5 картин. Умер в 1975 году в Вене.

Биография артиста, игравшего главную роль
Хайнц Рюманн (1902 — 1994) был известнейшим немецким актером прошлого века. Он родился 7 марта 1902 года в Эссене. Детство провел в городе Ванн, где его отец владел привокзальной гостиницей. В 1913 семья переехала назад в Эссен, где родители тоже управляли привокзальной гостиницей. Родители развелись в 1916 году, после чего отец покончил жизнь самоубийством. Мать с тремя детьми перебралась в Мюнхен. Там Рюманн ходил в школу, после окончания которой брал уроки актерского мастерства и уже в 1920 году получил роль второго плана в театре в Бреслау. В 1922 году он перебрался в театр в Ганновер, где выступал вместе с Лео Линденом. Женился в 1924 году на актрисе Марии Бергхайм (сценический псевдоним Мария Хербот). Первую роль в немом фильме «Немецкое материнское сердце» сыграл в 1926 году. После следующих ролей стал известным и получил роль в Берлинском театре с Марлен Дитрих. После сыгранной в 1930 году роли в фильме «Трое с заправки» стал очень популярен, и, наряду с Хансом Альберсом стал одним из любимейших немецких актеров.

Читайте так же:
Как разобрать патрон стула

Когда к власти пришли нацисты, Рюманн никак не обозначал свою политическую позицию, держался нейтрально. В 1938 году развелся с женой, по национальности еврейкой, пережившей нацистское время в Стокгольме. Позже его упрекали в том, что таким образом он себе спас карьеру актера, но, скорее всего, брак к этому времени просто распался. Тем более, что вскоре он женился во второй раз на Херте Файлер, дедушка которой был евреем. И этот факт привел к проблемам с властями. От этого брака у него родился сын Петер. Еще у него была длительная связь с Лени Маренбах, партнершей по сцене и, кстати, по фильмам «Образцовый супруг» и «Пять миллионов ищут своего наследника». Во времена нацизма он прославился как неполитизированная звезда, так, он был любимым актером Анны Франк, которая на стене своего амстердамского убежища повесила его фотографию из фильма «Рай холостяков»(1939).

Во время войны Рюманн все-таки частично поддался пропаганде третьего рейха. Он снялся в тридцати семи и был режиссером четырех фильмов. В частности, сыграл роль в одном комедийном фильме, отвлекающем население от ужасов войны. Или еще, он сыграл роль газовщика, подозреваемого в шпионаже, в одноименном фильме(«Der Gasmann»). Фильм «Ковш для каминных щипцов» был в 1944 году запрещен цензурой за «неуважение к авторитетам», однако благодаря хорошим отношениям с властями Рюманну удалось представить фильм Герингу, который добился у Гитлера отмены запрета.
Как «государственного» актера Рюманна не призывали в армию, но он был на сборах, где научился управлять самолетом. Для режима он был гораздо важнее как актер, чем как солдат. До сих пор муссируются слухи, будто бы он служил в авиации во время второй мировой войны, однако это не так, у него была «броня»: он был в списке, который Гитлер утвердил в 1944 году, так называемых, «особо одаренных» деятелей искусств, освобожденных от службы в армии.

26 марта 1946 году во время денацификации, постановили «не сомневаться в дальнейшей художественной деятельности г-на Рюмана», а до этого момента он не имел права выступать на сцене. В результате он добился разрешения ставить спектакли, и стал гастролировать с маленькой труппой. В 1947 году он основал компанию по производству фильмов Comedia, которая, после серии неудач, наконец, в 1953 году обанкротилась. И только с помощью режиссера Генриха Койтнера Рюману удалось вернуться в игровое кино, сначала сняться в фильме «Страх перед большими зверями», а потом в трагикомедии «Главарь из Кепеника», где он сыграл роль сапожника Вильгельма Войгта, отмеченную в 1957 году призом немецкой критики. В последующие годы он снимался в многочисленных различных по качеству игровых кинофильмах, всегда имея успех. В 1966 году он получил медаль от правительства.
В послевоенные годы он выступал также и в театре, например, в спектакле, поставленном Фритцем Котнером, «В ожидании Годо», в Мюнхенском камерном театре.
С 1960 по 1962 он выступал в Вене в Бургтеатре.
В последние годы жизни у Рюмана появилась страсть к художественному чтению, декламации. Особым успехом пользовались его рождественские чтения, демонстрируемые по каналу ZDF.

В 1980 году в программе «Звезды на манеже» Рюман встречался с клоуном Олегом Поповым.

В 1982 он опубликовал свою автобиографию.
Он был очень хорошим летчиком, совершал самостоятельные полеты вплоть до 80 лет.
Его последнее появление перед публикой было в 1994 году в одной передаче на телевидении, где публика приветствовала его громом аплодисментов как живую легенду и этом растрогала его до слез.

Конспект внеклассного мероприятия По роману И.Ильфа и Е.Петрова «12 стульев»

Илья Арнольдович Ильф и Евгений Петрович Петров (Катаев) познакомились в 1926 году, когда оба работали в газете «Гудок». Там же трудился и брат Петрова, уже известный в те времена писатель – Валентин Катаев. Именно он предложил сюжет романа «Двенадцать стульев». Предполагалось, что И. А. Ильф и Е.П. Петров напишут произведение, а В.П. Катаев – отредактирует его. Однако роману, по мнению В.П. Катаева, не требовалось никаких изменений, поэтому он отказался от своего соавторства. Произведение было построено на основе фактов, которые авторы получали, работая в газете: письма, заметки, жалобы, исходившие от реальных людей.

Произведение «Двенадцать стульев» закончено в 1927 году (год десятилетнего юбилея советской власти), и уже с января роман начинает выходить в журнале «Тридцать дней».

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

«Двенадцать стульев» принадлежит к жанру романа. Выделяются признаки остросатирического романа, так как все произведение проникнуто яркой сатирой. Можно отметить и признаки фельетонов, и признаки авантюрно-приключенческого романа, так как в основе произведения лежит образ плута. Это же позволяет назвать «Двенадцать стульев» плутовским романом, известным жанром во всей мировой литературе. Выделяются также признаки так называемого романа большой дороги, о чем свидетельствуют эпизоды погони за стульями и другие приключенческие сюжетные линии.

Читайте так же:
Стул для любви сделанный специально

3. Название произведения и его смысл.

Роман «Двенадцать стульев» назван так, потому что в основе сюжета лежат поиски бриллиантов, которые были спрятаны в одном из двенадцати стульев.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Повествование ведется от третьего лица, что позволяет увидеть объективную картину.

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

Роман «Двенадцать стульев» можно назвать «энциклопедией» советской жизни 20-х гг. 20 века. Главная идея произведения – показать, что советская власть пришла надолго, что любые попытки вернуться к прошлому выглядят смешно и комично.

Если сужать проблематику, то роман гласит о том, что не нужно бежать за богатствами, потому что это выглядит нелепо и смешно.

6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

Действие романа И.А. Ильфа и Е.П. Петрова начинается весной 1927 года, а заканчивается осенью того же года. Год выбран неслучайно, так как 1927 год был кануном десятилетнего юбилея советской власти.

Сюжет произведения довольно прост: двое жуликов гоняются по всей стране, чтобы найти бриллианты, которые были спрятаны в обивку одного из двенадцати стульев. Такая фабула позволила авторам произведения ввести множество персонажей, сатирически высмеять их. Так, на простой сюжет И.А. Ильфу и Е.П. Петрову удалось навесить различные описания судеб многих героев с их индивидуальными характерами и чувствами. В романе изображены жулики всех типов.

7. Система образов произведения.

Система образов романа «Двенадцать стульев» отличается своей многоперсонажностью. Связано это с удачным сюжетом, который позволяет рассмотреть целую галерею образов, в основном – жуликов во всех ипостасях этого слова. Это Полесов, Кислярский, Альхен, Трубецкой, Эллочка – все они простые обыватели, которые преследуют лишь свои корыстные цели.

На фоне таких образов выделяется Бендер. Его авантюры помогают раскрывать личности всех жуликов. Бендер – находчивый человек, который знает психологию человека. Он умеет шутить, что придает произведению легкий характер.

8. Композиция произведения.

Композиция романа «Двенадцать стульев» строится на приключенческих элементах. Произведение будто строится по принципу романа-путешествия, позволяя увидеть разные уголки страны, а также позволяя без проблем переходить в повествовании от одного героя к другому.

Начинается произведение традиционным зачином «В уездном городе N», который отсылает читателей к художественным произведениям прошлого. Уже здесь обнаруживается связь романа с другими произведениями литературы.

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

Отличительными особенностями романа являются множество ярких персонажей, напряженные сюжетные линии. В произведении наблюдается тесная связь с эпохой.

Язык произведения афористичен, многие высказывания до сих пор остаются на устах населения. Связано это с манерой юмористично обыгрывать ситуации. «Двенадцать стульев» — это роман, который не грубо обличает сатирой, а делает это весело и смешно.

10. Отзыв о произведении.

И.А. Ильф и Е.П. Петров смогли создать гениальное произведение, которое буквально сразу полюбилось многими читателями. Легкость сюжета и юмористичный язык делают роман «Двенадцать стульев» интересным для всех времен.

Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ романа Ильфа и Петрова «Золотой телёнок»

Иллюстрация 5.jpg Иллюстрация 4.jpg Иллюстрация 2.jpg Иллюстрация 3.jpg Иллюстрация 1.jpg

«Шутишь, парниша»: как Ильф и Петров усидели на 12 стульях

Нет смысла пересказывать сюжет этой книги, его все знают. Огромное количество остроумных фраз этого романа вошло в наш повседневный обиход. «Мы чужие на этом празднике жизни», «спасение утопающих – дело рук самих утопающих», «знойная женщина, мечта поэта», «ключ от квартиры, где деньги лежат», «шутишь, парниша». Написанный в 1927 году роман о погоне за сокровищами стал культовым в Советском Союзе.

Народный герой

Почему советский народ так сильно любил (и любит!) Остапа Бендера – это большой вопрос. Он ведь плут, мошенник и обманщик. Но он – наш плут. Его авантюрность и талант выходить сухим из воды были очень близки нашему человеку, который тоже всю дорогу вертится в предлагаемых властью обстоятельствах! Бендер – наследник Чичикова и такой же циничный психолог. Но только гораздо артистичнее и обаятельнее. «Мне скучно, бес!» – мог бы воскликнуть Остап Ибрагимович вслед за Фаустом.

Впрочем, он дурит головы людям вполне неприятным. Хотя некоторых жалко. Киса Воробьянинов все время огребает тумаки и шишки, он – нелепый, старый, ущербный, унылый лузер, он – «некрасивая подружка», оттеняющая красивого, энергичного Бендера. Вместе они – архетипическая пара Дон Кихот и Санчо Панса, только наоборот. Санчо здесь, конечно, Бендер, снисходительно сочувствующий иногда своему дураку Дон Кихоту, обломку старой жизни.

Удивительно, что авторам совсем не жаль было мадам Грицацуеву. А что сделала плохого пылкая вдова, жаждущая любви? Ничего. Но Бендер, пользуясь ее чувствами, тащит у нее стул, дутый браслет и все ее женские надежды. Тут обаяние Бендера явно дает течь. Спасает его то, что в книжке у Ильфа и Петрова вообще нет ни одного положительного женского образа – все какие-то жалкие дурочки. А ведь за одну только Эллочку Щукину сегодняшние адепты «новой этики» записали бы Ильфа и Петрова в сексисты и четвертовали. Как все меняется.

Лучшего Остапа Бендера в кино сыграл

Читайте так же:
Как складывается стул пег перего

Случайные гении

Великий комбинатор вошел в Старгород в половине двенадцатого с северо-запада, со стороны деревни Чмаровки. Звучит победительно и многообещающе. Примерно так же его отцы-создатели «вошли» в Москву со стороны Одессы. Было это в 1923 году. Только тогда они еще не были знакомы и вообще были не Ильф и Петров, а Иехиел-Лейб бен Арье Файнзильберг и Евгений Петрович Катаев. Один был хмурый и молчаливый, другой – веселый и разговорчивый. Но обоим было по 20 с небольшим, и оба они стали писателями случайно.

Ильф в Одессе успел поработать и телефонистом, и чертежником, и токарем, и бог знает кем еще. Но потом плюнул на всю эту скуку и вступил в кружок поэтов. Евгений Катаев был младшим братом писателя Валентина Катаева и работал в Одесском угрозыске. Там были хорошие пайки и карьерные перспективы. Однажды к нему попало дело бандита Александра Козачинского. Его банда – что-то вроде «Черной кошки» – убивала и грабила склады с поездами. Когда Козачинского поймали, выяснилось, что он и Женя Катаев – друзья детства. Козачинского приговорили к расстрелу, но Евгений добился замены «вышки» на тюремный срок. После этого дела в угрозыске Евгению стало сложно, и он уехал в Москву, поближе к брату.

Ну а Ильф, поэт, к тому же влюбленный, уехал в столицу за деньгами, славой и судьбой. Там он поступил библиотекарем (позже стал литсотрудником) в газету «Гудок», где обреталась вся одесская литературная мафия во главе с вездесущим Валентином Катаевым.

Илья Ильф снимал углы и комнатки, а Евгений поселился у брата, став Петровым с его легкой руки, написав однажды под этим псевдонимом рассказ. Так, собственно, и попался на сочинительскую удочку.

Ильф и Петров познакомились в «Гудке». Как гласит легенда, в момент знакомства Илья Ильф читал в курилке железнодорожный справочник и хохотал. Через 2 месяца после этого знакомства их обоих позвал в гости Валентин Катаев, сказал: «Я буду вашим Дюма-отцом, а вы моими литературными неграми» – и предложил им идею плутовского романа. «Негры» посмотрели друг на друга и согласились. Вообще-то этот роман, сатиру про НЭП, Катаев-старший должен был написать сам, но ему было лень, он хотел скорее в Батуми, а тут парни способные простаивают. Дело пошло быстро. Как уверял Катаев, все персонажи «12 стульев» написаны с натуры. То есть со знакомых и друзей. А сам он фигурирует в образе инженера Брунса из Батуми, который говорит своей жене: «Мусик. Готов гусик?!»

Прототипом Эллочки-людоедки стала сестра первой жены Катаева, бесконечно обсуждавшая моду и шопинг. Отец Федор Востриков – это смешная пародия на Федора Достоевского, которого считали тогда реакционным писателем. Даже письма жене отец Федор подписывал «твой вечный муж Федя», как Достоевский – «твой вечный муж Достоевский». И их газета «Гудок» в романе есть, только названа «Станок».


Илья и Петров // Global Look Press

Прототипы Бендера

Интересно, что в плане романа, которым снабдил Валентин Катаев своих «негров», точно не было одного персонажа – Остапа Бендера. Ильф и Петров его придумали сами. И реальных прототипов у Бендера как минимум два. Один – это Осип Шор, красавец-атлет огромного роста, одесская знаменитость и брачный авантюрист, представлявшийся, когда нужно было, и «гроссмейстером», и «художником», и «подпольщиком». Позже Шор поработал, как и Евгений Катаев (Петров), в Одесском угро и даже в ЧК, но всю жизнь мечтал уехать в Бразилию или Аргентину, носил поэтому капитанскую фуражку и шарф. В 30-х был арестован за какие-то махинации. Было дело, Осип Шор пришел к Ильфу и Петрову и потребовал денег за то, что они с него «лепили» Остапа Бендера, но не тут-то было. Вторым прототипом Бендера был сам Валентин Катаев. Они действительно похожи – в Катаеве был и гедонизм, и авантюрность, и бандитский шик. И к тому же Катаев-старший так же «командовал парадом», как и Бендер, то есть затеял и продвигал книжку и ее двух молодых авторов, как Бендер руководил аферой с поисками бриллиантов в стульях.

В общем, вышло все так круто, что Валентин Катаев, прочитав первую главу, объявил, что «негры» больше не негры, дальше они будут всё писать сами, а ему, когда роман выйдет, подарят золотой портсигар. И вот однажды соавторы пришли к Катаеву и вручили ему увесистый пакетик. В нем был золотой портсигар с бирюзой. Но маленький, женский.

«Эти жмоты поскупились на мужской!» – хохотал Катаев. «Братишка, лопай, что дают», – ответил Петров вполне в духе Бендера, и все трое отправились в «Метрополь» пьянствовать.

Роман стал сенсацией. Ильф наконец получил комнату в коммуналке напротив храма Христа Спасителя, и к нему приехала невеста из Одессы. Петров женился, уведя невесту у Олеши. Роман и его авторы выжили и уцелели в эпоху Сталина, может, потому, что по советской реальности они прошлись как бы не всерьез. Избегая трагизма и сознательно оставаясь где-то там, в аутсайде большой литературы. Интуиция подсказывала, что только так можно избежать политических обвинений.

Материал вышел в издании «Собеседник+» №08-2020 под заголовком «Как Ильф и Петров усидели на 12 стульях».

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector